Урок русского языка в 3 классе "Местоимение. Употребление местоимений в речи."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Местоимение. Употребление местоимений в речи." в 3 классе. Данный урок является первым по теме "Местоимение" в соответствии с программой "Русский язык" авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. по УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie._upotreblenie_mestoimeniy_v_rechi.docx | 26.28 КБ |
mestoimenie._upotreblenie_mestoimeniy_v_rechi.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №2»
Местоимение. Употребление местоимений в речи.
(Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспектива»).
Подготовила:
Мульдиярова Наталья Николаевна,
учитель 1 квалификационной категории.
г.Альметьевск, 2017.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи.
Задачи:
- Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
- Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: распознавать местоимения среди других частей речи, заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст).
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.
Ход урока:
I.Мотивирование к учебной деятельности.
- Встаньте, дети, не ленитесь!
Все мне дружно улыбнитесь!
Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи
- Посмотрите, всё ли у вас есть для успешной работы на уроке?
- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?
II.Актуализация знаний.
- Словарная работа.
- Какое слово пропущено в предложении?
Слайд 2.
…- Родина моя.
-Что можете сказать об этом слове? (слово Россия- словарное слово. В его записи используется удвоенная буква с )
Запишите слово в тетрадь. Образуйте однокоренное прилагательное, запишите.
- Как называются люди, проживающие на территории России? (россияне). Запишите слово в тетрадь.
-Замените слово «Родина» синонимом. (Отчизна)
-Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет
(глагол)
III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?
-Готовы ли вы изучать новые?
Слайд 3.
-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы (работа в парах с последующей взаимопроверкой)
Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы
-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.
-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните эту группу своими примерами. Что общего у всех этих слов?
-По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.
-Как вы думаете, какие слова остались?
- Кто помнит, как называется эта часть речи?(Местоимения)
- Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней?
- Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
IV. «Открытие нового знания».
-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)
В лесу расцвели прекрасные ландыши. Ландыши охраняются государством.
-Что записано на доске? (предложение)
-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?
-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово ландыши местоимением они)
-Хорошо правильно!
-О чем говорится в первом предложении?
-А во втором?
-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?
-Для чего мы заменили слово ландыши словом они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)
-На кого указало нам слово «они»?
Какой частью речи является это слово?
-Где можно проверить наши предположения?
-Откройте учебник на странице 47.
-Как образовалось слово МЕСТОИМЕНИЕ?
-Из каких частей состоит это слово?
-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)
IV. Физминутка на внимание.
-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
-О чем этот текст? Что будет, если мы сорвем все цветы?
Необходимо бережно относиться к природе!
V. Первичное закрепление.
-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?
-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)
Слайд 4.
-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»? (одушевлённость и неодушевлённость; бывают собственными или нарицательными; мужского, женского или среднего рода)
- Как изменяется имя существительное? ( по числам и падежам)
-Давайте понаблюдаем, какие признаки имеет местоимение.
Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)
-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)
-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.
-Что не понравилось вам в тексте?
-Какую роль играют местоимения?
Как бы вы изменили текст?
-Сделайте вывод.
Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.
Местоимение в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами не можем обойтись.
VII.Включение нового знания в систему знаний.
Слайд 5.
-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужные местоимения
Россия- это страна, в которой …живу. …свободная и миролюбивая. В …люди работают и учатся. …занимаются любимым делом, воспитывают детей.
Наша страна занимает огромную территорию. Когда …ездили на Дальний Восток, то проезжали через всю Россию. …видела много красивых мест.
Хочу, чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и …, ведь … -малая частица своей страны. Все …люди, как цветы и деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.
-Прочитайте. Какие слова вставили?
-Какой частью речи они являются?
-Для чего мы выполнили это задание?( учились правильно и точно употреблять местоимение)
VIII. Итог урока.
Слайд 6.
Игра «Закончи предложение»
1.Местоимение- это … (самостоятельная часть речи)
2.Местоимения отвечают на те же вопросы, … (что и имена существительные)
3.Личные местоимения … (я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они) не называют предметы, а … (только указывают на них).
IX.Рефлексия.
Слайд 7.
Оцените свою работу на уроке, выберите одно из предложений:
Мне все понятно, я- молодец!
У меня не всё получалось, но я старался.
Мне надо быть внимательнее!
Домашнее задание.
Слайд 8.
Страница 48 упражнение 85
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… - Родина моя.
Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы
Имя существительное Одушевлённые и неодушевлённые . Собственные или нарицательные Имеют род ( м.р ., ж.р ., ср.р .) Изменяется по числам ( ед.ч. – мн.ч .) Изменяются по падежам.
РАБОТА В ГРУППАХ. -Вместо пропусков вставьте нужные местоимения Россия- это страна, в которой … живу. … свободная и миролюбивая. В … люди работают и учатся. … занимаются любимым делом, воспитывают детей. Наша страна занимает огромную территорию. Когда … ездили на Дальний Восток, то проезжали через всю Россию. … видела много красивых мест. Хочу , чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и … , ведь … - малая частица своей страны. Все … люди, как цветы и деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.
Итог урока: Местоимение – это Местоимения отвечают на те же вопросы , Личные местоимения не называют предметы, самостоятельная часть речи что и имена существительные я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они а только указывают на них
Домашнее задание Упр. 85 , с. 48 . Выучить правило на стр.47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»
План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи....
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс
Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...
Технологическая карта урока русского языка «Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный...
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Урок предназначен для обуающихся 2 класса. Программа "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...
Технологическая карта урока русского языка - "Значение и употребление местоимений в речи" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Значение и употребление местоимений в речи»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о местоим...
Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о том, что такое глагол, о его употребление речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить знан...