Урок 4 класс: "Наречие,как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зевакова Ирина Сергеевна

Конспект урока по русскому языку: "Наречие,как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4 класс: “Наречие, как часть речи”

1. Мотивационный момент:

 - Здравствуйте, ребята!!! Сегодня мне очень хочется урок русского языка начать со слов русского писателя  Александра Ивановича  Куприна: « Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседу. Посмотрите на наших гостей, подарите им свои улыбки. Посмотрите на меня – пожелаем друг другу удачи. Тихонечко садитесь.

- Как вы понимаете высказывание великого писателя о русском языке?

- Совершенно верно и мы с вами сегодня узнаем  ещё одну маленькую тайну русского языка, готовы?

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда  умеете их различать? (таблички: существительное, прилагательное, предлог, глагол, местоимение).

На доске записаны слова.

- Прочитайте слова с доски (один ученик читает)

Декабрь, хорошо, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, любить, лёгкий, рисовать, морозно, чудесный, смотреть.

- Ребята, сгруппируйте, пожалуйста, данные слова по частям речи.

На доске смарт:

сущ.              прил.                 глагол                ?

декабрь      русский             любить             хорошо

тетрадь        лёгкий            рисовать          аккуратно

пенал          чудесный         смотреть          морозно

-  Как же вам удалось найти имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

Что мы знаем о каждой части речи? (обобщение знаний о частях речи)

3. Постановка учебной проблемы.  Целеполагание.

- Ребята, прочитайте слова, которые остались у нас на доске. Ребята к какой группе относятся данные слова?

(у детей возникает проблема или кто-то говорит,  что это наречие)

- Хорошо! Много ли мы с вами знаем о такой части речи как наречие?

(нет)

- Какова цель нашего сегодняшнего урока?

(исследовать, изучить часть речи наречие)

- На какие вопросы нам необходимо будет ответить?

Задачи:

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Роль наречия в предложении.

5. Какую работу в языке выполняет?

4. Открытие нового знания.

- Для того чтобы ответить на эти вопросы мы с вами поработаем в  группах. Повернулись друг к другу. У вас на столах есть папочка, в ней лежит вопрос, на который вы должны ответить. Ответить на данный вопрос вам поможет задание. Приступаем.

1 группа:  

Вопрос: Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

Ответственный_________________________________________________________

Задание № 1: Прочитай, задай к выделенным наречиям вопрос, запиши его.

Весело_________ шагают, интересно ____________слушать,

Приехал___________ вчера, отдохнём_____________ потом.

Подписали_________ внизу, обошёл_____________ справа.

Повернул___________ налево, свернул______________ направо.

Капает _____________сверху, дует____________ снизу.

Сделай вывод: ______________________________________________________________________

Задание № 2. Ответь на вопрос: С какой частью речи связано наречие?

____________________________________

Наречие связано с глаголом и поясняет  его.

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает ___________________, значит наречие обозначает признак ________________________________.

Приготовь ответ:

Нашей группе необходимо было ответить на вопрос: Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

Прочитав словосочетания мы пришли к выводу, что  наречие связано с __________________

Приведи примеры_______________________________________________,  значит наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия.

Отвечает наречие на вопросы: ( КАК? )  ( КОГДА?)  ( ГДЕ? )  ( КУДА? )  ( ОТКУДА?)

Приведи примеры____________________________________________________

Учитель на доске вывешивает: таблички с вопросами и признак действия.

2 группа:

Вопрос: Как изменяется наречие?

Ответственный_________________________________________________________

Задание: Понаблюдай, как изменяется наречие рано.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод:

Наречия по числам ________________________________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ 

Сделайте вывод:

Наречия по родам ________________________________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

                        пр. в.

Образец:  появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод:

Наречия по временам ________________________________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод:

Наречия по лицам ________________________________________

Можно ли изменить форму наречия рано так, чтобы оно отвечало на один из падежных вопросов:

 Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________

Приготовь ответ.

Нашей группе необходимо было узнать - изменяется ли наречие. Мы изменяли форму наречия с глаголами разного числа (зачитай), с глаголами разного рода (зачитай), с глаголами разного времени (зачитай), с глаголами разного лица (зачитай), пробовали изменить по падежам, но у нас ничего не получилось. И мы пришли к выводу, что наречия не изменяются.

