Урок русского языка "Сочетание чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
1 класс, 2 полугодие
УМК «Планета знаний»
Предмет: русский язык
Тема: «Сочетание чу-щу».
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель:
Сформировать представление о написании сочетаний чу-щу и умение писать слова с данной орфограммой; закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя; сформировать опыт выполнения пробного действия, выполнения и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии; тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, аналогию; закрепить умение действовать по установленному правилу, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах.
Формировать Универсальную Учебную Деятельность (УУД):
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; знать правила работы в группе и стремиться выполнять их, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
основные - Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 1 класс стр.52-53.
дополнительные –карточки с сочетаниями жи-ши ча-ща чу-щу
карточки со словами: Ж знь, лыж , маш на, камыш ,ч йка, ч щ , пищ .
набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и (на каждого)
карточки-образцы для самопроверки: Жизнь, лыжи, машина, камыши, чайка, чаща, пища.
алгоритм: произнеси слово----определи опасное место---примени правило---обозначь орфограмму
карточка с заданием для пробного действия: щ ка, ч лок
рабочая тетрадь №2 к учебнику
слайд для самоконтроля
рабочая тетрадь на печатной основе
фигурки яблок красного, зеленого, желтого цвета для этапа рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_rus.yaz_chu-shchu.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс, 2 полугодие
Учитель: Меметова О. А.
Кол-во учащихся: 31 чел.
УМК «Планета знаний»
Предмет: русский язык
Тема: «Сочетание чу-щу».
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель:
Сформировать представление о написании сочетаний чу-щу и умение писать слова с данной орфограммой; закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя; сформировать опыт выполнения пробного действия, выполнения и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии; тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, аналогию; закрепить умение действовать по установленному правилу, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах.
Формировать Универсальную Учебную Деятельность (УУД):
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; знать правила работы в группе и стремиться выполнять их, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
основные - Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 1 класс стр.52-53.
дополнительные –карточки с сочетаниями жи-ши ча-ща чу-щу
карточки со словами: Ж знь, лыж , маш на, камыш ,ч йка, ч щ , пищ .
набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и (на каждого)
карточки-образцы для самопроверки: Жизнь, лыжи, машина, камыши, чайка, чаща, пища.
алгоритм: произнеси слово----определи опасное место---примени правило---обозначь орфограмму
карточка с заданием для пробного действия: щ ка, ч лок
рабочая тетрадь №2 к учебнику
слайд для самоконтроля
рабочая тетрадь на печатной основе
фигурки яблок красного, зеленого, желтого цвета для этапа рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.
1.Мотивация к учебной деятельности. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» -Чему мы учились на предыдущих уроках рус.яз(правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща Выставляю на доске карточки с сочетаниями жи-ши, ча-ща -Вы уверены, что научились правильно их писать и мы можем перейти к изучению нового?(да) -А как вы изучаете новое?(Мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами найти способ действия) -Вам хочется узнать новое?(да) -Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое?(повторить то, что нам нужно, чтобы узнать новое) | Актуализировать требования к учебной деятельности учащихся. Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. УУД Уметь сосредоточиться, настроиться на урок (личностные) Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные) |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. На доске выставляется карточкаи со словами: Ж знь, лыж , маш на, камыш , ч йка, ч щ , пищ . -Как вы думаете, какое задание вы будете сейчас выполнять?(вставлять пропущенные буквы) -Верно, только надо не просто вставить буквы, а ещё и обосновывать ее выбор, почему надо писать именно эту букву. Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?(правила «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща».) -А как вы будете действовать?(Будем проговаривать последовательность действий.) Располагаю на доске рассыпанные блоки алгоритма: Обозначь орфограмму, произнеси слово, примени правило, определи опасное место. -Посмотрите на доску. Все согласны с последовательностью записанных на доске действий?