Тема урока: Звук [ш], буквы Ш, ш. Цели урока: Предметные: - создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш] и буквой ш, правильного произношения звука в слогах, словах. -способствовать развитию фонематического слуха, устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти; -развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор. Метапредметные: -расширить знание детей о языке; -содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу. Личностные: - воспитывать гордость за свою Родину и русский язык. Регулятивные: - учиться планировать свою деятельность; - учиться оценивать свою деятельность. ХОД УРОКА І.Орг. момент. Мотивация. Слайд Если к русским ты привязан И в России жить привык, Кто бы ни был ты, Обязан русский выучить язык. Беседа по стихотворению.
ІІ. Актуализация знаний. Ягода капуста мячики день Дети задают друг другу задания по данным слова: - Найдите слово, в котором все согласные твёрдые. - Найдите слово, которое начинается с гласного звука… Вопросов всегда получается очень много. Ребята вспоминают всё, что прошли ранее.
ІІІ. Самоопределение к деятельности. Определение детьми темы урока. Игра «Найдите лишнее» - а о ы ш у - м н ш р й л - х ц ч ш щ Дети определяют, что во всех рядах лишняя «ш» и озвучивают тему урока.
ІV. Работа по теме урока Целеполагание. Построение проекта. На доске учитель записывает план, который предлагают ребята. Ученики вспоминают, что они узнавали про другие звуки и буквы. - Гласный или согласный - Звонкий или глухой - Твёрдый или мягкий - Ударный или безударный - Определим место в звуковой карте - Определим место в Буквограде - Определим место в алфавите -Научимся читать слова с новой буквой - Научимся писать новую букву - Узнаем что – нибудь интересное про букву Реализация проекта Определяем, с чего надо начать работу. Работу начинаем с определения гласный это или согласный, чтобы определить какие пункты в плане лишние. Учитель: - По какому алгоритму определяем, гласный или согласный? Ученик: - Надо применить стихотворение Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не умеют сопеть и фырчать.
Ребята применяют разные варианты и определяют, что звук [ш] согласный. Учитель: - Посмотрите на план. Вы ничего не хотите мне сказать? Ученик: Нужно стереть пункт про ударные и безударные, потому что ударными бывают только гласные. Учитель: Что теперь мы можем определить? Ученик: Звонкий он или глухой. Учитель: Как мы это можем сделать
Дети предлагают разные варианты: - положить ладонь на горлышко и произнести звук; - посмотреть в звуковую карту; - громко произнести и послушать, как звучит эхо и другие. Методом проб определяем, что звук [ш] глухой. Учитель: Раз он глухой, что у него может быть? Ученик: Парный по звонкости. Учитель: Где будет стоять звук [ш]? Ученик: Внизу под чертой.
Учитель предлагает детям поработать в парах. Дети образовывают парочки согласных букв со звуком [ш] и определяют, с каким согласным звуком он похож. Открываем парочку «ж – ш».
Учитель: Что ещё можем узнать про наш звук? Ученик: Мягкий он или твёрдый. Учитель: Как? Ученик: По рядом стоящей гласной.
Ребята вспоминают, какие гласные обозначают твёрдость, а какие мягкость. Учитель раздаёт ребятам слияния «ша, шо, ше, ши, шу» и предлагает их раскрасить. Дети. Конечно, красят «ша» синим и красным, «шо» - синим и красным, «ше» - зелёным и красным, «ши» - зелёным и красным. «шу» - синим и красным. Учитель предлагает произнести слияния в соответствии с цветами. Дети произносят и убеждаются, что что – то не так. Они исключают мягкость и делают вывод, что звук [ш] всегда твёрдый. Учитель: - Какой пункт плана можем сейчас реализовать? Ученик: - Можем определить место в звуковой карте и в Буквограде. Учитель? А какой буквой обозначим [ш].
Дети предлагают разные варианты. Учитель раздаёт детям двустишие и просит его прочитать.
В тетради Саша не спеша Писал красиво букву ш.
Прочитав двустишие, дети сами догадываются, что [ш] обозначается на письме буквой «ша».
Учитель: - Давайте посмотрим в алфавит. Что в нём мы можем узнать? Ученик: - Какая по счёту в алфавите буква «ш», какие буквы стоят слева и справа, как пишется печатные заглавная и строчная буквы «Ш, ш».
Определяем порядковый номер буквы, соседей буквы, разбираем написание печатных букв. Учитель: -Какой пункт плана можем реализовать? Ученик: - Можем приступить к написанию букв «Ш, ш».
Проводим анализ элементов печатных и прописных букв, на какие буквы похожи, кто может показать на доске, как писать. Пишем в прописях печатные и прописные буквы.
Учитель: - Ребята, мы с вами планировали узнать что – интересное про букву. Хотите узнать? Тогда слушайте. Сказка «Как буквы играли в прятки» Однажды буквы решили поиграть в прятки. (Учитель проводит краткую беседу, как дети в неё играют.) Они посчитались, и водить стала буква «ш». Все буквы спрятались. Стала буква «ш» их искать. Постепенно она нашла все буквы. Только буквы «ы» не могла найти. Ей на помощь пришла буква «ж». Уже потемнело, а они не нашли буквы «ы». Буквы «ш» и «ж» пошли домой. Когда они проходили мимо дома буквы «ы», они увидели, что буква «ы» спокойно сидела за столом и пила чай. Обиделись буквы «ш» и «ж» и дружить с буквой «ы» не стали. С тех пор они никогда не стоят рядом с буквой «ы», и вас просят, чтобы вы писали «жи», «ши» с буквой «и». Выполним их просьбу? Какую же просьбу мы запомним навсегда? Ученик: - Жи и ши пиши с буквой и. Учитель: - Давайте запишем это в прописи.
Дети пишут ши и слова с ши. Учитель предлагает детям посмотреть на план, что ещё не выполнили. Повторяем, как произносим [ш] и читаем страницы азбуки, проводя анализы столбиков слов, текстов, иллюстраций.
V.Итог урока Учитель: - Посмотрите на план. Что вы можете сказать? Ученик: - Все пункты плана реализованы. Учитель: - Какой можем сделать вывод? Ученик: - Мы выполнили всё намеченное. Учитель: - Какие мы с вами молодцы. Вот так нужно всегда жить. Всегда нужно ставить перед собой цели и добиваться их выполнения. Давайте же подведём итог, что мы с вами сегодня узнали.
Дети озвучивают всё, что узнали на уроке. А теперь давайте поиграем. (Работа с электронным приложение)
V.Рефлексия Учитель: - Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов (смайлики у каждого на столе). Если вы довольны своей работой – покажите зелёный улыбающийся, если вы чем-то встревожены или недовольны – покажите красный. Раз вы такие молодцы, то я тоже оценю вашу работу на уроке. Раздаю медали. "Я супер! Я сегодня самый умный! Я сегодня отличился!" Урок окончен. |