Учитель вывешивает на доску слово: не изменяется.

3 группа:

Вопрос: - Какова синтаксическая роль в предложении.

Ответственный_________________________________________________________

Задание: Прочитай предложение, сделай синтаксический разбор.

Реки покрывает он прочно гладким льдом.

Сделай вывод:

Каким членом предложения является наречие прочно?

1. Главный член предложения или нет, может ли быть подлежащим или сказуемым?

__________________________________________________________________

2. Это второстепенный член предложения, может ли наречие быть определением? Является ли наречие просто признаком?

______________________________________________________________________

3. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. На какой вопрос отвечает наречие прочно? Значит________________________________________________________________

4. Новый член предложения ______________________________________________________________

Приготовь ответ:

Нашей группе необходимо было ответить на вопрос:  какова роль наречия в предложении?

Мы выполнили синтаксический разбор предложения:

 Реки покрывает он прочно гладким льдом.

И пришли к выводу: наречие ________________________________ главным членом предложения, а значит оно не ______________________________________________________________________;

это ________________________________________предложения, но обозначает не просто признак, значит, _______________________________;

слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это ______________________________.

Значит, это новый член предложения

- Этот член предложения называется  «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и  подчеркивается: точка, тире.

 4 группа:

Вопрос: какова роль наречия в русском языке?

Прочитай текст:

В один из весенних дней ребята отправились в лес на прогулку. Погода испортилась. Пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок  шевелил вершины деревьев. Тишину леса нарушал стук дятла. Белка скакала с ветки на ветку.

 

Прочитай текст еще раз, вставляя вместо пропусков слова (используй слова для справок):

В один из весенних дней ребята отправились в лес на прогулку. _________ погода испортилась. __________ пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок __________ шевелил вершины деревьев. ___________ тишину леса нарушал стук дятла. Белка __________ скакала с ветки на ветку.

 Слова для справок: вдруг, опять, слегка, изредка, ловко.

- Какой текст был более интересен и понятен? 

Сделай вывод: для чего нужны слова в русском языке_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Приготовь ответ:

Нашей группе необходимо было ответить на вопрос:  какова роль наречия в  русском языке?

Мы прочитали текст без наречий, затем этот текст мы дополнили наречиями:

В один из весенних дней ребята отправились в лес на прогулку. _____________ погода испортилась. __________________ пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок ________________ шевелил вершины деревьев. _______________ тишину леса нарушал стук дятла. Белка _______________ скакала с ветки на ветку.

 И пришли к выводу о том, что наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой.

                                                           

Вывод:

- Ребята, кто может рассказать всё о наречии, пользуясь нашими вопросами?

(ответы на вопросы)

- Зачем нужны наречия в русском языке?

(….)

5. Проговаривание нового знания.

- Давайте, ребята, проверим нашу исследовательскую работу. Откройте учебник на стр. 111. Прочитайте правило. Сделайте вывод:

Наречие – это…

6. Закрепление нового материала.

1. Выполним с вами упражнение 442. Прочитайте задание. С какими словами нам необходимо составить предложения? Слова какой части речи отвечают на данные вопросы?

(наречия)

- Составьте предложение, используя наречия.

Записать два составленных предложения, подчеркнуть наречия, как член предложения.

2. Творческое задание на карточках:

Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

 • Пальчики оближешь - (вкусно)

• Битый час – (долго)

• Днем с огнем – (трудно)

• Кот наплакал – (мало)

• На край света – (далеко)

• Чуть свет – (рано)

• Как снег на голову – (неожиданно)

7. Обобщение. Итог урока.

Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

Все ли задачи были решены?

По вопросам: что обозначает,  на какой вопрос отвечает, как изменяется, член предложения, роль в речи.

8. Домашнее задание:

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр. № 439.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Части речи. Урок - закрепление" 3 класс

Урок по русскому языку, на котором дети показывают свои знания о частях речи, которые мы изучали во 2 классе и повторили в первой четверти...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....

Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока

Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»...