Пролицейская подготовка русский язык
план-конспект урока по русскому языку по теме

Материал по пролицейской подготовке по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Выверите правильные ответы.

1.  Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных одного и того же склонения?

а) Одинаково, причем так, как слышится под ударением.                                •

б) Пишутся по-разному – так, как произносятся.

2.       Какие      слова      помогут     проверить      безударные      окончания существительных первого склонения?

а) Ветка; б) стена; в) река; г) пуговица; д) дорога.

Вставьте пропущенные буквы.

3.Е или И?

а) Поселился в гостиниц…; б) крышка от коробк…; в) брели по пустын…;

г) на краю деревн… д) разбирается в медицин...

4.  Е или И?

а) Грелся возле батарее…; б) расскажу при встреч...; в) посадите вдоль дорог…; г) остался без тарелк…; д) растут в оранжерее...

Выберите правильные ответы.

5. Какие слова подскажут, как правильно написать безударное окончание в выделенном существительном?

Ложка утонула в вишневом варень…

а) Окно; б) зеркало; в) ведро; г) ружье; д) счастье

6.   Какие слова  подскажут букву,  которую  нужно  писать в  окончании выделенного существительного?

Зайка едет на трамва…

а) Конь; б) поезд; в) автобус; г) троллейбус; д) стол.

7. Можно ли использовать слово степь для проверки гласной в окончании выделенного существительного?

Ваши друзья в опасност

а) Нет, нельзя, потому что это не однокоренные слова,

о) Да, можно, потому что этот слова одного и того же склонения. А у слова

степь окончание ударное.

Вставьте пропущенные буквы в окончания.

8.   Е или И?

а) Лежит на поверхност…; б) в верхней одежд…; в) стоим в очеред…; г) расцветают в ма… ; д) ветви в инее…

9.   Е или И?

а) В таком случа…; б) сидеть у постел…  больного; в) играет на свирел…; г) забыл о посетител…; д) горевали о потер...

10.  Е или И?

а) Идти вдоль тропинк…; б) искать на тропинк…; в) далеко от деревн…; г) подъехать к деревн…; д) работа по математик…

11. А или Ы?

а) Белорусские озер… ; б) столовые :прибор…; в) крупные город… ; г) чистые окн… ;

д) высотные дом ...

12. А или Ы?

а) Огромные зеркал...; б) старые письм...; в) мягкие волос...; г) длинные коридор...;

д) родные голос ...                          

13. А или Ы?

а) Нужные адрес...; б) яблоневые сад... ; в) сосновые лес .. ; г) телеграфные столб .. ;

д) шерстяные  ковр...

14. Я или И ?

а) Старые приятел ... ; б) тяжелые якор ..; в) высокие топол ..; г) ветвистые ясен ..;

д) озябшие снегир .. .

15. А, Я или Я ?

а) Легкие перышк ... ; б) родные брать ..; в) школьные лагер ... ; г) ночные фонар ..;

д) махровые полотенц...

ДОПИШИТЕ, ЕСЛИ НУЖНО, ОКОНЧАНИЯ.

18. -ЕЙ, -0В или 0?

а) Не хватает страниц ... ; б) пять тетрад ..; в) много площад ... ; г) купи крупных

помидор ..; д) остался без сапог.. .

17. -ЕЙ, -0В или 0?

а) Ведерко груш ... ; б) стадо зубр. .. в) кожа ладон ...; г) стволы вишен ...; д) светло от фонар....

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ В ОКОНЧАНИЯ.

18.  А ИЛИ О?

а) Оклеили газет ...ми; б) скрыт под снег....м; в) блины с ягод...ми; г) окутаны густым туман...м; д) салат из рыбных консерв...в.

19. А или О?

а) Киоск рядом с магазин...м; б) ходить по разным магазин...м; в) питается мелкими личинк...ми; г) встретились с космонавт...м; д) не греми тарелк...ми.

20.  Е или Я ?

а) Шелестел листь...ми; б) стоим под топол...м; в) уехал с родителями;

г)  прячутся между деревь...ми; д) угостили черешн...й.

ЗАЧЕРКНИТЕ НЕНУЖНОЕ.

21.  а) Т(е;э)ннис; б) д(и;е)ректор; в) а(з;с)фальт; г) р(и;е)монт; д) (о;а)бычай.

22.  а) К(о;а)мпот; б) в(и;е)н(и;е)грет; в) буль(е;о)н; г) осьм(и;е)ног;

д)  вет(и;е)р(и;е)нар.

23. а) Об(и;я;е)зьяна; б) сков(о;а)р(о;а)да; в) к(и;е)нгуру; г) тро(л;лл)ейбус; д) б(е;и)бл(е;и)отека.

24.  а) Ив(а:о)лга; б) (э;и)кипаж; в) ст(а;о)д(е;и)он; г) ж(и;е)лезный; д) к(а;о)стрюля.



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Вставьте Ь

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вставьте, где надо, Ь

луч…

у вельмож...

кортеж…

без груш...

много передач...

желаю удач...

от пожарищ...

у чудовищ...

тягач...

много туч...

электропеч...

ковш...

рож...

глуш...

шарж...

шабаш...

багаж...

гореч...

лаваш...

от когтищ...

пЛЮЩ...

от сокровищ…

дубляж...

меч…

стриж...

вкладыш…

для дорогуш...

от Ванюш...

фоторепортаж...

бельэтаж...

около крыш...

от сокровищ...

без передач...

дич...

мираж...

борщ...

силач...

черныш...

стеллаж...

без задач...

много туш...

мощ...

галдеж...

манеж...

грильяж...

без училищ...

из чащ...

от встреч...

ключ...

без зрелищ...

теч...

душ…

циркач...

кулеш...

молодеж...

муж...

шалаш...

у корневищ...

суш...

чуваш...

на абордаж...

доч...

клещ...

от жилищ,...

около луж...

без лыж...

из-под крыш...

чиж...

от встреч...

без краж...

от кликуш...

экипаж...

нет лыж...

блиндаж...

сыч...

у Маш...

от афиш...

монтаж...

тиш...

страж...

малыш...

саквояж...

ХВОЩ…

ОВОЩ...

мятеж...

грабеж…

бородач...

ткач...

калач...

хрящ...

ажиотаж...

реч...

борщ...

лаваш...

без встреч…

лож...

бреш...

гуаш...

мякиш...

щелоч...

уж...

у куч...

без удач...

чардаш...

туш...

престиж...

ноч...

от усищ...

для афиш…

без грыж...

беляш...

у луж...

глупыш...

массаж...

этаж…

паралич...

у рощ...

гараж...

от крыш...

глупыш...

муляж...

сутаж…

борщ...

латыш...

ПЛЯЖ …

смерч...

у пастбищ…

падеж...

крепеж...

дренаж...

силач…

печ...

плач...

плащ…

арбитраж…

дрож...

марш...

фарш…

без каш...

сургуч….

плеш...

ветош...

богач...

куш...

вещ...

шалаш...

камыш...

торгаш…

хрущ…

полноч…

СВИЩ …

у копуш...

бич...

монтаж...

муж...

без тещ...

москвич...

шантаж...

вош…

у глазищ...

доч...

клещ…

тираж...

паж…

голыш...

у галош...

крепыш…

пилотаж...



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подчеркните

определения

Малиновое варенье лечит осеннюю и зимнюю простуду.

Легкий ветерок пробегает по желтеющему пшеничному полю.

По белому зимнему полю бегает пушистая лиса.

Теплое весеннее солнце сушило влажную землю.

На толстом нижнем суку дерева висит кормушка.

