Урок русского языка "Число имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок способствует развитию у учащихся творческих способностей, расширяет познавательные интересы; развивает "умение учиться"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_mo.doc | 64 КБ |
chislo_imen_sushchestvitelnyh.ppt | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели:
- научить определять число имён существительных;
- овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;
- развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;
- развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
- развитие монологической речи учащихся, умение работать в группе;
- воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
- воспитание чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.
Результат: составить алгоритм определения числа имён существительных.
Оборудование:
- учебник « Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 3 класс,ч.2;
- графическое изображение цветка;
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
ΙΙ. Актуализация и мотивация.
У. Какой раздел мы с вами изучаем? (имя существительное.)
- Давайте повторим, что мы знаем об имени существительном.
На доске тест. Выберите правильный ответ, красиво каллиграфически запишите буквы.
1) Что такое имя существительное?
И) часть слова
Б) основа слова
Э) часть речи
2) Имя существительное обозначает..
А) действие предмета
Ж) признак предмета
К) предмет
3) Имя существительное отвечает на вопросы…
Ы) что делать? Что сделать?
О) кто? что?
Р) какой? какая? какое? какие?
4) В какой строке записаны только имена существительные?
Л) солнце, свет
П) охранять, беречь
М) зелёный, чистый
5) В какой строке записаны только одушевленные имена существительные?
д) воздух, вода, земля
о) воробей, аист, человек
В) ребята, река, свалка
6) В какой строке записаны только неодушевленные имена существительные?
Н) месяц, снег, птицы
Г) ветер, кормушка, гнёздышко
Ф) зима, зверек, лед
7) В какой строке записаны только собственные имена существительные?
Б) поэт, улица, озеро
Ц) город, площадь, корова
И) Илья, Жуковский, Липецк
8) В какой строке записаны только нарицательные имена существительные?
А) Чехов, Москва, Сергей
Я) кот, страна, мальчик
В) газета, Толстой, Буратино
У. Продолжите написание букв до конца строки. Обведите самую красивую букву.
- Какое слово получилось из выбранных букв?
- Скажите, что обозначает это слово? (Ответы детей)
Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
(Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде).
- 2017 год объявлен годом экологии. Люди безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. И для того чтобы всё-таки сохранить природу, привлечь внимание всех жителей нашей страны жить в ладу с природой, а заодно и самим уцелеть, и объявили 2017 год – годом экологии.
- Составьте предложение со словом экология. (Ответы детей).
- Запишите одно предложение с новой строки. (Экология учит людей беречь родную природу. ) Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Обозначьте части речи. (проверка с сигнальными карточками П С Г)
У. Какой частью речи является слово экология?
Мы уже столько знаем про существительное, хотите узнать что-то новое? А зачем?
ІІІ. Изучение нового материала.
Подцель: открытие нового знания.
У. Прочитайте написанные на доске слова: река, озеро, поля, реки, поле, озёра.
- Что общего у этих слов?
- Разделите данные имена существительные на две группы. Подумайте, на какие группы.
(Работа в парах, в тетради).
У. Какие имена существительные вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?
Оформляется запись на доске:
река
озеро
поле
У. Какие имена существительные вошли во вторую группу?
Дополните запись.
У. По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу?
река |
| реки |
озеро |
| озёра |
поле |
| поля |
У. Как вы думаете, имена существительные из первого столбика находятся в форме единственного числа или множественного?
Значит, имена существительные второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме …….(дети договаривают).
Запись на доске:
Единственное число |
| Множественное число |
река |
| реки |
озеро |
| озёра |
поле |
| поля |
У. Прочитайте написанные слова парами.
У. Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
У. Определите тему урока (Число имен существительных)
Задачи: Узнаем… (как определить число имен существительных)
Научимся… (определять число имен существительных по алгоритму)
Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.
У. Прочитайте сообщение на с. 20 учебника.
Обобщение.
- Как изменяются существительные?
- В каком числе они употребляются?
- Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?
- Как узнать существительное единственного числа?
- Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?
- Как узнать существительное множественного числа?
- Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание)
У. Попробуйте в группах составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.
Примерный алгоритм.
