Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Чернякова Юлия Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение   Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП28)

Рассмотрено                                                                                                                        Утверждено

на заседании МО учителей                                                                                                  решением ПС учреждения

начальных классов                                                                                                              Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                                                                                               Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                                                                                       директор __________

Рабочая программа

4 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по обучению грамоте с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Срок реализации учебной программы 2016-2017 уч.г.

Разработали:

Чернякова Ю.Н. учитель начальных классов

ГКОУ Школы № 2124,

 первая квалификационная категория

Москва, 2016 год

Русский язык 4 класс  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  1. ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
  2. формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

        Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4  класса на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы   начального  общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011 

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

- развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку:

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 4 классе 4 часа в неделю - 136 часов в год.

Результаты изучения курса:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»

являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты

учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обуучающихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 55 –60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого

изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

других и самому быть понятым.

        Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида автором Ю.Е.Вятлева, М.: «Просвещение» 2013 г.

        Звуки и буквы.

Повторение тем, изученных на предыдущем этапе обучения.

Совершенствование навыков слогового и звуко-буквенного анализа.

Краткий повтор темы «Гласные и согласные»: уточнение понятий «звуки» и «буквы»; дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; повторение темы «Алфавит» при работе со словарем; фонетический разбор слогов и слов, составление транскрипции слова.

        Гласные звуки и буквы.

        А, о, у, э, ы, и, я, ё, ю, е Краткое повторение  фонетической, акустической, артикуляционной и графической характеристик гласных. Уточнение слогообразующей функции гласных; практическая работа по составлению слогов с данными гласными, выделение на слух с заданной гласной; чтение и запись слогов, простых и сложных слов с заданными гласными (списывание с образца, под диктовку, самостоятельная запись); самостоятельная работа.

        Детальный анализ звукового и буквенного состава слов с йотированными гласными в различных слоговых позициях, в частности повторение и закрепление двойного звучания Я,Ё,Ю,Е в начале слова, после гласной и после мягкого знака; уточнение смягчающей роли звука [й] в составе йотированных гласных; повторение разделительной функции мягкого и твердого знаков, тренировка в дифференциации на слух раздельного произношения гласного и согласного звука в рамках работы с йотированными гласными; практические задания по отработке темы «Разделительные мягкий и твердый знаки».

        Согласные звуки и буквы.

        Краткий повтор  фонетической, акустической, артикуляционной и графической характеристики согласных. Дифференциация согласных по звонкости. Определение твердых и мягких согласных по звонкости. Повторение тем: «Смягчение согласных с помощью мягкого знака и буквы И», «Мягкий знак между согласными и после Л»; правописание слогов ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и буквосочетаний ЧК, ЧН. Тренировка навыков написания слов с данными правилами; выделение и объяснение данных орфограмм.

Повторение правила переноса слов. Отработка умения в использовании ударения для проверки написания слов с безударными гласными.

        Слово.

        Состав слова.

Повторение тем «Корень», «Окончание», «Приставка» ,  «Суффикс». Повторение темы: «Однокоренные слова осуществляется в сочетании с повторением темы «Правописание безударных гласных в корне слова».

        Повторение темы «Разделительный мягкий знак после приставки и пред йотированными гласными Е,Ё,Ю,Я»,  уточнение разделительной функции мягкого знака.

        Приставка.

        Словообразующая и смыслоразличительная роль приставки. Подбор приставок к однокоренным словам, обозначающим действия. Правописание гласных и согласных в приставках (исключая приставки з- и с-; пре- и при-) и в соответствующих предлогах. Отличие приставки от предлога.

        Суффикс.

        Уточнение понятия , его позиционирования в слове и уточнение его функционального значения. Выделение суффикса в простых по составу словах. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксально-префиксальный способ образования слов. Уточнение лексического значения полученных слов.

        Ударение.

Роль ударения в смыслоразличении и полисемантизме слов, в определении безударных гласных в корне.

