Азбука грамматической помощи
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Даннная статья поможет в работе на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_dokument_v_formate_rtf.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
С первых дней работы в школе,меня мучила мысль о том,как помочь детям писать граммотнои при этом не испытывать дискомфорт.Обучать детей граммотности можно по-разному.Один способ-традиционный.Но я решила подойти к преподаванию языка творчески.Стала искать многт разнообразных форм,способов,методов,которые помогут научить детей писать граммотно.
Для ученика начальных классов написание безударного в корне,передача мыслей - орфографические джунгли.
1. Гербарий-коренярий.
Со 2 класса мы с детьми заводим блокнотик ( " Гербарий").На страницах нашего "гербария вырастают деревья.А расти дерево начинает с корня,и перечень корней с указаниями находится на последней странице.Я составила список распространённых корней в русском языке.Взрослому человеку узнать значение корня легко,а ребёнку необходимо почувствовать их.Ребёнку мало дать проверочное слово,надо научить его им пользоваться.Нужно удержать в сознании ребёнка всё "дерево.
словарь корней
Б:бег,(беж), Бед,бел,близ, бодр,бол(ь),Бор(ь) | В:вал,вар,вед,вез, велик,весен,вод. |
Г:глот,гляд,гор,гон. | Д:да,дав,давн,дал(ь). |
Е:един. | Ж:жал,жар,желт. |
С ребятами мы придумали правила коллекционера.Прошу детей нарисовать дома дерево с корнем (например -весен-.Урок начинается со словесной разминки.Дети садятся кругом,открывают свои словарики.В определённом ритме дети передаютпо часовой стрелке свои блокноты.Стоп! и по кругу каждый читает слово с корнем из того блокнота,который оказался у ребёнка на коленях.Так можно услышать много интересных слов.Сев на свои места, ребята записывают слова,которые им понравились (2-3 слова).Периодически я устраиваю блицдиктантики (по 1 слову с каждого дерева).При этом диктую не только я.А можно попросить детей за минуту написать как можно больше слов с данным корнем.
Таким образом ребята начинают узнавать везде,даже в слове,которое им раньше не встречалось.И им теперь не нужно искать,подбирать проверочное слово,
2. Дырявый текст.
В различных дидактических материалах,учебниках учащимся предлагают задания "вставить пропущенные буквы".Но это всё чужое,не собственного приготовления.Куда интереснее "латать" дырки друг у друга.Дырки, которые ты приготовил сам.
" Дырки" не могут быть в любом месте.Только в " слабом",там ,где тонко.Где тонко, там и рвётся! У гласных - своё "тонко", у согласных- "своё", и другие "тонкие"места.Каждая "дырка"-обязательно какая-нибудь орфограмма.
Ученик берёт чистый лист бумаги и книгу,которую в данный момент читает,выбирает из неё отрывок и переписывает его на свой лист,создавая из него свой "дырявый текст.На уроке ребята меняются своими текстами со своими соседями по парте и за 3-5 минут (карандашиком) латают соседские "дырки".Стоп! Поменялись тетрадями.Теперь берём ручку и ,сверяя с книгой,уже по-настоящему крепко латаем свой текст.Если карандаш не врёт, оставляем карандаш.Если сосед ошибся,то вытираем ластиком ошибку и пишем правильный вариант.Занят весь класс.
3.Знаки на полях.
В тетрадях учеников мы привыкли видеть на полях разные знаки (/-орфографическая ошибка,v-пунктуационная).А в тетрадях моих учеников на полях вы увидите цифры.Каждой ошибке соответствует своя цифра.Проверяя тетрадь,я могу исправить ошибку,просто зачеркнуть её или ничего не делать -всё зависит от хозяина тетради или от моего творческого замысла.На полях обязательно в определённом ряду появитсяцифра,которая указывает на определённую ошибку.и отправляет ученика к " Памятке работы над ошибками".Такая памятка есть у каждого ученика.
4. Умножение словарных слов.
Словарные слова,как и таблицу умножения надо знать наизусть.И таких слов целый толстый словарь.Эти слова нужно учить,и учить.Хорошо,когда ребёнок много читает.А если он не может запомнить?Как избежать зазубривания?Я решила разнообразить это нудное дело сюжетными ходами.
С классом мы договорились,если ошибся в словарном слове,то его необходимо написать на солнышке не меньше пяти раз,а затем нарисовать и вывесить на " стену страны грамматики".
5.Тетрадь многоразового использования.
Любой дидактический материал,написанный на обычном листе,долго " не живёт".А хочется через некоторое время вернуться к заданичм ,которые мы уже выполняли.Мне нужно было что-то многоразового использования.В моём арсенале появляются тетради из плёнки.Для начала ищу задания на необходимую орфограмму.Печатаю.Две страницы помещаю в файл.Вот и первая страница моей многоразовой теради.Все задания выполняем на время.Над заданиями ребёнок работает до тех пор,пока в работ е не будет ошибок.
Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями
Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...
Проект на тему "Азбука добрых слов" ( в помощь родителям)
Ко мне обратилась мама первоклассника с просьбой-Помогите с идейками, делаем с сыном школьный проект на тему Азбука добрых слов, просто написать буквы и наклеить картинки скучно, хочется чего-нибуть о...
Памятка в помощь к грамматическим заданиям по русскому языку.
Памятка поможет при синтаксическом разборе предложения, морфологическом разборе части речи, словообразовательном разборе слова по составу.Памятка состоит из двух листов формата А 4, которые сгибаются ...
Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков
Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...
Урок русскогоязыка. Постановка УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глагола»? Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных
Урок русского языка по системе "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"...
Основные грамматические правила за курс 2 класса в помощь родителям
Краткая информация по основным грамматическим правилам за курс 2 класса позволяет родителям оказать посильную помощь при выполнении домашних заданий и подготовке к тестовым и контрольным работам...
Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...