Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Знакомство с правилами речевого поведения. учитывающие возраст собеседников. Повторение правила о правописании в именах собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс урок русского языка
тема: Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.
Цель: знакомство с правилами речевого поведения, закрепление правописания имен собственных.
Задачи:
- научить правилам речевого общения
- закрепить правила написания имен собственных
- формировать умение запоминать правила правописания и применять их на письме.
- формировать умение анализировать текст;
- формировать умение наблюдать над значением слова, определять место звука в слоге
- способствовать развитию речи, памяти и мышления
- воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах
Оборудование: ПК, интерактивная доска, интерактивный плакат «Имена собственные», презентация, учебник «Русский язык» 1 класс автор С.В. Иванов, рабочая тетрадь, карточки с загадками для групповой работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Мы рады приветствовать Вас в классе, – Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Я желаю вам успешной работы на уроке русского языка. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! - Итак, начнем наш урок. -Выберите смайлик и покажите ваше настроение. | Проверяют готовность к уроку. Положительный настрой на работу на уроке. | Регулятивные Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний Цель: Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Слайд2. -Откройте учебники на с.30 -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, на слайде. -Прочитайте подписи к ним. -Что объединяет рисунки? -Почему важно знать свой возраст? -Что такое возраст? (возраст-период, ступенька в росте, развитии человека). -Прочитайте, что говорится в рубрике «Обрати внимание» о возрасте на с.32 -В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст? -При знакомстве, при записи в кружок или секцию, на приеме у доктора вы называете не только свой возраст, но и свое имя и фамилию. -А как пишутся имена людей? -Почему? | Рассматривают иллюстрацию Делают вывод Отвечают на вопросы Читают сведения -С заглавной букв -Это имена собственные | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. 6) формируем умение отвечать на вопросы, находить нужную информацию в учебнике Регулятивные УУД формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); |
3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы | Проанализируйте все, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сказать какой теме будет посвящен наш урок? О чем будем говорить? Какие задачи решать? - Каую цель поставим на уроке? -Сегодня на уроке мы разберем речевые ситуации, находясь в которых важно учитывать возраст человека, с которым вы общаетесь, закрепим знания об именах собственных. Ребята, вы можете точно сказать, сколько вам сейчас лет? (в точности до месяца). -Не все точно смогли сказать свой возраст. Интересно почему? -Давайте прочитаем диалог на с.32 у.1 -Может, из диалога мы узнаем, почему вы точно не определили свой возраст. -Почему же нельзя точно запомнить свой возраст? | Под руководством учителя формулируют учебную проблему. Возраст. Поведение человека. Имена собственные. Не совсем. | |
4.Открытие нового знания
| Работа в парах. Фиксация нового знания. -Вспомните правила парной работы. -Обсудите в парах задание -Выберите из слов в скобках, такое чтобы у вас получилось правильное красивое предложение. Подчеркните это слово. Почитайте получившееся предложение. -Обсуждение. -Найдите в упражнениии вопросительное предложение. Что послужило подсказкой? - Прочитайте его с правильной интонацией. -А как ответить на этот вопрос? -А взрослому человеку можно задать такой вопрос? -Проверьте свои предположения прочитав рубрику «Обрати внимание» на с.33 -Так кто из вас ответил правильно? Работа в тетради Запишите число Выпишите 2 предложения | -Чтение диалога по ролям -Возраст меняется потомучто мы растем, время идет. Строят предположения. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
5.Применение нового знания. Имена собственные. Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. 2.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся материала урока | -Ребята у писателя А. Шибаева, с произведениями которого вы знакомились на уроках чтения есть стихотворение, которое называется «Находка». -Объясните значение слова «находка». -Кто из вас что –нибудь находил? -Я думаю, что находка из стихотворения должна вас удивить. -Чтение стих-я находка, хорошо читающим учеником. С. 33-34 -Прочитайте выделенные слова Слайд3. Мишка мишка -Слова написаны по-разному. Почему? -В речи есть слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение Слайд3. Открыть иллюстрации. -Так почему слово Мишка написано с заглавной буквы? -какие еще слова относятся к именам собственным? Приведите примеры. | Чтение стих-я «Находка» Имеют разное значение. Мишка – имя собственное Мишка – имя собственное | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; |
