Предложение как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления предложения.
Задачи:
· Формировать и дифференцировать синтаксические понятия:
- «предложение»»грамматическая основа предложения»;
- «второстепенные члены предложения».
· Учить задавать вопросы к словам в предложении, используя опору-«ромашку Блума.»
· Активизировать словарный запас по темам: «Осень в городе», «Петербург», «Александровский парк».
· Развивать речемыслительные способности детей.
· Развивать темпо – ритмическую организацию речевого высказывания;
· Корригировать психические функции и эмоционально-волевую сферу учащихся с проблемами в развитии.
· Развивать самооценку учащихся
· Формировать умение оценивать свою работу на основе заданных критериев.
Тип занятия: комбинированное.
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, элементы технологии «критического мышления»,элементы арт-терапии и логоритмики.
Оборудование: компьютерная презентация, опорные листы с заданием, фотоматериалы , выставка рисунков детей «Осень в Петербурге».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogozanyatiya_telefon_vo_2_klasse_specialnoy.docx | 138.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевелева Валерия Хсеевна
Учитель-логопед государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие в 3 классе.
Визитная карточка занятия
Тема: «Предложение как синтаксическая единица.
Грамматическая основа предложения»
Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления предложения.
Задачи:
- Формировать и дифференцировать синтаксические понятия:
- «предложение»»грамматическая основа предложения»;
- «второстепенные члены предложения».
- Учить задавать вопросы к словам в предложении, используя опору-«ромашку Блума.»
- Активизировать словарный запас по темам: «Осень в городе», «Петербург», «Александровский парк».
- Развивать речемыслительные способности детей.
- Развивать темпо – ритмическую организацию речевого высказывания;
- Корригировать психические функции и эмоционально-волевую сферу учащихся с проблемами в развитии.
- Развивать самооценку учащихся
- Формировать умение оценивать свою работу на основе заданных критериев.
Тип занятия: комбинированное.
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, элементы технологии «критического мышления»,элементы арт-терапии и логоритмики.
Оборудование: компьютерная презентация, опорные листы с заданием, фотоматериалы , выставка рисунков детей «Осень в Петербурге».
Тема: «Предложение как синтаксическая единица.
Грамматическая основа предложения»
Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления предложения.
Задачи:
- Формировать и дифференцировать синтаксические понятия:
- «предложение», «грамматическая основа предложения»;
- «второстепенные члены предложения».
- Учить задавать вопросы к словам в предложении, используя опору-«ромашку Блума».
- Активизировать словарный запас по темам: «Осень в городе»», «Петербург», «Александровский парк».
- Развивать речемыслительные способности детей.
- Развивать темпо – ритмическую организацию речевого высказывания;
- Корригировать психические функции и эмоционально-волевую сферу учащихся с проблемами в развитии.
- Формировать умение оценивать свою работу на основе заданных критериев.
- Формировать коммуникативные умения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися группы.
Тип занятия: комбинированное.
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, элементы технологии «критического мышления», элементы арт-терапии и логоритмики.
Оборудование: мультимедийная презентация с элементами анимации, опорные листы с заданием, фотоматериалы, выставка рисунков детей «Осень в Петербурге», толковый словарь, словарь иностранных слов, словарь синонимов .и антонимов, словообразовательный словарь,
Межпредметная связь: русский язык, литературное чтение, логоритмика, музыкальное искусство, окружающий мир.
Ход занятия
Этапы занятия | Цель этапа. Деятельность логопеда. | Деятельность учащихся | Слайд № |
1.Организация начала занятия. Работа с иллюстрациями осенних явлений природы | Цель: Активизировать внимание и познавательный интерес. - Рассмотрите три иллюстрации, -Сравните. -Составьте предложения. -Почему так говорят: -Осень- перемен восемь. | Приветствие учащихся. -Это осень. -Наступила золотая осень. -Часто идут дожди. -Выпал первый снег. -Осень – это время года, -Осень три месяца, -Происходят перемены в природе. | № №1.2 |
2.Объявление темы урока. | Цель: Мотивация учебной деятельности. -Чем мы сейчас занимались? -Тема нашего урока. -«Предложение как синтаксическая единица. Главные члены предложения.» -«Вспомним экскурсию «Осень в Петербурге» | -мы составляли предложение по картинкам. | № 3 |
3.Определение предложения Грамматическая основа предложения. 4.Моделирование предложения 5.Лексическая работа 5.Словарная работа | Цель мотивировать опрос учащихся по базовым знаниям -Что такое предложение? -Из чего состоит предложение? - Знаки препинания предложения? -Границы предложения? -Что составляет основу предложения? -Назовите другие члены предложения? -Какие вопросы можно задать к членам предложения? Цель: уточнить представления о порядке слов в предложении. -Смоделируем предложение, Схемы слов - Вы сами ! Цель : Активизация словаря ,знакомство с образованием и семантикой слов. Листопад -.Рассмотрите словосочетание: Разноцветный листопад. -Как образовалось слово листопад? -Запишите слово. -Сделайте морфемный разбор слова листопад. -Составьте предложение и запишите. Цель: Активизация словаря., знакомство с новыми словами Аллея- бульвар -Познакомимся с новыми словами -,прочитайте на индивидуальных листах Стать из словаря. -сравните значения этих слов. Можно их назвать синонимами | -Предложение состоит из слов. -Слова связаны по смыслу. -Подлежащие и сказуемое. -Второстепенные члены предложения «Ромашка Блума» Учащиеся встают у каждого в руках схема слова- члена предложения. Листопад -падают листья Рассматривают презентацию Составляют предложение. Разбирают слово по составу. -Проверяют запись в тетради. -Учащиеся читают на листах словарные статьи. -обсуждают, высказывают свое мнение | №4 №5 №6
№7,8 №,9,10,11 |
6.Упражнение по методике 7.Письменные задания на опорном листе.