Розовая утренняя заря появилась на светлеющем небесном своде.

В чудесном утреннем воздухе слышится запах вымокших трав.

Ласковое солнце блестело в маленьких капельках росы.

За низкими заборами в сельских домиках спали уставшие люди.

Желтеющие камыши качались от осеннего ветерка.

Из сосновой рощи тропка выводит на холмистую пустошь.

За блеснувшей молнией грянул дальний удар рокочущего грома.

По мягкой подстилке пронеслась маленькая мышка.

В осеннем воздухе слышались резкие крики кружащих грачей.

После долгой зимней стужи природа ждала теплую погоду.

Из гигантской серой ползущей тучи хлынул дождь.

дополнения

В травке на опушке краснеют ягодки земляники.

На солнце блестит купол колокольни сельской церкви.

На границе пустоши и сосновой рощи лежит озерцо.

На улице после дождя лужи стоят у края насыпи.

В ярости вода била о камни пристани и о скалы на побережье.

Ранним утром прошла гроза с ужасным громом и ливнем.

От пустоши по узкой тропке выйдешь к мельнице.

На каждом окошке стоит цветок в объемном горшочке.

В августе в сельской местности приступают к уборке урожая.

В норке под снегом у полёвки прекрасное житьё.

К березовой роще по пустоши идет группа людей.

Хорошо сбежать с горки по узкой тропке к самой кромке воды.

По дорожке входит местный художник в большой шляпе.

К осени на кактусе появится цветок на длинном стебле.

Резкий ветер крутит и вертит в воздухе красивые снежинки.

В ранний час мы выходим из дома и направляемся к сосновой роще.

обстоятельства

Жителям деревни страшно бывать на улице после полуночи.

В весеннем лесу невольно вспомнишь чудесные рассказы и веришь в сказку.

Вечером на опушках слышатся прелестные соловьиные трели.

Малина растет обычно среди злобной жгучей крапивы.

Под деревьями хорошо посидеть на травке и полюбоваться пейзажем.

К пришкольному участку часто подъезжали машины.

Рано или поздно наступит зима.

Солнце ласково светила на ясном небе.

Изредка слышались птичьи голоса.

Грустно жужжали редкие мошки.

Рядом с нашим областным центром есть озерцо.

Особый запах осени легко почувствовать во время лесной прогулки.

По узкой тропке медведь направился прямо к чаще.

Я лениво бреду по пустоши к опушке близкого леса.

Слева настоящим морем волнуется рожь.

Интересно осыпать себя с головы до ног охапкой листьев.

Мы заботимся о порядке и аккуратно сгребаем листву в кучи.



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Выбери правильную букву

Выбери правильную букву, устно объясняя свой выбор. Перепиши текст.

В(и,е)селая (М,м)аричка.

Го(д,т) наза(д,т) х(о?а)лодным зимним днем я и мой т(о, а)варищ шли по д(а,о)ро(ж.ш)ке горо(д,т)ского парка. (Ф,В)п(е. и)р(е.и)ди мы з(а, о)метили с(и,е)ничку.

Поймать с(и, е)ничку не стоило труда. Я п(о,а)с(а,о)дил ее за отворот п(а,о)льто и пр(и,е)нес д(о,а)мой. В т(е,и)пле она (а,о)ж(и5е)вилась и быстр(о,а) освоилась в новой обстановке. За в(е.и) селый нрав мы н(а,о)звали ее (М,м)аричкой.

Ч(а.я)сто она озорн(и,е)чала. Ее первой жертвой вс(и,е)гда был к(а,о)тенок (В,в)аська. Тольк(о,а) он р(а,о)(з,с)тянется в теплом м(е,и)стечке, как (М,м)аричка прыгает пере(д,т) его носом, дразнит.

Скор(а,о) выгл(я,е)нуло в(е,и)селое солнце. И (М.м)аричка ул(е,и)тела на волю.

(По А. Аладышеву)

Выбери правильную букву, устно объясняя свой выбор. Перепиши текст.

В(и,е)селая (М,м)аричка.

Го(д,т) наза(д,т) х(о?а)лодным зимним днем я и мой т(о, а)варищ шли по д(а,о)ро(ж.ш)ке горо(д,т)ского парка. (Ф,В)п(е. и)р(е.и)ди мы з(а, о)метили с(и,е)ничку.

Поймать с(и, е)ничку не стоило труда. Я п(о,а)с(а,о)дил ее за отворот п(а,о)льто и пр(и,е)нес д(о,а)мой. В т(е,и)пле она (а,о)ж(и5е)вилась и быстр(о,а) освоилась в новой обстановке. За в(е.и) селый нрав мы н(а,о)звали ее (М,м)аричкой.

Ч(а.я)сто она озорн(и,е)чала. Ее первой жертвой вс(и,е)гда был к(а,о)тенок (В,в)аська. Тольк(о,а) он р(а,о)(з,с)тянется в теплом м(е,и)стечке, как (М,м)аричка прыгает пере(д,т) его носом, дразнит.

Скор(а,о) выгл(я,е)нуло в(е,и)селое солнце. И (М.м)аричка ул(е,и)тела на волю.

(По А. Аладышеву)

Выбери правильную букву, устно объясняя свой выбор. Перепиши текст.

В(и,е)селая (М,м)аричка.

Го(д,т) наза(д,т) х(о?а)лодным зимним днем я и мой т(о, а)варищ шли по д(а,о)ро(ж.ш)ке горо(д,т)ского парка. (Ф,В)п(е. и)р(е.и)ди мы з(а, о)метили с(и,е)ничку.

Поймать с(и, е)ничку не стоило труда. Я п(о,а)с(а,о)дил ее за отворот п(а,о)льто и пр(и,е)нес д(о,а)мой. В т(е,и)пле она (а,о)ж(и5е)вилась и быстр(о,а) освоилась в новой обстановке. За в(е.и) селый нрав мы н(а,о)звали ее (М,м)аричкой.

Ч(а.я)сто она озорн(и,е)чала. Ее первой жертвой вс(и,е)гда был к(а,о)тенок (В,в)аська. Тольк(о,а) он р(а,о)(з,с)тянется в теплом м(е,и)стечке, как (М,м)аричка прыгает пере(д,т) его носом, дразнит.

Скор(а,о) выгл(я,е)нуло в(е,и)селое солнце. И (М.м)аричка ул(е,и)тела на волю.

(По А. Аладышеву)



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Глагол

ГЛАГОЛ

Выберите правильные ответы.

1.     Что можно сказать о глаголе?

а) Обозначает действие;  б) в предложении обычно бывает второстепенным членом;

в) имеет формы трех времен;  г) изменяется по лицам и числам;  д) изменяется по падежам.

2.      В каком времени глагол изменяется по родам?

а) в настоящем;  б) в прошедшем;  в) в будущем.

3.      В какой форме глаголы даются в словаре?

а)  В форме 1-го лица единственного числа;

б)   в форме 3-го лица единственного числа;

в) в неопределенной форме.

4.      Какие из этих глаголов стоят в неопределенной форме?

а) Увидел; б) смеяться; в) вожу; г) посчитать; д) идет.

5.      Почему начальная форма глагола называется неопределенной?

а) Потому что в ней нельзя определить окончание;

б) потому что по ней нельзя определить, кто совершает действие и когда оно совершается.

6.       Какие из этих глаголов отвечают на вопрос что сдетть ?

а) Беречь; б) обернуть; в) класть; г) положить; д) сшить.

7.       Какой из этих глаголов - антоним глагола одеть ?

а) Раздеться; б) снять; в) раздеть.

