Конспект урока русского языка "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка (1 класс)
Урок открытия нового знания
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkogo_yazyka_zaglavnaya_bukva.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (1 класс)
Урок открытия нового знания
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных
Цель: создание условий для овладения навыка правописания заглавной буквы в именах собственных, отработка на практике полученных знаний.
Предметные
- Способствовать формированию теоретических знаний по русскому языку, активизации словарного запаса.
- Содействовать развитию мышления, памяти, грамматической зоркости.
- Создать условия для формирования умения решать поставленные задачи, использовать личный опыт и знания своих сверстников.
- Научить использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, работать с информацией, представленной разными средствами.
- Формировать нравственные, эстетические взгляды, культуру общения и поведения.
- Содействовать развитию речи учащихся: обогащение словаря, навыков речевого общения в деятельности.
Метапредметные
- Развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение.
- Формировать УУД:
- Регулятивные УУД:
- принятие заданной учебной цели;
- развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;
- планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватное принятие оценки взрослого.
- Познавательные УУД:
- обобщение полученных знаний;
- осуществление познавательного интереса к обучению.
- Коммуникативные УУД:
- создание условий для учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
- формирование умения работать в паре;
- контролирование действий партнеров;
- формирование эмоционально-позитивного отношения к учебному процессу;
- умение учитывать мнения одноклассников.
Личностные
- Включаться в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Осознавать ответственность за общее благополучие ученического коллектива.
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей стране, ее природе.
- Создавать условия для развития интереса к предмету.
- Воспитывать культуру поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
- Эмоциональный настрой на урок (методика «Ледокол»)
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно, и тогда у нас все получится!
- Повторение правил посадки
- Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно.
2. Сообщение темы урока
(на доске написано СТРАНАБОЛЬШИХ БУКВ)
- Можно прочитать эту запись?
- Что нужно сделать, чтобы ее прочитать? (Разделить запись на слова. Их здесь три.)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые пишутся с большой буквы и вспомним почему некоторые слова русского языка надо писать с большой буквы (правило написания имен собственных).
- Тема нашего урока «Заглавная буква в именах собственных».
3. Закрепление пройденного материала.
(На слайде записаны слова: Денис, деревня, Кораблев, город, Маша, девочка, Крылова, мальчик, Москва, озеро, Макарово, Байкал, Мурка).
- Внимательно посмотрите и скажите, на какие две группы их можно разделить (слова, которые пишутся с маленькой буквы, слова, которые пишутся с большой буквы)
- А что общего у слов, которые пишутся с большой буквы? (собственные)
- Какое правило написания имен собственных вы знаете? (имена собственные пишутся с большой буквы).
- А какие слова относятся к именам собственным?
Физминутка «Игра «Поймай словечко» (можно провести стоя).
- Я буду называть слова, а вам нужно определить имя собственное оно или нет. Если да, то вы его ловите хлопками.
- В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей. Самым главным из них был малыш по имени Знайка. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который всех лечил от болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Жил в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька.
4. Работа в тетради
- Пришло время поработать в тетрадях.
- Открываем тетради. Вспоминаем правила посадки при письме, правило расположения тетради на парте.
- Минутка чистописания.
- Сегодня мы будем упражняться в правописании букв Б, В, Д. Посмотрите на эти буквы. Что общего? (все они заглавные, прописные, большие)
- Графический диктант
- Запишите первые буквы слов: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, береза, Даша, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский.
5. Актуализация знаний
- Работа в парах
- У вас на партах лежат конверты с заданиями. Поработайте в парах. Прочитайте задания и подчеркните все имена собственные.
(Мою сестру зовут Лена. Моя бабушка живет в деревне Дубки. Мы отдыхали на озере Байкал.)
- С какой буквы написаны имена собственные?
- А какие еще слова написаны с большой буквы? (начало предложения)
- А что такое предложение?
- Игра «Живые слова»
- Давайте составим и запишем предложения из слов.
Сережка играл в машинки во дворе. У девочки потерялась сережка.
(Ученикам раздаются карточки с написанными словами. По сигналу учителя они выстраиваются в определенном порядке так, чтобы получилось первое предложение. Сравнить с предложением, записанным на слайде.
А потом составить второе предложение. Сравнить с предложением на слайде.
- Что обозначает слово, написанное со строчной буквы?
- Что обозначает слово, написанное с заглавной буквы?
- Выборочное списывание (мальчики записывают предложение с именем собственным, а девочки предложение без имени собственного).
Физминутка Игра «Вспомним, повторим, закрепим» (На партах у учащихся карточки, где написаны имена собственные, у всех разные)
- Давайте вспомним слова, которые всегда пишут с большой буквы.
- Названия городов пишут с большой буквы (встают те ученики, у которых карточка с названиями городов: Белгород, Строитель, Москва).
- Клички животных пишут с большой буквы (встают те ученики, у которых карточка с кличками животных: Шарик, Тузик, Пушок).
- Имена сказочных героев пишут с большой буквы (встают те ученики, у которых имена сказочных героев: Мальвина, Буратино, Тузик).
- Имена пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых карточки с именами: Олег, Глеб, Мария, Настя).
- Фамилии пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны фамилии: Иванов, Петров, Масленникова).
- Названия улиц пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны названия улиц: Кривошеина, Победы, Жукова).
- Названия морей пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны названия морей: Черное, Азовское).
- Отчества людей пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны отчества людей: Сергеевна, Николаевич, Андреевич).
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Мы с вами сегодня весь урок разговаривали о словах, которые пишутся с большой буквы. Есть очень хорошее стихотворение о большой букве. (читает стихотворение ученик класса)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
6. Работа в тетради
- Запишите предложения в тетрадь.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
7. Итог урока
- А сейчас ребята посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте, на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее. Какую букву напишите? (большую) Задумывались ли вы над тем, что означает ваше имя? С оборотной стороны написано, что оно обозначает, а также астрология вашего имени. Все это вы посмотрите на перемене, дома с родителями. И будете гордиться своим именем.
8. Рефлексия
- Наш урок подошел к концу. Встаньте и подойдите ко мне. Давайте возьмемся за руки. Вы сегодня молодцы. Хорошо работали на уроке. У нас все с вами получилось. Давайте поблагодарим друг друга за проведенный урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"
Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...
конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....
План-конспект урока русского языка "Общие признаки имени прилагательного" 4 класс
Урок русского языка в 4А классе...
Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
Урок русского языка в 3 классе...