Грамматическая основа предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

первичные навыки работы с информацией: находить главное, преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему;

  развитие умений находить грамматическую основу предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr.os_.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Грамматическая основа предложения.

Цель:

   первичные навыки работы с информацией: находить главное, преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему;

  развитие умений находить грамматическую основу предложения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4   3

1. Словарная работа с включением проверки домашнего задания.

– Решите грамматические задачи. Записывайте словарные слова, которые мы изучили, в столбик.

а) Это слово называет неодушевлённый предмет, который относится к школьным принадлежностям. Оканчивается слово на твёрдый глухой шипящий звук. В его написании есть три буквы а. (Карандаш.)

б) Это слово – название одушевлённого предмета, который имеет две ноги. Начинается слово с мягкого глухого шипящего звука. Состоит из трёх слогов, шести букв и шести звуков. (Человек.)

– Запишите к этим словам подходящие слова-названия признаков.

2. – Если я хочу сказать о чём-то сильно звучащем, я скажу… громко.

Знакомство с новым словарным словом громко.

а) – Разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

б) – Составьте грамматическую задачу (про звуки и буквы) об этом слове.

в) – Подберите к нему подходящие по смыслу слова-названия

действий. Запишите понравившееся сочетание (громко кричать, сказать, стучать).

– В каком ещё слове, которое мы изучали на предыдущих уроках, на конце пишется о? (Весело.)

3. Проверка тестового задания № 2, тема 6 из Рабочей тетради.

– На какие вопросы отвечают слова-названия действий?

– На какой вопрос нужно было искать слова в смешном стихотворении Э. Лира из задания № 2?

– Приведите примеры таких слов из задания. В какой строке их нет?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1  3  1

1. Наблюдение над построением предложений.

– Прочитайте запись на доске.

В грозу … … под деревом.

– Понятна ли вам эта запись? Почему?

– Каких слов не хватает? (Зайчик прячется, дети спрятались.) Вставьте!

– Что получилось?

Учитель может предупредить, что прятаться в грозу под деревьями нельзя, электрический разряд может попасть в дерево и убить человека.

– На какие вопросы отвечают вставленные в предложения слова?

(Кто? что делает? сделали?)

– Что они называют? (Предметы и действия.)

2. Формулирование учителем цели урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении главные слова, центр предложения.

– Ребята, а что означает слово центр? Где вы встречались с ним? (Центр – главная часть: центр города; важный пункт чего-нибудь: торговый центр; ведущее учреждение: центр управления полётом.)

– Оказывается, такой центр (главная часть) есть и в предложении. Ученикам можно сказать, что он называется грамматической основой.

– Как же мы будем искать центр в предложении? Разработайте план ваших действий.

План (примерный).

1. Определить, какие слова составляют центр предложения.

2. Задать вопросы.

3. Найти эти слова в предложении.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 1  2  3  2  1  4

1. Работа по учебнику.

Упр. 88 – формируется алгоритм рассуждения по нахождению главных членов (грамматической основы) на основе вопросов и заданий к упражнению.

Методическая рекомендация: первый пример рассматривается совместно с учителем, далее проводится рефлексия действий, на основании которой ученики выстраивают с помощью учителя алгоритм поиска главных слов – основы предложения.

1. Найти слово, называющее, о ком? или о чём? говорится в предложении, с помощью вопросов кто? что? (П. действующее лицо, предмет.)

2. Найти слово, называющее, что именно говорится в предложении об этом предмете, лице, с помощью вопросов что делает? что делал? что делали?

3. Назвать главные слова в предложении, его центр (грамматическую основу).

Составление схемы-опоры для поиска главных членов (записывается на доске).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе найти главные члены предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1) О ком/о чём?

2) Что именно?

3) Слова из предложения с вопросами.

2. Выполнение задания № 5, тема 6 в Рабочей тетради – развивается умение соотносить предложения со схемой и находить главные члены.

Ученики подбирают схему (1), называют главную часть (грамматическую основу) (звенит звонок), затем находят предложение, которое состоит только из главных слов (2).

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Прочитайте вопрос после упр. 88. Ответьте на него.

П. Как называют главные слова в предложении?   4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

  1. Задание № 6, тема 6 в Рабочей тетради.
  2.  Упр. 72 («Дидактический материал») – можно выборочно по вариантам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическая основа предложения.

Конспект урока+ презентация  программа 2100....

Русский язык 2 класс "Грамматическая основа предложения"

Научить детей находить грамматическую основу предложения (программа 2100)...

Предложение как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения

Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления  предложения.Задачи:·...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...

Урок русского языка 2 класс "Грамматическая основа предложения".

Урок разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа 2100". Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов п...

урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)

Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....

Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.

Наша планета находится на грани экологического  кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не  царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...