8.        Какой из этих глаголов - антоним глагола надеть ?

а) Раздеться; б) снять; в) раздеть.

9.        Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

а)  По лицам; б) по числам; в) по родам.

10.      Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

а) По лицам; б) по числам; в) по родам.

11.      Как называется изменение глагола по лицам и числам ?

а) Склонение; б) спряжение.

12.      Как определить лицо и число глагола?

а) По вопросу;  б) подстановкой местоимения;   в) по окончанию.

13.      В какой форме стоит глагол провожают?

а)   1-го лица множественного числа;  б)  3-го лица единственного числа;  

в) 3-го лица множественного числа.

14.      В какой форме стоит глагол подождешь?

а)  1-го лица единственного числа;  б) 2-го лица единственного числа;

в)  2-го лица множественного числа.

15.      Зачеркните ненужную форму будущего времени.

а) Петь - пою, пел, (спою, буду петь);

б)  позвать - позвал, (позову, буду звать);

в)  читать - читаю, читал, (прочитаю, буду читать);

г)  прошептать - прошептал, ( прошепчу, буду шептать );

д) ходить - хожу, ходил, (пройду, буду ходить).

16.      Допишите формы глаголов 2-го лица единственного числа.

а) Я поищу – ты _______________________________

б)  я пойду – ты _______________________________

в)  я приглашу – ты ___________________________

г)  я смеюсь – ты ______________________________

д)  я веселюсь – ты ____________________________

17.      Допишите нужные формы глаголов.

а) Я могу-ты  ______________________________    -он ____________________________________

б) я бегу-ты   ______________________________    -он ____________________________________

18.      Выберите правильные ответы.

К какому спряжению относится большинство глаголов на -ить?

а) К первому спряжению;  б) ко второму спряжению.

19.      К какому спряжению относятся глаголы на -оть, -ять и большинство глаголов на -еть, -ать?

а)  К первому спряжению; б) ко второму спряжению.

20.      К какому спряжению относятся глаголы гнать, держать, дышать, слышать?

а) первому спряжению;  б) ко второму спряжению.

21.      Каких глаголов не хватает в ряду смотреть, видеть, зависеть, вертеть ...?

а) лететь; б) ненавидеть; в) обидеть; г) тереть; д) терпеть.

22.      Какие из этих глаголов относятся к первому спряжению?

а) Пишут; б) красит; в) краснеет; г) верчу; д) смеюсь.

23.      Какие из этих глаголов относятся ко второму спряжению?

а) Рисуют; б) бледнеет; в) учусь; г) держит; д) веселятся.

24.      Какие окончания могут иметь глаголы первого спряжения?

а)  -ешь; б) -ишь; в) -у(-ю);   г) -am (-ят); д) -ут (-ют).

25.      Какие окончания могут иметь глаголы второго спряжения?

а) -ишь; б) -ете;  в) -ат(-ят);   г) -ешь; д) -у(-ю).

26.      Нужно ли при написании глаголов с ударным окончанием определять их спряжение?

а) Да, чтобы лишний раз убедиться в написании гласной;

б)  нет, это излишне.

27.      Как определить написание безударной гласной в окончаниях глаголов?

а) По произношению. Например, если слышится [ и ], то и пишется и.

б)  Подставить глагол этого же спряжения с ударным окончанием.

в) Узнать по неопределенной форме спряжение и выбрать нужное окончание.

28.      Какой глагол поможет проверить гласные в окончаниях глаголов первого спряжения?

а) Гулять; б) петь; в) болеть.

29.      Какой глагол поможет проверить гласные в окончаниях глаголов второго спряжения?

а) Светить; б) лечить; в)выговорить.

Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

30.      Е или И?

а) Пиш__т; б) игра__т; в) люб__т; г) вод__т; д) зна__т.

31.      Е или И?

а) Помогаем; б) строем; в) думаем; г) дружим; д) держим.

32.      Е или И?

а) ЗнаЕ.те; б) гон.Ц-те; в) слышАЛте; г) стреляете; д) видите.

33.      Е или И?

а) Стира__шь; б) раздел__шь; в) умнож__шь; г) слыш__шь; д) игра__шь.

34.      Е или И ?

а) Дыш__шь; б) нужда__шься; в) счита__шь; г) обид__шь; д) беспоко__шься.

35.      А или У ?

а) Слыш__т; б) колыш__тся; в) плещ__тся; г) утеш__т; д) держ__т.

36.      А или У ?                      

а) Стрекоч__т; б) умнож__т; в) шепч__т; г) щебеч__т; д) улучш__т.

37.      А или У ?                                      

а) Тревож__тся; б) ищ__t; в) слыш__тся; г) лепеч__т; д) продолж__т.

38.      Я или Ю ?                      

а) Постав__т; б) укол__т; в) спрос__т; г) куп__т; д) yзна__т.

39.      Я или Ю ?

а) Зева__т; б) вер__т; в) разбуд__т; г) ла__т; д) нос__т.

40.      Я или Ю ?

а) Готов__т; б) пада__т; в) верт__тся; г) собира__тся; д) прос__тся.

Поставьте ударение.

41.      а) Начал; б) была; в) сняла; г) понял; д) поняла.

42.      а) Принял; б) задала; в) отдал; г) дала; д) начала.

Вставьте пропущенные буквы.

43.      А или О?

а) Р__кета; б) обл__ко; в) кр__вать; г) м__трос; д) пл__нета.

44.      Е или И?

а) Эл__ктричество; б) р__шение; в) к__пяток; г) ок__ан; д) тел__визор.

45.      Е или И ?

а) С__крет; б) б__л__т; в) щ__нок; г) пут__шествовать; д) пуг__вица.

Зачеркните ненужные буквы.

а) ( В, ф)чера; б) се(в, г )одня; в) за(в, ф)тра; г) компьют(э, е)р; д) юм(о, а)р.



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Диагностическая карта

Диагностическая карта

_______________________

Учащегося _____ класса

Виды срезовых работ

Вводн.

Диктант

Тест

№ 1

Тест

№ 2

Контр.

диктант

№ 1

Практ.

Работа

№ 1

Практ.

Работа

№ 2

Контр.

диктант

№ 2

Урок зачет

Тест

№ 3

Тест

№ 4

Предэкз.

работа

Знание теории

  1. Умение определять части речи:

- существительное

- прилагательное

- глагол

- наречие

- местоимение

- числительное

  1. умение определять грамматические признаки частей речи:

- склонение существительного

- спряжение глагола

- время глагола

- вид глагола

Фонетика

  1. Умение различать согласные:

- глухие – звонкие

- шипящие

- разбирать слово фонетически

  1. Соблюдение орфоэпических норм

Словообразование

  1. Выполнять морфемный разбор слов
  2. Выстраивать словообразовательную цепочку

Синтаксис, пунктуация

  1. Умение находить главные члены предложения
  2. Умение находить однородные члены предложения
  3. Умение определять количество основ в предложении


Практические умения

  1. Различение видов орфограмм гласных в корне
  2. Владение способом проверки б/гласных в корне слова
  3. Написание непроизносимых согласных в корне слова
  4. Написание Ь после шипящих в словах различных частей речи
  5. Безударные окончания    -е, -и у существительных
  6. Написание личных окончаний глаголов
  7. Различение приставок и предлогов
  8. Удвоенные согласные
  9. Написание разделительного Ь и Ъ
  10. Написание окончаний прилагательных
  11. Правописание наречий
  12. Пунктуация сложного предложения
  13. Правописание суффиксов
  14. Правописание приставок



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Диктант 1

Диктант   1. 

