Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Знакомство с правилами речевого поведения. учитывающие возраст собеседников. Повторение правила о правописании в именах собственных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс урок русского языка

тема: Правила речевого  поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.

Цель: знакомство с правилами речевого поведения, закрепление правописания имен собственных.

Задачи:

  • научить правилам речевого общения
  • закрепить  правила написания имен собственных
  • формировать умение запоминать правила правописания и применять их на письме.
  • формировать умение анализировать текст;
  • формировать умение наблюдать над значением слова, определять место звука в слоге
  • способствовать развитию  речи, памяти и мышления
  • воспитывать культуру поведения при работе в парах и  группах

Оборудование: ПК, интерактивная доска,  интерактивный плакат  «Имена собственные», презентация, учебник «Русский язык» 1 класс автор С.В. Иванов, рабочая тетрадь, карточки с загадками для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Слайд 1.

 Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Я желаю вам успешной работы на уроке русского языка.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

- Итак, начнем наш урок.

-Выберите  смайлик  и  покажите  ваше  настроение.

Проверяют готовность к уроку.

Положительный настрой на работу на уроке.

Регулятивные Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Актуализация знаний

Цель: Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Слайд2.

-Откройте учебники на с.30

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, на слайде.

-Прочитайте подписи к ним.

-Что объединяет рисунки?

-Почему важно знать свой возраст?

-Что такое возраст?

(возраст-период, ступенька в росте, развитии человека).

-Прочитайте, что говорится в рубрике «Обрати внимание» о возрасте на с.32

-В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст?

-При знакомстве, при записи в кружок или секцию, на приеме у доктора вы называете не только свой возраст, но и свое имя и фамилию.

-А как пишутся имена людей?

-Почему?

Рассматривают иллюстрацию

Делают вывод

Отвечают на вопросы

Читают сведения

-С заглавной букв

-Это имена собственные

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

6) формируем умение отвечать на вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Регулятивные УУД

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

Проанализируйте все, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сказать какой теме будет посвящен наш урок? О чем будем говорить?

Какие задачи решать?

- Каую цель поставим на уроке?

-Сегодня на уроке мы разберем речевые ситуации, находясь в которых важно учитывать возраст человека, с которым вы общаетесь, закрепим знания об именах собственных.

Ребята, вы можете точно сказать, сколько вам сейчас лет? (в точности до месяца).

-Не все точно смогли сказать свой возраст. Интересно почему?

-Давайте прочитаем диалог на с.32 у.1

-Может, из диалога мы узнаем, почему вы точно не определили свой возраст.

-Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?

Под руководством учителя формулируют учебную проблему.

Возраст. Поведение человека.

Имена собственные.

Не совсем.

4.Открытие нового знания

   

Работа в парах. Фиксация нового знания.

-Вспомните правила парной работы.

-Обсудите в парах  задание

-Выберите из слов в скобках, такое чтобы у вас получилось правильное красивое предложение. Подчеркните это слово. Почитайте получившееся предложение.

-Обсуждение.

-Найдите в упражнениии вопросительное предложение. Что послужило подсказкой?

- Прочитайте его с правильной интонацией.

-А как ответить на этот вопрос?

-А взрослому человеку можно задать такой вопрос?

-Проверьте свои предположения прочитав рубрику «Обрати внимание» на с.33

-Так кто из вас ответил правильно?

Работа в тетради

Запишите число

Выпишите 2 предложения

-Чтение диалога по ролям

-Возраст меняется потомучто мы растем, время идет.

Строят предположения.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

5.Применение нового знания.

Имена собственные.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала.

2.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся материала урока

-Ребята у писателя А. Шибаева, с произведениями которого вы знакомились на уроках чтения есть стихотворение, которое называется «Находка».

-Объясните значение слова «находка».

-Кто из вас что –нибудь находил?

-Я думаю, что находка из стихотворения должна вас  удивить.

-Чтение стих-я находка, хорошо читающим учеником. С. 33-34

-Прочитайте выделенные слова

Слайд3.

Мишка   мишка

-Слова написаны по-разному. Почему?

-В речи есть слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение

Слайд3. Открыть иллюстрации.

-Так почему слово Мишка написано с заглавной буквы?