        Части речи.

        Формирование целостного представления о частях речи. Повторение, уточнение, дополнение и систематизация знаний обучающихся по всему тематическому разделу «Части речи».

Имя существительное.

Уточнение  понятия и значения. Определение рода и числа существительного. Изменение существительных по вопросам.

Заучивание падежей и падежных вопросов, изменение существительных единственного числа по падежным вопросам, определение падежа имени существительного. Понятие «склонение». Умение группировать существительные в зависимости от склонения. Правописание падежных окончаний существительных  в единственном числе 1, 2, 3-го склонения (исключая имена существительные на –мя, -й, -ие). Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода 3-го склонения.

        Падежи и предлоги.

        Правильное употребление предлогов с существительными, используемыми в различных падежах. Определение падежа существительного по вопросам и предлогам.

        Имя прилагательное

        Уточнение понятия и значения. Определение рода и числа прилагательного. Изменение прилагательного по родам и числам. Правописание окончаний прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Составление словосочетаний (прилагательное+существительное)

        Глагол

        Уточнение понятия и значения. Умение правильно ставить вопросы к глаголу. Определение времени глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Правописание частицы не с глаголами.

        Предложение.

        Повторение пройденного на предыдущих этапах обучения, понятие «предложение» и его значение в речи; определение границ предложения; главные и второстепенные члены предложения, их функциональные роли и различия; составление простых предложений (распространенных и нераспространенных); употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения в соответствии с целью высказывания.

        Формирование элементарных навыков моделирования простых предложений.

        Знакомство с понятием « сложное предложение» и его конструкцией. Выделение простых предложений в составе сложного путем определения грамматических основ и границ каждого, установление связи между ними, пунктуация. Составление сложных предложений с изученными частями речи.

        Связная речь.

Текст, определение его структуры (начало, середина(основная содержательная часть), заключение). Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.  Составление плана текста: запись названия текста и его частей. Восстановление текста по названиям целого текста и его частей: устный рассказ или запись 2-3 предложений по каждой части.

        Восстановление пропущенных частей текста, редакция деформированного текста. Умение различать текст и набор отдельных предложений.

        Умение делить текст на смысловые части и озаглавливать их. Первоначальное обучение планированию текста: запись названия всего текста и частей.

        Выражение благодарности. Этикетные слова. Слова, используемые при знакомстве. Написание поздравительных открыток и приглашений (по образцу).

Минимум словарных слов.

        Автобус, адрес, багаж, беседа (беседовать), билет, вагон, вокзал, воскресенье, восток, вперед, газета, горячий, желтый, завтра, здесь, земляника, календарь, канал, картофель, квартира, килограмм, командир, комбайн, Красная площадь, Кремль, мандарин, Москва, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, понедельник, портрет, потом, прекрасный, пшеница, растение, ремень, решать, салют, Санкт-Петербург, сегодня, сейчас, столица, телевизор, телефон, трамвай, теперь, урожай, хороший, черный, шоссе, шофер.

Графика.

        Автоматизация и совершенствование графических навыков письма. Увеличение темпа и скорости письма слов и предложений. Привитие навыка чистого и опрятного письма, надлежащего содержания тетради, обучению аккуратному исправлению ошибок и помарок. Работа над ошибками.

        Содержание учебного предмета «Русский язык»  136 ч (4 часа в неделю)

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Типы уроков могут быть сориентированы на ступень изучения определённого материала:

  • урок изучения новой темы с первичным её закреплением;
  • урок закрепления темы и формирования умений на основе нового материала;
  • урок тренировки, упражнения в выработке автоматизма грамматических, орфографических и других действий по применению изученного материала;
  • урок повторительно- обобщающий в конце изучения темы, раздела;
  • урок проверки знаний      и умений – диктант. Грамматические упражнения, тесты и др.
  • комбинированный урок – урок смешанного типа, на котором проводится и изучение нового, и закрепление.
  • урок – игра;
  • викторины и др.