Мы (вы)ход(е,и)м ра(н,нн)(е,и)м октябр(ь)ск(е,и)м утр(а,о)м (из)дома й~ вид(е,и)м ч(ю,у)дес(т)н(о,а,у)ю к(а,о)ртину. 3(а,о)л(а,о)тые (а,о)се(нн,н)(е,и)е лист(ъ,ь)я п(а,о)крыва(я,ю)т д(и,я,е)рев(ъ,ь)я и землю. Лё(х,г)к(е,и)й в(и,я,е)терок круж(и,е)т и верт(е,и)т их (в)воздух(и,е), гон(е,и)т (над)з(я,е,и)млёй и стел(и,е)т кр(о,а)сив(о,а,ы)м к(а,о)вром. Мы слыш(е,и,ы)м прощ(я,а)л(ь)н(о,а,ы)е крик(е,и) жур(о,а)влей. (0,А)ни (у)л(и,я,е)та(я,ю)т в тёпл(о,а,ы)е страны. Мы ш(а,о)га(и,е)м(к)лесу. Над боло(т,д)ц(и,е)м стел(и,е)тся туман. Мы дыш(е,ы,и)м сла(т,д)-к(е,и)м (а,о)се(нн,н)(е,и)м воздух(а,о)м. Мы люб(е,и)м это время года. (За)ос(и,я,е)н(ъ,ь)ю (при)ход(е,и)т х(а,о)лодн(о,а)я з(е,и)ма. Нам нравится и (а,о)на. Ест(ь) люд(е.и), котор(о,а,ы)е (не)навид(ю,я)т ос(и,е,я)н(ь) и зиму. Мы же счита(и,е)м, что всё завис(е,и)т (от)нас. В кажд(а,о)м времени года мы мож(и,е)м (а,о)т(е,ы)скат(ь) что-то х(а,о)рошее. А как (на)эт(а.о) смотр(е,и)ш(ь) ты? (100 слов)

Диктант 2

Мног(е,и)е р(и,е,я)бята (из)наш(и,е)(в,г)о кла(с,сс)а ч(я,а)сто ход(ю,я)т (в)музе(е,и) и (на)выст(о,а)(ф,в)к(е,и). (0,А)ни вид(ю,я)т там много интерес(т)н(а,о)(в,г)о. Мы (с)м(а,о)им друг(а,о)м (И,и)л(ъ,ь)ёй люб(е,и)м х(о,а)дит(ь) (в)ист(а,о)рическ(е,и)й музей. Экскурсоводы эт(а,о)(в,г)о музея ра(сс,с)казыва(я,ю)т нам (о)ж(ы,и)зн(е,и) древн(е,и)х людей, п(а,о)казыва(я,ю)т их вещ(е,и). Эти предметы тысяч(е,и) ле(дд) л(и,е.я)жат (в)з(и,е)мле. Потом их (на)(рас)ко(б,п)ках н(о,а)ход(ю,я)т и (о,а)ткапыва(ю,я)т учён(о,ы,а)е. С(о,а)временн(о,а,ы)е люд(е,и) (в)музе(и,я,е)х смотр(а,я)т (на)эти вещ(е,и) и лучше п(а,о)нима(я,ю)т ж(ы,и)зн(ь) св(а,о)их пре(д.т)ков. Когда мы (вы)раст(и,е)м, то стан(и,е)м историк(о,а)ми. Мы меч(ь)-та(и,е)м, что когда-нибудь п(а,о)ед(и,е)м на н(о,а)ст(а,о)ящ(е,и)е р(о,а)ско(б?п)к(е,и). А о чём меч(ь)та(и,е)те вы? Какие музе(е,и) вы посещ(я,а)(и,е)те, на что там смотр(е,и)те? (93 слова)

Диктант З 

Мы (не)навид(е,и)м м(а,о)ро(с,з). Он щипл(и,е)т и куса(и,е)т но(з,с) и уш(ы,и), з(о,а)ст(о,а)вля(и,е)т н(о,а)д(и,е,я)ват(ь) тёпл(о,а,ы)е вещ(е.и), гон(е,и)т (с)улицы д(а,о)мой. Сил(ь)н(о,а,ы)й хол(а,о)(т,д) держ(ы,и,е)т нас (в)квартир(и,е). Мы п(а,о)дход(и,е)м (к)(а,о)кну, грус(т)но смотр(е,и)м (з)него и вид(е,)им, как м(и,я,е)тел(ь) н(о,а)м(и,я,е)та{и,е)т сугробы. Мы слыш(е,ы,и)м вой с(и,я,е)рдит(а,о)(в,г)о ветра. Но мног(а,о)е (в)наш(и,е)й ж(ы,и)зн(е,и) завис(е,и)т (от)нас. Мы зна(и,е)м, что мы мож(и,е)м (при)(ь,ъ)выкнут(ь) (к)х(а,о)л(о,а)дам. Мы з(о,а)к(а,о)ля(и,е)м св(а,о)ё тело. Для эт(а,о)(в,г)о (при)нима(и,е)м х(а,о)лодн(о,а,ы)й ду(ж,ш)(ь), а потом р(о,а)стира(и,е)м тело (до)кр(о,а)с(т)ноты. (74 слова)


(Диктант 4)

Ю(н,нн)аты (г,Г)(и,е,я)(н,нн)ад(е,и)й, (К,к)ири(лл,л), (А,а)(л,лл)а и (Э,э)(мм,м)а брод(ю,я)т по в(и,я,е)се(нн,н)(и,е)му лесу и дыш(а,у)т (пре)крас(т)н(о,ы,а)м чист(о,а,ы)м воздух(а,о)м. Г(и,е,я)(нн,н)адий вод(е,и)т друзей (по)извес(т)н(о,а,ы)м только ему маршрут(о,а)м. Р(и,е,я)бята смотр(я,ю)т в(а,о)кру(к,г) и вид(ю,я)т много интерес(т)н(а,о)(в,г)о. (0,А)ни разглядыва(я,ю)т свеж(о,а,у)ю нежн(а,о,у)ю тра(ф,в)ку, глад(и,е,я)т мя(х,г)к(е,и)е тр(о,а)винк(е,и). Вот (К,к)ири(лл,л) верт(е,и)т (в)руках б(а,о)л(ь)шую кр(о,а)сив(а,о,у)ю ш(ы,и)(ж,ш)ку. Дет(е,и)

рас(ь,ъ)сматрива(я,ю)т   перв(о,а,ы)е цв(и,я,е)точ(ь)к(е,и). Ю(н,нн)аты

(не)срыва(я,ю)т их, а (а,о)пуска(я,ю)тся рядом, нюха(я,ю)т, (о,а)ст(а,о)рожно (из)уча(я,ю)т. Природа (не)терп(е,и)т груб(а,о)(в,г)о (в)м(и,е,я)шател(ь)ства (в)св(а,о)ю ж(ы,и)зн(ь). (От)нас завис(е,и)т, налад(и,е)м ли мы дружеск(е,и)й контакту) (с)ней. (78 слов)

Диктант 5.