-какие еще слова относятся к именам собственным? Приведите примеры.

Чтение стих-я «Находка»

Имеют разное значение. Мишка – имя собственное

Мишка – имя собственное

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

6.Физминутка.

7.Продолжение работы по теме «Имя собственное»

8.Закрепление.

Цель:

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

   

4.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

 -Ребята, отгадайте загадку:

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

-Откройте тетради. Дорисуйте грибочки.

-Назовите буквы из упр.2

-Что общего  у  этих букв?

-Давайте вспомним как правильно пишутся эти буквы.

Слайд 5,6,7- письмо в воздухе

-Запишите по 1 разу буквы второй строки.

-Придумайте имена собственные в которых мы будем писать эти буквы.

-Письмо под диктовку

Боря, Дымок, Воронеж.

-Взаимопроверка. С доски.

-С какой буквы начинали писать эти слова?

Почему?

-А кроме имен собственных какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

Работа по интерактивному плакату.

-Внимательно прочитайте слова, исправьте ошибки.

Работа в группах.

Работа со звуковыми моделями.

Слайд8.

Разделитесь на группы.

Каждая группа получает карточку с загадкой. При помощи загадки группа узнает с каким, словом нужно работать.

-отгадайте загадку и выберите соответствующую звуковую модель. Обсудите в группе, устно проведите звуковой анализ слова

1. Если с крыши потекло

И сугробы ниже.

Значит солнце припекло

Убирайте ……. (лыжи)

2. Весь Антошка- шляпка да ножка.

Дождь пройдет- он подрастет.    (гриб)

3. Длиннохвостая лошадка

Привезла  нам каши сладкой

Ждет лошадка у ворот-

Открывай пошире рот.   (ложка)

-Проверка. Дети называют соответствующую модель.

-У каких слов  звучание слова и написание не совпадают? (гриб, ложка)

-Как это показано в звуковой модели?

-А в слове лыжи  нет ловушек?

-Продолжаем раскрывать секреты речи.

-Прочитайте предложения.

Коллективная работа.

-Вспомните о чем мы говорили в начале урока?

-Верно, возраст есть не только у людей, но и у городов.

-Прочитайте текст упр.6 с. 29 р.т.

-Что интересного услышали?

-назовите имена собственные, которые, встретились в тексте.

-С какой буквы они записаны? Почему?

-Что такое город?

 -город – крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики и заводы, учебные заведения, культурные учреждения.

Городов в нашей стране очень много. И чтобы отличать города друг от друга  каждому городу дали свое название. Названия городов –имена собственные и поэтому пишутся с большой буквы.

-Назовите название города в котором мы живем.

-А кто знает сколько лет нашему городу?

Наш город образовался в

-А  как  называется страна, в которой мы живем?

-Россия – название страны, имя собственное пишем с заг. Буквы

-А как называют нас, жителей России?

-спишите 2-е предложение, подчеркните название страны.

Отвечают на вопросы

Читают сведения

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

Заглавные

Слайд 5,6,7- письмо в воздухе

Письмо букв

Обмениваются тетрадями, взаимопроверка.

С заглавной.

Имена собственные

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Работа по интерактивному плакату.

Исправляют ошибки.

Работа в группах.

Работа со звуковыми моделями.

Отгадывают загадки

Формулируют вывод

Анализируют одинаковые по звучанию слова.

Одно и тоже слово то с м. б, то с б.б

Объясняют значение слов

О возрасте

Высказывают предположение

Россия

россияне

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Познавательные УУД

Работа с текстом

9.Итог урока

Цель:

Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

-Подведем итог.

-Какие слова называют именами собственными?

-Как они пишутся?        

-Сделайте вывод о правописании заглавных букв:

Ставится буква у строчки в начале

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Регулятивные УУД

1)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10.Рефлексия

Цель:

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

- Урок заканчиваем?

- Да!

- Потрудилась детвора.

  Мы – хороший, дружный …

- Класс!

- Получилось всё у вас?

- Да!

- Оцените свою работу.

- Покажите  своё  настроение  на  смайликах.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.

Цель: ·       научить правилам речевого общения;·       закрепить правила написания имен собственных;·       ф...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...