- Определить, сколько предметов обозначает имя существительное (один или много).
- Вспомнить: один – единственное число;
много – множественное число.
Дидактическая игра.
У. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то хлопают в ладоши девочки.
Если назову существительное множественного числа, то хлопают в ладоши мальчики.
Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.
ІV. Первичная проверка понимания нового материала.
Подцель: применение знаний, следить за действиями ученика.
1. Классификация имён существительных в форме единственного и множественного числа
(Учебник с. 20, упр.28)
Коллективная работа с комментированием.
2. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа:
1 уровень (учащиеся с низкими учебными возможностями) задание на доске:
поставить существительные в форму множественного числа:
зверь- … |
| пчела- …… |
лес- … |
| дерево- …… |
птица- … |
| воробей - …. |
2 уровень
Упражнение 29 с. 21 учебника
Самопроверка выполнения с доски.
У. Кому было трудно выполнять задание?
Кто не испытывал трудностей? Оценивание.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Подцель: систематизировать знания.
У. Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?
Что назвать одним словом все имена существительные, которые мы записали? (природа)
У меня для вас есть подарок: дети из 3 «Б» класса попросили определить число у слов ножницы, . Определите число существительных по нашей модели способа действия. Можно ли у этих слов определить число? Есть в русском языке такие слова, которые имеют форму только одного числа. А вот об этих словах мы поговорим в ближайшие уроки русского языка.
VI. Рефлексивный этап.
Подцель: анализ деятельности и полученных знаний.
1. Деятельностная рефлексия.
У. Добавились ли у вас знания о существительном?
2. Эмоциональная рефлексия.
У. Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение цветка. Какое у вас настроение после урока русского языка? Дорисуйте ваше настроение в сердцевине цветка.
VII. Д/З: упр. 32
Примерный алгоритм.
- Определить, сколько
предметов обозначает имя
существительное (один или
много).
- Вспомнить: один –
единственное число;
много –
множественное число
Число
имен
существительных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест. 1) Что такое имя существительное? И ) часть слова Б ) основа слова Э ) часть речи
Тест. 2) Имя существительное обозначает.. А ) действие предмета Ж ) признак предмета К ) предмет
Тест. 3) Имя существительное отвечает на вопросы… Ы ) что делать? Что сделать? О ) кто? что? Р ) какой? какая? какое? какие?
Тест. 4) В какой строке записаны только имена существительные? Л ) солнце, свет П ) охранять, беречь М ) зелёный, чистый
Тест. 5) В какой строке записаны только одушевленные имена существительные? д ) воздух, вода, земля о ) воробей, аист, человек В ) ребята, река, свалка
Тест. 6) В какой строке записаны только неодушевленные имена существительные? Н ) месяц, снег, птицы Г ) ветер, кормушка, гнёздышко Ф ) зима, зверек, лед
Тест. 7) В какой строке записаны только собственные имена существительные? Б ) поэт, улица, озеро Ц ) город, площадь, корова И ) Илья, Жуковский, Липецк
Тест. 8) В какой строке записаны только нарицательные имена существительные? А ) Чехов, Москва, Сергей Я ) кот, страна, мальчик В ) газета, Толстой, Буратино
Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде
Работа в парах. река, озеро, поля, реки, поле, озёра.
река озеро поле
река реки озеро озёра поле поля
Единственное Множественное число число река реки озеро озёра поле поля
Обобщение. Как изменяются существительные? В каком числе они употребляются? Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе? Как узнать существительное единственного числа? Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе? Как узнать существительное множественного числа? Что изменяется у существительного при изменении по числам?
Самостоятельная работа. 1-й уровень . Поставить существительные в форму множественного числа: Зверь - …, пчела - …., лес - …., дерево - …, птица - …, воробей - …. 2-й уровень . Упражнение 29, с. 21 учебника
Самопроверка. 1-й уровень . Зверь - звер и , пчела - пчел ы , лес - лес а , дерево - деревь я , птица - птиц ы , воробей - воробь и . 1-й уровень Девочк а рисовал а . Деревь я выросл и . Соловь и по ют . Плыв ет облак о .
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...
Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.
Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."
Открытый урок " Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных"...
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...