Сегодня (с)сам(о,а)(в,г)о ра(нн,н)(и,е)(в,г)о утра ду(и,е)т сил(ь)н(о,а,ы)й ветер. Он п(а,о)днима(и,е)т (а,о)се(нн,н)(е,и)е лист(ъ,ь)я, крут(е,и)т и верт(е,и)т их (в)воздух(и,е), гон(е,и)т (над)з(и,я,е)млёй и бр(а,о)са(и,е)т на ж(и,я,е)лтеющ(о,а,у)ю тр(о,а)ву. Ветер з(о,а)ст(о,а)вля(и,е)т нас н(о,а)дет(ь) тёпл(о,а,ы)е кур(д,т)к(е,и), когда мы (вы)ход(е,и)м (на)улицу. Мы брод(е,и)м по (о,а)пустевш(и,ы,е)му лесу, дыш(е,ы,и)м сла(д,т)к(е,и)м чист(о,а,ы)м воздух(а,о)м, (а,о)тдыха(и,е)м (на)ч(ю,у)дес(т)н(а,о)й опу(ж,ш)к(и,е). Мы смотр(е,и)м в(а,о)кру(к,г) и вид(е,и)м всю Kpio^^OTy (а,о)се(нн,н)(и,е)(в,г)о леса. (Над)нами пр(а,о)л(и,я,е)та(я,ю)т п(а,о)следн(е,и)е (пере)лётн(о,а,ы)е птицы. Мы д(а,о)ход(е,и)м до дубов(а,о)(в,г)о л(и,я,е)(з,с)ка и п(а,о)вора-чива(и,е)м назад. Мы очен(ь) люб(е,и)м такие пр(а,о)гулк(е,и). (78)

(Диктонт 6)

Наш с(о,а)се(т,д) (Д,д)ени(с,з) (Е,е)вген(ъ,ь)евич (при)глаша(и,е)т нас (с)брат(а,о)м (на)оз(и,я,е)ро. Мы зна(и,е)м, что наш (а,о)тка(з,с) обид(е,и)т (д.Д)ениса (Е,е)вген(ъ,ь)евича. Кроме того, мы люб(е,и)м оз(и,я,е)ро и ч(я,а)сто ход(е,и)м (к)нему. Вот мы ш(о,а)га(и,е)м через пш(и,е)нич(ь)н(а,о)е пол(и,е) к густ(а,о)му (и,я,е)лов(а(о)му лесу. Лё(х,г)к(е,и)й в(и,е,я)терок к(о,а)ч(я,а)(и,е)т к(а,о)лос(ъ,ь)я, (е,я,и)гра(и,е)т ими. (К)нам

п(а,о)дл(и,я,е)та(и,е)т (а.о)са. (А,0)на жу(ж,жж)(ы,и)т и круж(е,ы,и)т в(а,о)кру(к,г) нас. Мой бра(дд) (с)рыва(и,е)т дли(н,нн)(о,а,ы)й стеб(и,е,я)л(ь), верт(е,и)т его (в)руке и гон(е,и)т (а.о)су. Н(о,а)с(и,е,я)комое (у)л(и,я,е)та(и,е)т. Мы (при)(ь,ъ)бл(е,и,я)жа(и,е)мся (к)лесу. Когда мы м(и,е,я)ну(и,е)м ел(ь)ник, нам (а,о)т(ь,ъ)кро(и,е)тся син(е,я,и)я гла(т,д)(ь) оз(и,я,е)ра. (81 слово)


(Диктант 7).

Мы (вы)ход(е,и)м (из)дома и н(о,а)правля(и,е)мся (к)глубок(а,о)му (о.а)врагу. (В)эту пору п(а,о)сп(и,е,я)ва(и,е)т малина. Мы зна(и,е)м, где встр(и,я,е)-ч(я,а)(и,е)тся эта сла(т,д)к(о,а)я крас(т)н(о,а)я ягода. Кусты малины п(а,о)-крыва(я,ю)т склоны (о,а)врага. Мы з(о,а)ход(е,и)м (в)ле(з,с), (вы)бира(и,е)м нужн(о,у,а)ю тро(б,п)ку и ш(о,а)га(и,е)м (по)ней. Как л(и,я,е)(х,г)ко дыш(е,и)тся (в)л(и,е)су. Мы вес(и,е)ло болта(и,е)м и р(о,а)сп(и,е,я)ва(и,е)м песенк(е,и). Скор(о,а) мы (при)близ(е,и)мся (к)заросл(е,и,я)м крапивы. Мы н(о,а)бира(и,е)мся храброст(е.и) и пр(а,о)бира(и,е)мся (через)них. Крапива жал(е,и)т, куса(и,е)т и кол(и,е)т нас. Но вот ср(и,е,я)ди зел(и,я,е)н(е,и) кр(о,а)с(т)не(и,е)т малина. Мы н(о,а)бира(и,е)м полн(о,а,ы)е луко(ж,1п)к(е,и) яго(д,т). (79)

(Диктант 8). 

Ра(н,нн)(е,и)м утр(а,о)м н(и,е,я)бес(т)н(о,ы)й сво(д,т) з(о,а)(ь,ъ)тягива(я,ю)т т(е,я,и)жёл(о,ы,а)е ни(с,з)к(е,и)е туч(е,и). Ветер гон(е,и)т их, и (а,о)ни быстро пр(а,о)плыва(я,ю)т над п(а,о)б(и,я,е)левш(и,е,ы)й з(и,я,е)млёй. Ветер кру-т(е,и)т и верт(е,и)т крупн(о,а,ы)е мокр(а,о,ы)е сн(и,я,е)ж(ы,и)нк(е,и), з(о,а)-вод(е,и)т (с)ними в(и,я,е)сёл(о,а,ы)е (е.я.^гры. Сн(и,я,е)ж(ы,и)нк(е,и) лезут (в)л(е,я,и)цо и (за)в(а,о)ротник (а,о)дежды, пада(я,ю)т (на)землю и (у)стила(я,ю)т её бел(о,а,ы)м сверкающ(и,ы,е)м к(а,о)вром. (С)кры(ж,ш)(ь) (с)в(е,и)са(ю.я)т остр(о,а,ы)е скол(ь)(з,с)к(е,и)е сосул(ь)к(е,и). Дворник (е,и)

(с)б(е,и)ва(я,ю)т их     дли(н,н.ч)(о,а,ы)ми палк(о,а)ми. Сосул(ь,ъ)к(е,и)

пада(я,ю)т и п(а,о)крыва(я,ю)т асфал(ь)(т) д(и,я,е)ся(д,т)к(о,а)ми мелк(е,и)х (о,а)сколк(а,о)в. Дворник(е,и) чист(ю,я)т его, (с)гр(и,я,е)ба(я,ю)т лё(т,д) и сне(к,г) б(а,о)л(ь)ш(ы,и)ми л(а,о)пат(о,а)ми. От х(а,о)рош(и,е)й р(о,а)боты дворник(а,о)в завис(е,и)т (безо)пасност(ь) (про)хож(и,е,ы)х. (82 слова)

(Диктант9) 

Мы (с)с(и,я,е)строй (Р,р)и(мм,м)(а,о)й (а,о)тдыха(и,е)м (на)диван(и.е) и смот-р(е,и)м телевизор. Там п(а,о)казыва(я,ю)т интерес(т)н(о,а,у)ю профа(м,мм)у. В(и1е1я)дущ(е,и)е р(о,а)зыгрыва(я,ю)т пр(а,о)хОж(ы1и,е)х и (с)н(е,и,я)ма(я,ю)т их скрыт(а,о)й камер(а,о)й. Люд(е,и) (не)вид(е,и,я)т камеры, (не)п(а,о)нима(я,ю)т, что пр(а,о)исход(е,и)т. Мы (с)с(и,я,е)строй х(а,о)хоч(и,е)м. Тут (к)нам (на) диван прыга(и,е)т к(а,о)тёнок (Б,б)арсик. Он прос(е,и)т его (при)л(о,а)скат(ь). Мы (не)обид(е,и)м наш(и,е,ы)(в|г)о м(о,а)- лыша. Мы глад(е,и)м его (по)пуш(и,ы)ст(а,о)й шёрс(т,д)к(и,е), чеш(и,е)м  <за)у(ж,ш)к(о,а)ми. Вот и п(а,о)дход(е,и)т к(а,о)нец (пере)дач(е,и). С(и,я,е)ст- ра н(о,а)ж(е,ы,и)ма(и,е)т на кноф.гОф.и), щёлка(и,е)т ими и (пере)клю-ча(и,е)т каналы. (А,0)на ищ(и,е)т и н(о,а)ход(е,и)т другую в(и,я,е)сёл(о,а,у)ю (пере)дач(ю,у). (81 слово)


(Диктат 13).

