Конспект урока . 4 класс .Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока. 4 класс. Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения.
Цели урока:
- Обучающие: познакомить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»
- Развивающие: развивать навыки критического мышления учащихся, а так де умение выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, составлять рассказ;
- Воспитательные: вызвать интерес к литературе; воспитывать коммуникативную компетентность; воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как: доброта и милосердие.
Оборудование: компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации к сказке «Мертвая царевна».
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат смайлики. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, какое у вас сегодня настроение.
Ученики: (поднимают смайл-настроение)
Учитель: Я очень рада, что у вас отличное настроение. И на фоне вашего радужного настроения мне хочется начать урок литературного чтения. У вас на столах лежат «Снежные листы» работая на уроке, вы зарабатываете баллы и проставляете их у себя на листочках. Посмотрите, пожалуйста, на слайд, что вы видите?
Ученики: Мы видим «Царское село» и писателей.
Учитель: Верно! Ребята, скажите мне, какое событие произошло в 1831 году в Царском селе между двумя писателями.
Ученики: У них произошло шутливое состязание?
Учитель: Действительно, так и было. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне», а Пушкин, «Сказку о царе Салтане» . Кто был судьей их спора?
Ученики: Н.В.Гоголь.
Учитель: А вы мне можете ответить, кто победил в споре?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Мы изучили только А.С.Пушкина и его произведение.
Учитель: Посмотрите на слайд и назовите мне тему нашего урока.
Ученики: Тема нашего урока: Биография Жуковского и его сказка «Спящая царевна»
Учитель: Какая цель нашего урока? Задачи? Что мы сейчас делали?
Ученики: отвечают.
Учитель: Ребята приготовили маленькие сообщения о Жуковском. Ребята вам будут рассказывать интересные факты из жизни поэта.
Ученики: 1 уч. Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии. Его отцом был помещик, а матерью пленная турчанка. Детство поэта прошло в доме отца. " Я не был оставлен, брошен, имел угол, но: не чувствовал ничьей любви", - вспоминает Жуковский. Когда Жуковскому пошел 15-ый год, его поместили в одно из лучший заведений того времени - Московский университетский пансион, который он закончил с отличием. Его имя " лучшего из лучших учеников" было занесено на мраморную доску в зале пансиона.
2 уч. По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт - переводчик. Его переводы были высоко оценены знатоками литературы. Он переводил басни с французского, стихи и поэмы с французского и английского языков.
3 уч. Жуковский писал в основном для взрослых. Но есть у него несколько стихотворений, предназначенных специально для детей - для его маленьких сына и дочки.
2 уч. В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир - состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана " Сказка о царе Салтане", а Жуковским " Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке" и "Сказка о царе Берендее". А в последующие годы - множество баллад, поэм, легенд.
1 уч. Поэт был разносторонне- одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал, сам иллюстрировал многие свои произведения.
В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические.
Учитель: Спасибо ребята, поставьте себе по одному баллу. Теперь мы должны с вами отправиться в мир сказок. И сказка наша называется «Спящая царевна». Как вы думаете, о чем будет сказка? Работа в группе. Напишите ключевые слова к сказке. Вам 1 минута.
Ученики: Работают в группе.
Учитель: Так это или нет, мы с вами узнаем, как только прочтем ее. Для этого мы с вами вспомним критерии чтения текста.
Ученики: Выразительное чтение (критерии).
1.Читай громко
2. Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
3. Соблюдай паузы.
4. Передай настроение.
Учитель: Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Вам понадобится карандаш. Мы с вами будем читать сказку «Чтение с пометками» и подчеркивать не знакомые слова и потом обратимся к листку слов, которые у вас тоже лежат на парте.
Листок слов
Пророк | тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь |
Чародей | волшебник, колдун, маг. |
Оплошал | сделать ошибку |
Веретено | ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заостренными концами и утолщением посредине. |
Сучить | свивать в одну нить (несколько прядей). |
Дотоле | до тех пор, |
Покои | часть дома, предназначенная для жилья. |
Терновник | низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами. |
Хорунжий | воин, который носил знамя полка, хоругвь. |
Ланиты | щёки |
Чело | лоб |
Очи | глаза |
Ученики: Читают текст с пометками, смотрят в лист слов, ставят баллы за работу в лист успеха.
Учитель: После прочтения мы свами можем сравнить сказки. На столах у вас таблица сравнения, работа в группе. Скажите, кто победил?
Автор | А.С.Пушкин | В.А.Жуковский |
Это сказка? | Да | |
Как она называется? | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» | |
Написано в стихотворной форме? | Да | |
Есть ли главные герои? | Да | |
Положительные герои? | Да | |
Отрицательные герои? | Да | |
Добро побеждает зло? | Да | |
Чем заканчивается сказка? | «Я там был;мёд, пиво пил – И усы лишь обмочил.» | |
Смысл совпадает в сказках? | Да | |
Год написания | 1831 |
Ученики: Нет победителей, победила дружба. Две сказки победители.
Учитель: Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? Какие умения формировали? Что нового узнали? Подсчитайте баллы в своих снежных листах»
Ученики: отвечают.
Учитель: Запишите Д/з. А теперь поднимите смайл –настроение, с которым вы уходите с урока литературного чтения. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.
Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...
Конспект урока на тему "Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)" 3 класс
Школа 2100 ...
3 класс. Конспект урока по теме: "Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь" Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь» Цели деятельности учителя: знакомить с жизнью и творчеством М.А.Врубеля; учить писать отзыв по картине; пр...
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...
Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"
Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...
Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"
Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...