Программа по обучению грамоте
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

К УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г.Москвы СОШ №1429 им.Н.А.Боброва

 «Согласовано»                                                                «Утверждено»

Протокол заседания М\О                                  Приказ руководителя ОУ №______от_______                                          №_______от_________        

Рабочая программа

по обучению грамоте

Класс     1 «А»

ФИО педагога – разработчика программы    Ефремова О. В.

Педагогический стаж      28 лет

Квалификация      первая категория

Эксперт программы _______________________________________________

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями  Примерной программы начального общего образования по обучению грамоте и авторской программы курса «Обучение грамоте» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной для учащихся 1 класса общеобразовательных школ (год издания 2012)

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.  

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью учебных курса:

  • Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
  • Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
  • Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Цели данного курса:  

  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной  России и других стран.

         Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
  • воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

          Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

         Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

          Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

         Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.  

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.  

              Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое ( читаю, как написано ) и орфоэпическое ( читаю, как говорю ); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

           Послебукварный (заключительный) период – повторительно- обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений. текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом ( словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д. ) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

         После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели):  

из них 92 урока (приблизительно 23 уч. недели) отводится урокам обучения

грамоте и письму, 40 ч. (10 уч. недель) – урокам русского языка.

Содержание курса

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Орфография. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
  • раздельное написание слов;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

         Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Образовательная область и уч.курсы

Учебная программа

«Школа России»

Учебник

Учебное пособие для учащихся

Методическое пособие для учителя

Диагностический инструментарий

Филология

Программа курса «Обучение грамоте (письмо)» для 1 класса

В.Г. Горецкий

(и др.)

«Азбука»

(в двух частях).

Изд-во

«Просвещение», М., 2015 г

В.Г.Горецкий, Н.А.

Федосова»Прописи» (в 4х частях)

Изд-во

«Просвещение», М., 2016 г

В.Г.Горецкий, Н.А.

Федосова»Прописи» (в 4х частях)

Изд-во

«Просвещение», М., 2016 г

. Методическое пособие для учителя  

Т.В.Игнатьева

«Поурочные разработки по обучению грамоте.

К учебнику

В.Г.Горецкого и др. «Азбука».

Изд-во «Экзамен», М.

2014 г.

 

Информационно-коммуникативные средства.

Электронное приложение к учебнику

«Азбука» В.Г.Горецкого (CD).

Материально-технические средства.

Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска.

Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:

  1. Количественный состав класса – 21  уч.
  2. Дети с ООП  -  нет

Левша – 2 чел.

Формы получения образования учащимися класса очная

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся:

-групповая; игровая парная; индивидуальная;

- самостоятельная, совместная деятельность;

Специфические для учебного курса формы контроля  освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Текущий контроль: устный опрос.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа.

Итоговый контроль: контрольная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся по «Обучению грамоте»

 к концу учебного курса.

        Программа обеспечивает достижение учащимися определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- применять гигиенические правила письма при выполнении заданий;

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

- адекватно воспринимать оценку учителя;  

Метапредметные результаты:

          Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу урока;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву;

- ориентироваться на лучший вариант в процессе письма;

- оценивать свою работу;

          Познавательные УУД:  

- классифицировать предметы по группам;

- называть группу предметов одним словом;

           Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

- осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе;

- воспроизводить и применять правила работы в парах;

- работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем;

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- ориентироваться в первой учебной тетради;

- правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте;

- демонстрировать правильное положение ручки при письме;

- воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;

- называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи;

- обводить предметы по контуру;

- находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на странице прописи;

- обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...