Дима (ч,Ч)(я,а)ч(ь)кин (вы)(ь,ъ)ход(е,и)т (из)школ(ь)н(а,о)(в,г)о п(а,о)д(ь,ъ)- езда, (с)б(и,я,е)га(и,е)т (по)лес(т)ниц(и,е) и ш(о,а)га(и,е)т (по)ул(и,я,е)ц(и,е) д(а,о)мой. (А,О)се(н,нн)(е,и)й ветер (с)рыва(и,е)т (с)веток п(а,о)-ж(и,я,е)лтевш(ы,и, е)е лист(ь,ъ)я, крут(е,и)т и верт(е,и)т их (в)воздух(и,е) и стел(и,е)т (на)землю кр(о,а)сив(о,ы)м к(а,о)вром. Дима смотр(е,и)т (по)ст(а,о)р(а,о)нам, вид(е,и)т и слыш(е,ы,и)т много интерес(т)н(а,о)(в,г)о. Вот он пр(а,о)ход(е,и)т мимо пар(е,и,я)кмахерск(а,о)й. Там м(о,а)стера п(а,о)дстр(е,и)га(я,ю)т, (при)чёсыва(я,ю)т и бре(я,ю)т клиент(а,о)в (На)(а,о)бочин(и,е) д(а,о)рог(е,и) в(а,о)сс(и,я,е)да(и,е)т дв(а,о)роB(o,a,ы)й пё(с,з) (ч,Ч)(и,я,е)рны(ж,ш)(ь). Мал(ь)чик (не)обид(е,и)т с(а,о)баку. Он люб(е,и)т  ж(ы,и,е)вотн(а,о,ы)х и п(а,о)дар(е,и)т (Ч,ч)(и,я;е)рнышу кусок колб(о,а)сы. (73 слова)

(Диктант14) 

Ос(и, ё)н(ь) (вс)тупа(и,е)т (в)св(а,о)и пр(о,а)ва. Ж(и,я,е)лте(я,ю)т и кр(о,а)с(т)не(я,ю)т лист(ъ,ь)я (на)д(и,я,е)рев(ъ,ь)(е,я,и)х и кустарник(о,а)х. Жухн(и,е)т и вян(и,я,е)т тр(о,а)ва. Исч(и,я,е)за(я,ю)т жу(ж,жж)авш(е,и)е тут и там н(о,а)с(и,я,е)ком(о,а,ы)е. (А,0)ни   ищ(а,у)т  себе   убеж(ы,и)ще.

(У)л(и,я,е)та(я,ю)т (пере)лётн(о,а,ы)е птицы. Их гон(е,и)т гр(и,я,е)дущ(е,и)й зимн(е,и)й гол(а,о)(т,д). Ос(и,я,е)н(ь) (при)вод(е,и)т (с)собой х(а,о)л(а,о)да, (при)нoc(e,и)т мелк(е,и)й м(а,о)росящ(е,и)й дож(т,д)(ь). Ветер (с)рыва(и,е)т вянущ(е,и)е лист(ъ,ь)я. Он словно бре(и,е)т д(и,я,е)рев(ъ,ь)я гиган(т)ск(а,о)й бритв(а,о)й. Потом ветер стел(и,е)т л(е,и)ству (на)землю или (е,я,и)гра(и,е)т ею (в)воздух(и,е), крут(е,и)т и верт(е,и)т её. Мы ч(я,а)сто (вы)ход(е,и)м (в)ле(з,с) и дыш(е,и)м сла(т,д)к(е,и)м (а,о)се(н,нн)(е,и)м воздух(а,о)м. (79

СЛОв)

 (Диктант 15)

Н(о,а)ступа(и,е)т поз(д)н(е,я,и)я ос(и,я,е)н(ь). П(а,о)(ь,ъ)следн(е,и)е лис-т(ъ,ь)я (а,о)бл(и,я,е)та(я,ю)т (с)в(и,я,е)твей, (0,А)ни уже (не)п(а,о)ход(ю,я)т на кр(о,а)сив(а,о,ы)й ярк(е,и)й к(о,а)вёр. Скол(ь)(с,з)к(о,а)я сер(о,а)я ма(с,сс)а п(а,о) крыва(и,е)т землю. Бли(с,з)ко з(е,и,я)ма. Когда (а,о)на н(о,а)стан(и,е)т? Это завис(е,и)т (от)п(о,а)годы. Перв(о,а,ы)й сне(к,г) бел(е,и)т (о,а)крес(т)ност(е,и) наш(и,е)(в,г)о с(и,е,я)ла, (у)кр(о,а)ша(и,е)т д(и,е)рев(ъ,ь)я дли(н,нн)(о,а,ы)ми сыпуч(е,и)ми змейк(о,а)ми. Мы смотр(е,и)м (на)сн(и,я,е)гопа(т,д) (из)(а,о)кна и вид(е,и)м кр(о,а)сив(о,а,ы)е сн(и я,е)ж(ы,и)нк(е,и). Лё(х,г)к(е,и)й в(и,я,е)терок верт(е,и)т их (в)воздух(и,е). Мы (вы)ход(е,и)м (из)дома, (с)пуска(и,е)мся (по)лес(т)ниц(и,е) (с)крыл(ь)ца и пр(а,о)б(и,я,е)га(и,е)м (по)д(а,о)ро(щ,ж)к(и,е). Мы слыш(е,и)м скри(б,п) пер-в(а,о)(в,г)о   снега (под)н(а,о)гами. (77 слов)


 (Диктант 19).

3(е,и,я)ма и в(и,я,е)сна неск(а,о)л(ь)ко недел(ь) спор(ю,я)т дру(к,г) (с)друг(а,о}м. Но вот в(и,я,е)сна п(а,о)б(и,е,я)жда(и,е}т, гон(е,и)т зиму и (в)ступа(и,е)т (в)св(а,о)и пр(9,а)ва. Сне(к,г) та(и,е)т и бол(ь)ше (не)п(о,а)да(и,е)т. (У)ход(е1и)т/зимн(е,и)й хол(а1о)(т1д). Со(л)нце х(а,о)-р(о,а)шо пр(а,о)гр(и,я,е)ва(и,е)т землю. (Вы)раста(и,е)т перв(о,а)я тра(ф,в)ка. П(а,о)(е,и,я)вляются в(и,я,е)се(н,нн)(е,и)е цв(и,я,е)точ(ь)к(е,и). Л(и,е,я)тят (с)юга (пере)лётн(о,а,ы)е птицы. Мы слыш(ы,и,е)м их радос(т)н(а,о)е пение и вид(е,и)м много птич(ь,ъ)их ста(е,и)к (во)дв(а,о)рах наш(е,ы,и)х д(а,о)мов. (В)л(и,е,я)су (вы)вод(ю,я)т потомство мног(е,и)е звер(е.и). (А,0)ни пряч(а,у,ю)т св(а,о)их д(и,я,е)тей в сам(о,у,а)ю глу(п,б)(ь) леса. Мы ч(я,а)сто гуля(и,е)м, дыш(е,и)м  свеж(е,и,ы)м   в(и,е,я)се(н,нн)(е,и)м воздух(а,о)м,(68 слов)