6.Физминутка. | |||
7.Продолжение работы по теме «Имя собственное» 8.Закрепление. Цель: 1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
4.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | -Ребята, отгадайте загадку: Я под шапкою цветной Работа в рабочей тетради на печатной основе. -Откройте тетради. Дорисуйте грибочки. -Назовите буквы из упр.2 -Что общего у этих букв? -Давайте вспомним как правильно пишутся эти буквы. Слайд 5,6,7- письмо в воздухе -Запишите по 1 разу буквы второй строки. -Придумайте имена собственные в которых мы будем писать эти буквы. -Письмо под диктовку Боря, Дымок, Воронеж. -Взаимопроверка. С доски. -С какой буквы начинали писать эти слова? Почему? -А кроме имен собственных какие еще слова пишутся с заглавной буквы? Работа по интерактивному плакату. -Внимательно прочитайте слова, исправьте ошибки. Работа в группах. Работа со звуковыми моделями. Слайд8. Разделитесь на группы. Каждая группа получает карточку с загадкой. При помощи загадки группа узнает с каким, словом нужно работать. -отгадайте загадку и выберите соответствующую звуковую модель. Обсудите в группе, устно проведите звуковой анализ слова 1. Если с крыши потекло И сугробы ниже. Значит солнце припекло Убирайте ……. (лыжи) 2. Весь Антошка- шляпка да ножка. Дождь пройдет- он подрастет. (гриб) 3. Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой Ждет лошадка у ворот- Открывай пошире рот. (ложка) -Проверка. Дети называют соответствующую модель. -У каких слов звучание слова и написание не совпадают? (гриб, ложка) -Как это показано в звуковой модели? -А в слове лыжи нет ловушек? -Продолжаем раскрывать секреты речи. -Прочитайте предложения. Коллективная работа. -Вспомните о чем мы говорили в начале урока? -Верно, возраст есть не только у людей, но и у городов. -Прочитайте текст упр.6 с. 29 р.т. -Что интересного услышали? -назовите имена собственные, которые, встретились в тексте. -С какой буквы они записаны? Почему? -Что такое город? -город – крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики и заводы, учебные заведения, культурные учреждения. Городов в нашей стране очень много. И чтобы отличать города друг от друга каждому городу дали свое название. Названия городов –имена собственные и поэтому пишутся с большой буквы. -Назовите название города в котором мы живем. -А кто знает сколько лет нашему городу? Наш город образовался в -А как называется страна, в которой мы живем? -Россия – название страны, имя собственное пишем с заг. Буквы -А как называют нас, жителей России? -спишите 2-е предложение, подчеркните название страны. | Отвечают на вопросы Читают сведения Работа в рабочей тетради на печатной основе. Заглавные Слайд 5,6,7- письмо в воздухе Письмо букв Обмениваются тетрадями, взаимопроверка. С заглавной. Имена собственные Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Работа по интерактивному плакату. Исправляют ошибки. Работа в группах. Работа со звуковыми моделями. Отгадывают загадки Формулируют вывод Анализируют одинаковые по звучанию слова. Одно и тоже слово то с м. б, то с б.б Объясняют значение слов О возрасте Высказывают предположение Россия россияне | Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Познавательные УУД Работа с текстом |
9.Итог урока Цель: Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий | -Подведем итог. -Какие слова называют именами собственными? -Как они пишутся? -Сделайте вывод о правописании заглавных букв: Ставится буква у строчки в начале Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия, пишутся с нею Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы города. Буква большая совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! | Регулятивные УУД 1)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
10.Рефлексия Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | - Урок заканчиваем? - Да! - Потрудилась детвора. Мы – хороший, дружный … - Класс! - Получилось всё у вас? - Да! - Оцените свою работу. - Покажите своё настроение на смайликах. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. З...
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заг...
Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.
Цель: · научить правилам речевого общения;· закрепить правила написания имен собственных;· ф...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных".
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...