Урок русского языка 2 класс тема"Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Грищенко Юлия Васильевна

Материал поможет отработать алгоритм нахождения суффикса в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_suffiksov_2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Русский язык

Тема: Значение суффиксов.

Задачи урока: 1) Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

2) Познакомить с новыми группами суффиксов.

Оборудование: Доска Smart Boar

Ход урока

Орг. момент (приветствие гостей, установление положительного  эмоционального настроя).

Постановка учебной проблемы.

а) создание проблемной ситуации:

1слайд (часть А) На доске запись:

ник    иц    их    онок    ёнок    ан    ян     анин    янин    

- Что записано на доске?

(части слов, суффиксы)

- А что вы уже знаете о суффиксах?

  • (часть слова; стоит после корня;  при помощи суф. образуются новые слова;  суф. онок ёнок образуют слова обозначающих детёнышей животных; например: слонёнок, совёнок,…;
  • суф. анин янин ан ян образуют слова обозначающие место жительства человека; например: парижанин, северянин, …)

- Молодцы!

- Кто обобщит?

б) открытие темы урока:

- Сегодня мы будем работать по уроку 48, найдите его  в учебнике.

- Из какого блока урок?

(Как устроен наш язык)

- Какая тема?

(Значение суффиксов)

- Какие знания нам сегодня нужны на  уроке?

(Где суф. находится в слове. Какое имеет значение.)

1слайд (часть Б) - Покажите на схеме, какое место занимает суффикс в слове? 

Введение алгоритма нахождения суффикса в слове.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? С чего начать?

1. (найти окончание)

слайд

- Как найти окончание?

( нужно изменить форму слова)         

2. (затем найти корень, подобрав родственные слова) 

3. Затем найти суффикс.     

- Давайте обратимся к учебнику.

Читает хорошо читающий ученик.

Отработка алгоритма выделения суффиксов.

- Скажите, нужно нам научиться находить в словах суффиксы?

(да)

- Давайте выполним упр. 2

- Прочитайте задание.

(спиши, выдели суф. в словах)

- Как мы будем находить в словах суф.?

слайд: сначала найдём окончание, найдём корень, затем суффикс)

- Прежде чем работать письменно, давайте сделаем гимнастику для глаз.

2 слайд (часть А)

- 1 группа слов - будем работать все вместе.

 (на слайде): голосок, волосок, башмачок, крючок (ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ), колосок, стебелёк

Дети выходят к доске, объясняют. Остальные записывают слова  в тетрадь.

- Кто хочет?

 (найдём окончание, изменим форму слова, голоска, голоску;

голосок - нулевое окончание;

найдём корень, подберём однокоренные слова – голос, голосистый;

корень - голос;

суффикс ок – часть между корнем и окончанием)

Вывод: Какие суффиксы нам встретились в словах?

2 слайд (часть Б)

(ок  ёк)

- Какое значение в слово вносят суффиксы ок  ёк?

(уменьшительное)

2 группа слов: домик, столик, котик, коврик, носик, глазик, садик, тортик

- А сейчас работаете в парах, находите суффиксы, выделяете, думаете над значением.

Вывод: встретился суффикс ик, имеет уменьшительное значение.

2 слайд (часть В)

3 группа слов: диванчик, шкафчик, стульчик, трамвайчик, карманчик

- А сейчас работаете самостоятельно. (У КОГО ЗАТРУДНЕНИЯ)

- Сделаем вывод: какой встретился суффикс? Какое имеет значение?

2 слайд (часть Г)

Вывод о значении  суффиксов.

- Какие суффиксы нам встретились в словах?

(ок  ёк  ик  чик)

- Какое они имеют значение?

(уменьшительное)

- А теперь давайте поиграем в игру. Я буду называть слова, обозначающие  предметы, которые находятся в нашем классе, вы их будете искать глазами, руки за спину,   и с помощью суффиксов, которые нам сейчас встретились, образовывать новые слова. Готовы?

- пенал, карандаш, бант, лоб, портфель, ключ, хвост, язык, стакан, гвоздь, плакат, мел, ноготь, лист

(пенальчик, карандашик, …)

- Какое значение внёс суффикс в эти слова?

(уменьшительное)

Физминутка

- О чём мы сегодня говорим на уроке?

(о значении суффиксов, о суффиксах)

- Как вы думаете, в русском языке много суффиксов?

(…)

- Корней в русском языке 4,5 тысячи, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

А мы познакомились только с некоторыми суффиксами.

3 слайд (часть А)

Образование слов с заданным моделью значением.

- Поэтому продолжаем знакомство и читаем задание упражнения 3. (Образуй и запиши ласковые формы имён. Обозначь суффиксы в словах.)

- Что поможет нам выполнить это задание?

(помощь)

-Прочитайте. Рассмотрите.

- Какие ласковые формы слов образовались?

4слайд

- С помощью чего? (суф.)

- Кто может объяснить, как образовались ласковые формы имён?

(корень Ир+ суффикс очк= Ирочка, …)

- При помощи каких суффиксов образовались имена Ирочка, Мишенька, Ванечка?

(очк  еньк  ечк)

- Какой сделаем вывод?

(суффиксы очк еньк ечк образуют ласковые формы имён)

1 –Образуйте от имён Катя  и Марина ласковые формы.

2. Задание для сильных учеников ( в группе)

- Обратитесь к заданию после этого упражнения. (Нужно объяснить причины ошибок. Причина первой ошибки: Серёжа забыл, что новое слово образуется при добавлении суффикса не ко всему слову, а к его корню: Людачка - Люд+очк=Людочка. Вторая ошибка:Наташинька-Наташ+еньк=Наташенька, сочетания жи ши здесь неуместно )

1. Проверка: (дети объясняют, как образовали имена: Мариночка= Марин+ очк;  Катенька= Кат+еньк)

2. Проверка ошибок (учащихся в группе).

- Скажите, приятно будет человеку, когда его называют Катенька, Мариночка?

- А вам приятно, когда вас называют ласковым именем? Кто вас чаще всего  так называет? (мама)

- Почему?

(потому что любит больше всех)

- А мы можем чаще ласковым именем называть друг друга?

- Назовите друг друга ласковым именем.

- А теперь на этой приятной ноте запишем д.з.

Д.З. Упр.1 По заданию учебника.

Итог.

- Какие знания нам сегодня пригодились?

- Что нового о значении суффиксов вы узнали? Слайд 3

- Кто ни разу  сегодня на уроке не поднял руку?

- Кого я ни разу не спросила?

Урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

    Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

Цели: Ознакомить учащихся:с суффиксами –ек, -ик;со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;повторить и закрепить знания о сотаве слова.Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс;рисунки для ...

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...