Конспект урока в 3 классе Тема: Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_3-a_klasse_po_teme_razlichenie_soedinitelnyh_i_protivitelnyh_soyuzov.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 3 классе
Тема: Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».
Тип урока: урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.
Цель урока: научиться определять роль и значение союзов: соединительных и противительных.
Задачи урока:
1. Различать самостоятельные и служебные части речи.
2. Выполнять синтаксический разбор предложения.
3. Наблюдать изменение смысла предложения при использовании разных союзов.
4. Наблюдать однородные члены.
5. Демонстрировать умение различать антонимы и слова, называющие разные признаки, маркировать орфограммы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
Познавательные универсальные учебные действия
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Предметные результаты
- определять функцию союзов, значение частицы не;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- применять ранее изученные правила правописания.
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева), рабочая тетрадь №1(авт. Н.В.Нечаева); зелёный стержень, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный), карточки «Лесенка успеха».
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Включение в деловой ритм урока.
- Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Выдохнули! Готовы работать?
- Ваш любимый Смайлик желает вам удачи и даёт слова-напутствия. Прочитайте их хором.
«Надо в дорогу нам торопиться, чтобы узнать, как успешно учиться!»
- Какими качествами должен ученик обладать?
«Ученик-профессионал должен обладать теми же качествами, что и иной человек, имеющий профессию»
Ответы обучающихся: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, честность, активность, терпение, вера в себя.
- Нужно верить в себя и всё у вас получится.
Чистописание: а, и, но.
Словарные слова под диктовку. Два ученика у доски. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Хором проговаривают слова-напутствия Смайлика.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Мы с вами работаем по разделу «Как из слов образуются предложения». Каждое отдельное слово – это часть речи.
- Вспомните, какие вы знаете части речи?
- На какие вопросы отвечает каждая часть речи? Чем является в предложении?
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство)
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
«частица» «союз» «предлог»
- Подумайте, какая связь существует между этими понятиями?
- Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? (Союзы а, но)
- Какое открытие мы сделали по этой теме?
- Мы узнали функцию союзов в предложении.
- Сегодня мы продолжим открывать новые знания.
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока «Соединительные противительные союзы».
- Выясним, что знаем о союзах и поставим задачи, которые нужно решить на уроке.
Что вы знаете о союзах:
- какая это часть речи;
- для чего союз служит;
- какими союзы бывают по значению;
- как союзы пишутся с другими словами;
- что соединяют союзы.
- На уроке вы узнаете ещё одну функцию союзов в предложении, а также познакомитесь с новыми понятиями.
Реализация построенного проекта
1. Работа с учебником.
- Прочитайте задание в №207 (задание акцентирует внимание на том, какие используются служебные части речи).
- Прочитайте отрывок и назовите служебные части речи.
- Одинаковое ли значение имеют союзы в этом отрывке? Порассуждайте в парах.
Вывод. Значение союзов А и И разное.
На доске лова:
Единый, соединить, соединительный, против, противник, противительный.
- В начале урока я вам говорила, что вы познакомитесь с новыми понятиями. Слова на доске вам помогут дать название каждому союзу.
- Какими союзы бывают по значению?
Вывод.
- Союзы по значению могут быть противительными и соединительными.
ФИЗМИНУТКА
Поднимает руки класс — это раз,
Завертелась голова — это два,
Три — руками три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Работа по учебнику.
- После отдыха мы продолжаем работать с хорошим настроением. Но вот у одной из мартышек настроение противоположное. Если у нас хорошее, то у неё …. (плохое).
- Прочитайте текст в упражнении №208.
- Какие союзы встретились?
- Какую роль они выполняют?
- Какой союз можно назвать противительным, какой – соединительным?
2. Работа в тетради.
- Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.
- Проверка вставленных орфограмм.
3. Работа в группе.
- Замените союз НО союзом А, затем замените союз НО союзом И. В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима?
- Для чего союзы служат, какие функции они могут выполнять?
Вывод.
- Союзы выполняют функцию связи и функцию выражения смысловых отношений.
- Продолжим эксперимент. Во втором предложении выделите грамматическую основу. Какие члены предложения соединяет союз И?
- Третье предложение разделите на части.
Найдите главные члены. Определите, что соединяют союзы.
Вывод.
- Союзы соединяют слова и части предложения.
Ответы учащихся. (Союз И соединяет слова - сказуемые)
Ответы учащихся. (Союз НО соединяет части предложения)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Наш урок подходит к концу.
Рабочая тетрадь. Выбери правильный ответ. Упр. 23.
Союз – это служебная часть речи.
Союз соединяет слова и части предложения.
С другими словами союзы пишутся раздельно.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог урока)
- На «лесенке успеха» поставьте «+» на каком уровне вы знаете тему.
- Что каждый из вас может сказать о союзах?
Дом. зад. Упр.209.
Список используемой литературы:
- Безкоровайная, Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2013.
- Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука
- Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, Наука, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".
2 классКонспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова". Обобщение....
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...
Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"
Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави...
Конспект урока 3 класс. Тема: "Мы - художники кукольного театра"
КУонспект урока...
Конспект урока . 4 класс .Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Конспект урока. 4 класс. Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»...
Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)...
- Мне нравится (2)