(Диктант 20)

Н(о,а)ступа(и,е)т лето крас(т)н(а,о)е. (При)ход(е,и)т сам(о,а)я (щ,сч)(я,а)с(т)лив(о,а)я п(о,а)ра. Все люб(ю,я)т лето. (0,А)но дар(е,и)т радос(д,т)(ь), (при)нос(е,и)т (с)собой ма(сс,с)у интерес(т)н(о,а,ы)х занят(е,и)й. Лет(а,о)м люд(е,и) пр(а,о)вод(ю,я)т бол(ь)ше времени (на)улиц(и,е), дыш(у,а)т свеж(е,и,ы)м воздух(а,о)м, п(а,о)пр(о,а)вля(я,ю)т и (у)кр(и,я,е)пля(я,ю)т здоров(ъ,ь)е. Мног(е,и)е люб(ю,я)т быват(ь) (на)при-род(и,е), езд(ю,я)т (за)горо(т.д). И мы цен(е,и)м летн(е,и)е д(и,я,е)н(ь,ъ)ки и (не)т(и,е,я)ря(и1е)м зря время. Мы ч(я,а)сто купа(и,е)мся, плава(и,е)м, з(о,а)гора(и,е)м. Мы (е,я,и)гра(и,е)м (в)футбол, те(н,нн)и(з,с), волейбол. Мы ход(е,и)м (в)п(а,о)ходы, езд(е,и)м (на)дач(ю,у). А как вы пр(а,о)вод(е,и)те лето? (Вы)(и,е,я)зжа(и,е)те ли (на)природу? Ход(е,и)те ли (в)п(а,о)ходы? В какие игры\(е,я,и)гра(и,е)те? (88 слов)

(Диктант 21). 

Ч(ю,у)дес(т)н(а,о)е лето (в)к(а,о)нце к(а,о)нцов пр(а,о)ход(е,и)т. Н(о,а)сту-па(и,е)т ра(н,нн)(е,я,и)я ос(и,я,е)н(ь). Л(е,я,и)ства (на)д(и,я,е)рев(ъ,ь)(е,я,и)х и кустарник(о,а)хж(и,я,е)лте(и,е)т и кр(о,а)с(т)не(и,е)т. Осн(а,о)вная ма(сс,с)а лист(ъ,ь)(и,е1я)в ещё с(а,о)хр(о,а)ня(и,е)т з(и,я,е)лён(о,а,ы)й цве(т,д). Но вот пр(а,о)ход(ю,я)т две или три недел(е,и), и уже поч(ь)ти все лист(ъ,ь)я м(и,я,е)ня(я,ю)т свой цве(д,т). (А,О)се(нн,н)(е,и)й ветер словно бре(и,е)т д(и,я,е)рев(ъ,ь)я и кустарнике,и), стел(и,е)т (на)землю ярк(е,и)й к(а,о)вёр. Ч(я,а)сто ре(с,з)к(е,и)й п(а,о)ры(ф,в) (вз)м(я,и,е)та(и,е)т лист(ъ,ь)я. Ветер держ(ы,е,и)т их (в)воздух(и,е), крут(е,и)т и верт(и,е)т, гон(е,и)т (над)з(и,я,е)млёй. В(и,я,е)тер (при)нос(е,и)т (с)собой хол(а,о)(т,д) и д(а,о)ж-ди. Всё ч(я,а)ще (по)утрам (на)тр(о,а)ве (по)(и,е,я)вля(и,е,я)тся ин(и,я,е)й. (82 слова)



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Диктант 10

(Диктант 10)

Мы (с)м(а,о)им сосед(а,о)м (И,И)л(ь,ъ)ёй друж(е,и)м с перв(а,о)(в,г)о кла($сс)а. Мы уч(е,и)мся в разн(а,о,ы)х щкол(о,а)х. Но это (не)м(и,я,е)ша(и,е)т нам пр(а,о)-в(а,о)дит(ь) время вместе. Мы ч(я,а)сто (е,я,и)гра(и,е)м в разн(о,а,ы)е игры, люб(е,и)м гулят(ь). Лет(а,о)м мы купа(и,е)мся (в)наш(и,ы,е)й реч(ь)к(и,е), плава(и,е)м, ныря(и,е)м, (у)страива(и,е)м з(о,а)плывы (на)скорос(д,т)(ь). 3(е,и)мой мы стро(е,и)м снежн(о,а,ы)е крепост(е,и), леп(е,и)м сн(и,я,е)говиков, кида(и,е)мся сн(и,я,e)(гц,ж)ками, бор(и,е)мся (на)сн(и,а,е)гу. Но мы (не)об(е,я,и)жа(и,е)м дру(к,г) друга и (не)(с,сс)ор(е,и)мся. Если кто-нибудь обид(е,и)т одного (из)нас, другой всегда з(о,а)ступ(е,и)тся (за)товарищ(я,а). (74 слова)

(Диктант 11).

Вы уме(и,е)те (е,я,и)грат(ь) (в) шахм(о,а)ты? Люб(е,и)те ли вы их? Ч(я,а)сто ли (в)них (е,я,и)гра(и,е)те? Шахм(о,а)ты р(о,а)звива(я,ю)т ум и памя(д,т)(ь). Поэтому (а,о)ни п(а,о)м(а,о)га(а,ю)т (в)чёб(и;е). Мы (с)друз(ь,ъ)ями обыч(ь)но с(а,о)бира(и,е)мся после урок(а,о)в, р(о,а)складыва(и,е)м до(з,с)ку, р(о,а)сст(о,а)вля(и,е)м фигуры. Один (из)нас з(о,а)ж(е,ы,и)ма(и,е)т (в)кул(о,а)ках две фигуры разн(о,а,ы)х цв(и,я,е)тов и з(о,а)вод(е,и)т рук(е,и) (за)спину. Другой (е,я,и)грающ(е,и)й называ(и,е)т руку и (вы)бира(и,е)т чёрн(о,у)ю или бел(о,у)ю фигуры. Мы (при)cступа(и,е)м (к)(я,е,и)гре. Двое (е,я,и)гра(я,ю)т. Остал(ь)ные смотр(ю,я)т, но (не)п(о,а)дсказыва(и,ю)т. Мы ч(я,а)сто спор(е,и)м, но (не)(с,сс)ор(е,и)мся. Шахм((о,а)ты уч(я,ю,а)т (вы)д(и,е,я)р(ш,ж)к(и,е).  (80 слов)

(Диктант 12).