(нет). -Почему? (шаги действий идут не по порядку) -Предлагаю вам правильно расставить блоки . Почему последовательность шагов будет именно такой? Какое именно правило вы будете применять для данных слов?(жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а) Подставляю возле шага «Примени правило» карточки с сочетаниями жи-ши, ча-ща. -Теперь можем выполнять задание?(да) Я произношу слово, вы поднимаете карточку с гласной буквой, которую нужно вставить в слово. Проверяем по образцу. Выставляю на доске карточки-образцы для самопроверки: Жизнь, лыжи, машина, камыши, чайка, чаща, пища. -У кого есть ошибки? Что вам надо повторить? Пробное действие. -Какое задание я вам сейчас предложу?(в котором есть затруднение) -Для чего вы будете выполнять это задание?(чтобы понять, что мы не знаем) На доске выставляется карточка с заданием пробного действия: щ ка, ч лок -Прочитайте слова, определите, какие буквы надо вставить в эти слова. Поднимите карточку с нужной гласной буквой. У вас получились разные ответы. Кто может доказать правильность своего выбора?(не можем, не знаем правило) | Организовать обобщение актуализированных знаний. Предложить задание для выполнения учащимися пробного учебного действия. Организовать фиксирование индивидуального затруднения. УУД Уметь воспроизвести полученные ранее знания (личностные) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные) |
3.Выявление места и причины затруднения. -Какое задание вы выполняли?(вставляли буквы в слова «щука» и «чулок» -В каком месте вы засомневались?(какую букву вставить после «ч» и «щ») Почему возникло такое сомнение? (мы не знаем правила, какую букву надо писать после «ч» и «щ» - «У» или «ю») | Выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения. УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного(познавательные) |
4.Построение проекта выхода из затруднения. -Значит, какая будет у вас цель?(узнать с какой буквой «у» или «ю» писать сочетания чу-щу) -Сформулируйте тему нашего урока?(правописание сочетаний чу-щу) -Поскольку данные сочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова. Работаем с учебником стр 52 упр.1. Прочтите строки из сказок А. С. Пушкина, обратите внимание на написание выделенных слогов. -Кто готов рассказать о своём открытии? Учащиеся формулируют правило сами: в сочетаниях чу-щу после ч и щ пишем букву у. _Как же нам нужно было написать слова «щука» и «чулок»?(нужно писать с буквой У) -Давайте прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы рассуждали? Какую цель мы ставили?( выяснить с какой буквой у или ю надо писать сочетания чу-щу) Достигли поставленной цели?(да) -Посмотрите на наш прежний алгоритм и скажите, подходит ли он вам для определения написания букв у или ю в сочетаниях чу-щу?(да) -Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться?(подставить возле шага «примени правило» карточку с сочетаниями чу-щу. Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем. | Организовать постановку цели урока. УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(регулятивные) |
5.Физкультурная минутка | см. санитарные правила и нормы п.10.10 |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Какие наши дальнейшие действия?(нам надо потренироваться) -Для тренировки предлагаю выполнить упр 2 на стр 52.Работаем в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило. Правые выполняют правый столбик, левые – левый. . | Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи УУД Знать правило работы в группе и стремиться выполнять их, слушать и понимать речь других(коммуникативные) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать известное от неизвестного(познавательные) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(регулятивные) |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работаем в рабочей тетради к учебнику с.10. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило. Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по готовому образцу (слайд). -Если вы нашли в своей работе ошибки исправьте их зеленой пастой. У кого есть ошибка? Почему она возникла? Молодцы, что разобрались в своих ошибках и исправили их. Молодцы те, кто не сделал ошибок! | Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организовать самопроверку по эталону. Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (регулятивные) Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные) |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. -С каким затруднением на уроке вы столкнулись? Какую цель ставили на уроке? Достигли цели? Как пишутся сочетания чу-щу? Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать сочетания чу-щу -поднимите красное яблочко. Если у вас есть сомнение – жёлтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения – зелёное. | Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности (личностные) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....