8.Слайд-шоу по впечатлениям урока-экскурсии «Осень в Петербурге» Звучит музыка А.Вивальди. «Осень» Adagio molto 9.Итог урока Рефлексия «Я так чувствую» Оценка деятельности Учащихся «Лесенка достижений | Цель: Развивать речевое дыхание, темп, ритм, динамический размер. Осенняя сказка. Г.Новицкая Начинается сказка. Осенняя тихо. Она ходит по лесу, Как будто лосиха, Не видать, Не слыхать, Как идет за ветвями.. Но за ней мы с тобой. Поторопимся сами. Видишь, вспыхнули Гроздья рябины. Видишь гриб покраснел Под звенящей осиной. Виснет легким дымком На сосне паутина В ней запуталось лето Листочком осины. Цель: контроль и проверка знаний. Самостоятельная работа. Впиши подлежащие -Подчеркни основу. -Прочитай, -составляют ли эти предложения текст? -Озаглавь его. -Проверка Аналогичная работа Со сказуемым. Проверка учителем. Цель: обобщение. Подведение итога. Вспомним нашу экскурсию. Придумайте предложения. Запишите их дома. Цель: Подведение итогов урока. -какие были трудности. -Оцените себя. | Два ученика показывают руками и декламируют стихи. Вся группа продолжает . -Дети вписывают подлежащие - ставят вопросы пользуясь ромашкой Блума Выделяют основу предложения. Учащиеся вписывают сказуемое. Дети смотрят слайд-шоу. Видят свои фото. Обсуждают, рефлексируют. Ученики подводят итоги .задают вопросы, Оценивают себя на лесенке достижений | №12 №13,14 №15 №16-27 №№28-30 |
Литература:
- Р.И. Лалаева – «Логопедическая работа в коррекционных классах». М. Владос -2001
- Э.А. Сизова и др. – «Логопедические игры и задания». СПб. «Каро» 2001
- В.А. Степанова – «Педагогические мастерские в опыте учителей». СПб. АППО – 2005
- Т. Овчинникова – «Музыка движение и воспитание». СПб. «Каро» 2011
- И.В.Прищепова »Речевое развитие младших школьников»
- А.И. Копытин – «Диагностика в арт-терапии». М. «Психотерапия» 2011
- Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева – «Игры в сказкотерапии».
Спб «Речь».2008
- Л.В. Зубарева – «Развитие словесно-логического мышление и связной речи младших школьников». Волгоград. «Учитель» 2010
- Ю.Ф. Гаркуши – «Дети с нарушениями речи технологии воспитания и обучения».М. «НИИ Школьных технологий» 2008
- О.В.Чистякова»30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии».1-2,3-4 классы.Спб,2010
- М еттус Е.В. и др.»Логопедические занятия со школьниками»
Спб, »Каро».2008
- О.А.Ишимова и др. »Развитие речемыслительных способностей детей»,М.,»Просвещение».2009.
СЛОВАРИК
Бульва́р
Бульва́р (фр.. boulevard, - аллея или полоса зеленых насаждений (обычно посреди) улицы предназначенная для прогулок. Бульвары также служат для пешеходного движения, кратковременного отдыха, защищают тротуары и здания от пыли и шума. На бульварах размещают памятники и скульптуры, фонтаны, детские и спортивные площадки
Дети гуляли по осеннему бульвару.
Алле́я
Алле́я (фр. allée, aller - идти) - дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
В аллеях Александровского парка наступила золотая осень.
Индивидуальный лист с заданием
- Впиши подлежащее ,подчеркни основу предложения.
- Пришла поздняя _________.
- Часто идут __________.
- _____ нашего класса пошли в парк.
- Подул холодный ________.
- Разноцветный _______ из листьев принесли в школу.
2.Впиши сказуемое. Разбери предложение. Прочитай текст.
- Листья _______ на землю.
- _______ осенний ветер.
- Птицы __________ в тёплые края.
- Горожане _________ теплые куртки и плащи.
- Школьники _________ в парке жёлуди и листья.
- Белочки__________ к зиме,________ припасы.
3.Составь предложения с данными словами, используя вопросы:
- Что? Что сделала? Где?
- Наступить, город ,осень
- Белочка ,припасы, готовить
- Кто? Что сделал? Что? когда?
- Папа, зонт, забыть
- Дождь, идти, завтра.
- Что? Какая? Что делала?
- Наступить ,осень. поздняя.
- Что? Какой? Что делал?
- Сильный, идти ,дождь.
«Точка» - на занятии все было понятно
«Знак вопроса» - ощущение,что что-то непонятно.
«Многоточие» - тема кажется непонятной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическая основа предложения.
Конспект урока+ презентация программа 2100....
Русский язык 2 класс "Грамматическая основа предложения"
Научить детей находить грамматическую основу предложения (программа 2100)...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...
Урок русского языка 2 класс "Грамматическая основа предложения".
Урок разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа 2100". Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов п...
урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)
Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....
Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.
Наша планета находится на грани экологического кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...
презентация к уроку русского языку 1 класс "Предложение. Грамматическая основа предложения""
УМК «Развивающая система Занкова»1. Русский язык, 2 класс, А.В. Полякова2. Тема урока: «Ударение.».3. Ди...