"Количественный и порядковые числительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Открытый урок на тему: "Количественные и порядковые числительные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Количественные и порядковые числительные».
Цель урока: познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с именем числительным как частью речи; Научить использовать имена числительные в речи;
2. Развивать познавательную компетентность: мышление, память, воображение.
3. Формировать навыки культуры общения.
Оборудование: электронная презентация, карточки с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари, mimio доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Дружно встали, подтянулись,
Гостям мило улыбнулись,
Посмотрели на меня.
Работать готовы?
- Да.
II. Основная часть.
-Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
- Ребята, я недавно познакомилась с интересными стихотворениями. Послушайте первое.
Существительное- школа, просыпается – глагол.
С прилагательным веселый новый школьный день пришел.
- Какие части речи вы услышали в стихотворении?
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Давайте сделаем морфологический разбор слов: школа, школьный и просыпается.
- Первый ряд выполняет морфологический разбор имени существительного «школа», второй ряд – имени прилагательного «школьный», третий ряд – глагола «просыпается».
- Хорошо. Молодцы!
III. Сообщение темы урока и постановка цели урока.
- А теперь послушайте второе стихотворение и подумайте про что оно.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
П.Чесноков
- Про что это стихотворение? (Имя числительное).
- Правильно. А как вы догадались?
- В стихотворении были вопросы «Сколько?» и «Который?».
- Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопрос «Сколько?».
- Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопрос «Который? Какой?».
- Девять, пятый, шесть, второй.
-А что обозначают (называют) эти слова?
-Количество предметов, порядок предметов при счете.
- Определите тему нашего сегодняшнего урока.
- Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
IV. Изучение нового материала
-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их разделить на группы?
-Да.
- С помощью чего вы будете делить?
- С помощью вопросов.
-Какие числительные будут в первой группе?
- Девять, шесть.
-Во второй группе?
- Второй.
-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?
- Количество предметов.
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?
- Порядок предметов при счете.
-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.111 (Читает правило ученик).
V. Физминутка.
Раз – прогнуться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?
- Имена числительные.
- Какие это числительные?
- Количественные.
- Почему? Как определили?
- Отвечают на вопрос сколько?
VI. Работа с учебником.
- А мы сейчас с вами побудем волшебниками. Посмотрите в учебник на с.111 упр. 185.
- Превратите количественные числительные в порядковые числительные.
- Что у вас получилось?
(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
VII. Закрепление изученного.
- А сейчас посмотрите на парты. На них лежат карточки с заданиями. Посмотрите карточки. У каждого ряда свое задание. Можете приступать.
(Карточки с фразеологизмами, пословицами, загадками).
- Первый ряд, с чем вы работали?
- С фразеологизмами.
- Что такое фразеологизм?
- Хорошо, молодцы!
- Посмотрите какие имена числительные нам встретились в фразеологизмах.
- Первый вариант спишите один фразеологизм с количественным числительным, а второй вариант – с порядковым.
- Второй ряд, с чем вы работали?
- С пословицами.
- Какие получились пословицы?
- Хорошо, молодцы!
- Посмотрите какие имена числительные нам встретились в пословицах.
- Первый вариант спишите одну пословицу с порядковым числительным, а второй вариант – с количественным.
- Третий ряд, с чем вы работали?
- С загадками.
- И в загадках нам тоже встретились имена числительные?
- Вы загадывайте нам загадки, а попробуем отгадать. А вы нам скажете: отгадали мы или нет.
- Посмотрите какие имена числительные нам встретились в загадках.
- Хорошо, молодцы!
VIII. Закрепление новых знаний. Контроль.
Самостоятельная работа (2 варианта).
В - 1.
Фамилия, имя_______________________________________
1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
В - 2.
Фамилия, имя_______________________________________
1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)
Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.
IX. Рефлексия с ребусами.
- Числа не только окружают нас повсюду, встречаются в фразеологизмах, пословицах, загадках. Еще числа могут использоваться и в ребусах. Давайте их разгадаем.
- А теперь составьте из отгаданных слов одно-два предложения.
X. Обобщение знаний. Итог.
- Что мы узнали об имени числительном?
- Чему учились на уроке?
XI. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь – упр.127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть
Конспект урока математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...
Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.
Первые дни ребенка в школе. Подготовка к изучению математики....
План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".
Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....
План интегрированного урока по теме «Повторение количественных и порядковых числительных» 3 класс (английский язык и математика)
Тема урока: Повторение количественных и порядковых числительныхТип урока: комбинированныйЦели урока: предметная - создание условий для самореализации обучающихся при решении поставленных в...
Технологическая карта урока русского языка " Количественные и порядковые числительные" 4 класс 21 век
технологическая карта урока...
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.»
laquo;Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.»...
Тренировочные упражнения по теме "Количественные и порядковые числительные"
Цель данной работы - формирование умения различать количественные и порядковые числительные; называть порядковые числительные; называть даты. Обучающиеся, выполняя задания, повторяют названия месяцев,...