Уч(и,я,е)ники наш(и,е)(в,г)о ч(и,е,я)твёрт(а,о)(в,г)о кла(с,сс)а посещ(я,а)(я,ю)т мног(е,и)е интерес(т)н(а,о,ы)е кру(ш,ж)ки и секции. Мы (с)м(а,о)им друг(а,о)м (К,к)ол(и,е)й занима(и,е)мся б(а,о)р(ь)бой. (На)тр(и,е)ниро(в,ф)к(и,е) мы ч(я,а)сто бор(и,е)мся. Иногда п(а,о)б(и,я,е)жда(и,е)т (К,к)оля. Быва(и,е)т, что я. Мы раз(ь,ъ)в(и,е,я)ва(и,е)м силу и ло(ф,в)кос(д,т)(ь). Если кто-нибуд(ь) обид(е,и)т слаб(а,о)(в,г)о, мы Ймож(и,е,ы)м (за)ступиться (за)не(в,г)о. А (д,Д)ени(з,с) и (В,в)итя ход(ю,я)т в музыкал(ь)н(а,а,у)ю школу. (А,О)ни (я,е,и)гра(я,ю)т (на)скри(б,п)ках. Оля и (К,к)ири(лл,л) т(о,а)нцу(я,ю)т и посещ(я,а)(я,ю)т те(о,а)трал(ь)н(о,а,ы) кружок. Костя (ё,и,я)гра(и,е)т (в)те(н,нн)и(з,с). Антон и (И,и)л(ь,ь)я цел(а,о,ы)ми днями г(а,о)ня(я,ю)т (в)хо(к,кк)ей (на)пл(а,о)щ(я,а)(т,д)к(и,я,е) (во)дв(а,о)ре. А ты з(о,а)нима(и,е)ш(ь)ся спорт(а,о)м? Ход(е,и)ш(ь) (в)кру(ш,ж)ки? T(о,a)нцу(е,и)ш(ь) или рису(и,е)ш(ь)? Или много ч(е,и)та(е,и)ш(ь)? (90 слов)



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Дополнительные задания по русскому языку

Дополнительные задания по русскому языку (выполнять в тетради).

1.Найди в предложениях глагол и сделай его фонетический разбор.

Лучи солнца темнеют – к сильной грозе.

2.Найди в предложении два имени прилагательных и сделай фонетический разбор каждого из них.

Если во время грозы идут с шумом большие темные тучи – будет град.

З.Выпиши из стихотворения слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Тропинка. Лесенка витая. Маячит терем колдуна, И вьется, вьется золотая Тропинка - лесенка витая.

4.Выпиши из стихотворения Ф. Тютчева слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы.

Дополнительные задания по русскому языку (выполнять в тетради).

1.Найди в предложениях глагол и сделай его фонетический разбор.

Лучи солнца темнеют – к сильной грозе.

2.Найди в предложении два имени прилагательных и сделай фонетический разбор каждого из них.

Если во время грозы идут с шумом большие темные тучи – будет град.

З.Выпиши из стихотворения слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Тропинка. Лесенка витая. Маячит терем колдуна, И вьется, вьется золотая Тропинка - лесенка витая.

4.Выпиши из стихотворения Ф. Тютчева слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы.

Дополнительные задания по русскому языку (выполнять в тетради).

1.Найди в предложениях глагол и сделай его фонетический разбор.

Лучи солнца темнеют – к сильной грозе.

2.Найди в предложении два имени прилагательных и сделай фонетический разбор каждого из них.

Если во время грозы идут с шумом большие темные тучи – будет град.

З.Выпиши из стихотворения слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Тропинка. Лесенка витая. Маячит терем колдуна, И вьется, вьется золотая Тропинка - лесенка витая.

4.Выпиши из стихотворения Ф. Тютчева слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы.



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Занятие 2

Занятие №2

Тема: Морфемика. Словообразование.

1.   Актуализация

а) -Что изучает раздел науки Фонетика?

-     Чем отличается буква от звука?

-     Чего больше ? (доказать)

Какие буквы звука не обозначают?

-     Каких букв не бывает в транскрипции?

б) разбор трудных случаев

дубки                              ненастная

местность                         лимонная

Алла                                 аллея

в)Самостоятельная работа по вариантам

1вариант                                                                 2 вариант

площадь                                                           площадка

звездная                                                            грустная

семь     (подр)                                                    пьет (подр)

2.   Изучение нового материала

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

1.   Основа слова( часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов) Писал, сидеть, умывался

2.   Окончание – морфема, выражающая грамматическое значение слова( род, число, падеж, лицо)

Нет окончания: наречие(хорошо, отлично),нескл. сущ.(пальто, кофе),притяж. мест.(ее, ею, их), глаголы -ть, ти, чь (найти, писать, беречь)

  1. Корень – общая часть родственных слов, выражающая их лексическое значение.

Чередование согласных                                     Чередование гласных

К/ч рыбак - рыбачий                                        е-нуль зв. День - дне

Г/ж бег - бежит                                                 0-нуль зв. Сон - сна

Х/ш  пух - пушистый                                          0-а ходить - хаживать

С\ш  носить - ношу                                              у-ов кую - ковать

3/ж близкий - ближе                                           ю-ев клюю - клевать

Д/ж водить  -вожу  

Б/бл любить - люблю

В\вл ловить – ловлю

4.   Суффикс – морфема, находящаяся после корня и выражающая словообразовательное или грамматическое значение

Каждый суффикс образует слова только одной части речи.

Ок, чик, шик-сущ.

Н, ан, чив-прил.

5.   Приставка – морфема перед корнем и выражающая словообразовательное значение.

Порядок разбора слова по составу:

1)   изменю по вопросам – выделю окончание;

2)   подберу родственные слова – выделю окончание

3)   Приставка, суффикс.

Практическая работа: местный, перестройка, голубоватый, пришкольный.



Предварительный просмотр:

Пролицейская подготовка русский язык / Занятие 3

Занятие №3

Тема: Морфемика. Словообразование.

Знакомство со словообразовательными словарями.

1.  Актуализация

-Что изучает раздел науки о языке морфемика?

-Какие части есть у слова?

-Как называется часть слова без окончания и без словообразовательных суффиксов?

-выделить основы: сухой, пароход, рисовала, аллея, делать

- Как называется морфема, выражающая грамматическое значение слова?

-     У всех ли слов имеются окончания? (примеры)

-     Что необходимо сделать, чтобы выделить корень слова? Индивидуальный опрос

1) затранскрибировать слова: подъезд, елочка, походка, городская, классные, березка

2) фонетический разбор: вьет, сетью, карасей, уехали, целая

2 Практическая работа

морфемный разбор слов с использованием словаря:

перестрелка-родственные слова

постройка

пришкольный

голубоватый

светловолосый

3 Изучение нового материала

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Способы образования слов (морфологические)

1)   суффиксальный: мечтать-мечтатель учить-учитель сон-сонный белый-белеть тихий-тихо

2)   приставочный: город-пригород автор-соавтор читать- перечитать

3) приставочно-суффиксальный: окно-подоконник размер-безразмерный

4) Бессуфиксальный:синий-синь, вывозить-вывоз

5) Сложение (основ, целых слов) теплоход, светловолосый

Неморфологические способы:

-переход из одной части речи в другую: дежурные, булочная

-распадение многозначного слова на омонимы: стрелка (трамвайная, часов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к мониторингу в 4-м классе по русскому языку.

Задания предназначены для учителей и учащихся 4-х классов начальной школы для для отработки практических навыков учащихся по подготовке к мониторингу в 4-м классе по русскому языку. Предлагаемые тесты...

Материалы для подготовки к мониторингам по русскому языку в 3 классах

Материал  для  подготовки  учащихся  3  классов  к  тестовым  работам  во  втором  полугодии  3  класса...

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Урок русского языка .4класс. Подготовка к тестам.

Подготовка учеников 4 класса к итоговым тестам....

Пролицейская подготовка русский язык

Пролицейская подготовка русский язык...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...

Рабочий лист по русскому языку 4 класс. Подготовка к работе МЦКО по русскому языку 2023 год 4 класс. Задания 16 - 20

Подкотовка к работе МЦКО по русскому языку 2023 год 4 класс. Задания 16 - 20 (синтаксис, морфология, озаглавливание текста, восстановление последовательности пунктов плана, составление продолжен...