"Количественный и порядковые числительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Бунеева Анастасия Витальевна

Открытый урок на тему: "Количественные и порядковые числительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Количественные и порядковые числительные».

Цель урока: познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи.

Задачи:

1.        Продолжить знакомство с именем числительным как частью речи; Научить использовать имена числительные в речи;

2.        Развивать познавательную компетентность: мышление, память, воображение.

3.        Формировать навыки культуры общения.

Оборудование: электронная презентация, карточки с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари, mimio доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дружно встали, подтянулись,

   Гостям мило улыбнулись,

   Посмотрели на меня.

   Работать готовы?

- Да.

II. Основная часть.

-Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

- Ребята, я недавно познакомилась с интересными стихотворениями. Послушайте первое.

Существительное- школа, просыпается – глагол.

С прилагательным веселый новый школьный день пришел.

- Какие части речи вы услышали в стихотворении?

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Давайте сделаем морфологический разбор слов: школа, школьный и просыпается.

- Первый ряд выполняет морфологический разбор имени существительного «школа», второй ряд – имени прилагательного «школьный», третий ряд – глагола «просыпается».

- Хорошо. Молодцы!

III. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

- А теперь послушайте второе стихотворение и подумайте про что оно.

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

                              П.Чесноков

- Про что это стихотворение? (Имя числительное).

- Правильно. А как вы догадались?

- В стихотворении были вопросы «Сколько?» и «Который?».

- Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопрос «Сколько?».

- Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопрос «Который? Какой?».

- Девять, пятый, шесть, второй.

-А что обозначают (называют) эти слова?

-Количество предметов, порядок предметов при счете.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока.

 - Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

 IV. Изучение нового материала

-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их разделить на группы?

-Да.

 - С помощью чего вы будете делить?

- С помощью вопросов.

 -Какие числительные будут в первой группе?

- Девять, шесть.

 -Во второй группе?  

- Второй.

 -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

- Количество предметов.

 - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?  

- Порядок предметов при счете.

-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?

 -Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.

 -Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.

 -Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.111 (Читает правило ученик).

V. Физминутка.

 Раз – прогнуться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на стульчик тихо сесть.

 - Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

- Имена числительные.

 - Какие это числительные?

- Количественные.

 - Почему? Как определили?

- Отвечают на вопрос сколько?

VI. Работа с учебником.

- А мы сейчас с вами побудем волшебниками. Посмотрите в учебник на с.111 упр. 185.

- Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

- Что у вас получилось?

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

VII. Закрепление изученного.

- А сейчас посмотрите на парты. На них лежат карточки с заданиями. Посмотрите карточки. У каждого ряда свое задание. Можете приступать.

(Карточки с фразеологизмами, пословицами, загадками).

- Первый ряд, с чем вы работали?

- С фразеологизмами.

- Что такое фразеологизм?

- Хорошо, молодцы!

- Посмотрите какие имена числительные нам встретились в фразеологизмах.

- Первый вариант спишите один фразеологизм с количественным числительным, а второй вариант – с порядковым.

- Второй ряд, с чем вы работали?

- С пословицами.

- Какие получились пословицы?

- Хорошо, молодцы!

- Посмотрите какие имена числительные нам встретились в пословицах.

- Первый вариант спишите одну пословицу с порядковым числительным, а второй вариант – с количественным.

- Третий ряд, с чем вы работали?

- С загадками.

- И в загадках нам тоже встретились имена числительные?

- Вы загадывайте нам загадки, а попробуем отгадать. А вы нам скажете: отгадали мы или нет.

- Посмотрите какие имена числительные нам встретились в загадках.

- Хорошо, молодцы!

VIII. Закрепление новых знаний. Контроль.

Самостоятельная работа (2 варианта).

В - 1.

Фамилия, имя_______________________________________

1.        Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)

Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

В - 2.

Фамилия, имя_______________________________________

1.        Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.

IX. Рефлексия с ребусами.

- Числа не только окружают нас повсюду, встречаются в фразеологизмах, пословицах, загадках. Еще числа могут использоваться и в ребусах. Давайте их разгадаем.

- А теперь составьте из отгаданных слов одно-два предложения.  

X. Обобщение знаний. Итог.

- Что мы узнали об имени числительном?

- Чему учились на уроке?

XI. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь – упр.127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть

Конспект урока  математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...

Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

Первые дни ребенка в школе. Подготовка к изучению математики....

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....

План интегрированного урока по теме «Повторение количественных и порядковых числительных» 3 класс (английский язык и математика)

Тема урока:  Повторение количественных и порядковых числительныхТип урока:  комбинированныйЦели урока: предметная - создание условий для самореализации обучающихся при решении поставленных в...

Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.»

laquo;Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные  и временные представления.»...

Тренировочные упражнения по теме "Количественные и порядковые числительные"

Цель данной работы - формирование умения различать количественные и порядковые числительные; называть порядковые числительные; называть даты. Обучающиеся, выполняя задания, повторяют названия месяцев,...