Формы текущего контроля ЗУН :     индивидуальный, фронтальный.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольная работа, контрольно-измерительные материалы, тестирование.

Содержание рабочей программы (4класс 136 часов):

Вспоминаем, повторяем, изучаем 20ч

Воспроизведение, обобщение, систематизация полученных ранее знаний и их углубление, совершенствование, а также ознакомление с новым материалом: «Однородные члены предложения», «Наречие».

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

- распознавать части речи и их грамматические признаки

- производить синтаксический разбор предложений

- определять тему и основную мысль текста

Имя существительное 30 ч

Углубление знаний об имени существительном как части речи. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе. Использование падежных форм имён существительных для точного выражения мысли.

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

- определять падеж имён существительных

- знать несклоняемые имена существительные

- знать признаки, по которым можно отнести существительные к определённому типу склонения

- правописание падежных окончаний имён существительных

Имя прилагательное  30 ч

Углубление знаний об имени прилагательном как части речи. Развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе, правописание родовых окончаний имён прилагательных. Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

-распознавать имена прилагательные среди слов  других частей речи

- различать падеж имени прилагательного по падежу имени существительного

- правописание гласных в безударных окончаниях имён прилагательных в единственном и множественном числе

- употреблять имена прилагательные в прямом и переносном смысле

Местоимение 8ч

Лексическое значение местоимений и их роль в нашей речи. Морфологические признаки личных местоимений. Изменение местоимений по падежам. Употребление местоимений в высказываниях и тексте. Раздельное написание местоимений с предлогом.

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

- различать местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

- склонять личные местоимения с предлогами и без предлогов

- использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Глагол 30 ч

Глагол как часть речи. Роль глаголов в предложении. Неопределённая форма глагола как начальная форма. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Использование глагольных форм для точного выражения мыслей.

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

- особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и прилагательными

- определять неопределённую форму глагола

- глаголы 1 и 2 спряжения и знать глаголы – исключения

- правила написания личного окончания глагола

Повторение 18 ч

Обобщение знаний, усвоенных обучающимися в процессе изучения разделов русского языка, установление связи между ними, совершенствование умений применять знания в практике языковой и речевой деятельности.

        Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 Овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучающиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность обучающегося, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной обучающимся творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение обучающихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 4 класса обучающиеся  должны знать:

  • изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

Обучающиеся должны уметь:

  • орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(70-85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы, проверять написанное;
  • производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
  • производить разбор по составу слова типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
  • производить разбор слова как части речи;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
  • определять тип текста; использовать эти типы текстов в речи;
  • писать изложение и сочинение (60-75слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Литература.

Для учителя:

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.  4 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

2.Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.  4 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

3.Узорова О.В. Нефедова Е.А.30 000 учебных примеров и заданий. ООО Издательство Астрель.2009 г. 4 класс.

4.Щеглова И.В. Итоговая аттестация. ФГОС. Русский язык. Издательство «Экзамен»2012 г.

5.Николаева  Л.П.Иванова И.В. 5 000 заданий по русскому языку. Издательство «Экзамен»2012 г.

6.Нефедова Е.А.Узорова О.В. Итоговое тестирование по русскому языку.4 класс. Издательство АСТ.Астрель.2011г.

7.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь.Дрофа.2001 г.

8.Методика развития связной речи. С.П. 2000 г.

9.Узорова О.В. Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. Москва.АСТ.Премьера.2001 г

10.Грушников Г.А. Орфографический словарь. Москва. Просвещение.1989 г.

11.Программа общеобразовательных учреждений  «Школа России. Концепция и программы для начальных классов.», Издательство «Просвещение», 2011.

Для обучающихся:

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.  4 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

2.Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.  4 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

3. Словари всех типов по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование

1 четверть

Тема урока

Дата

1

Повторение  Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

2

Язык и речь. Формулы вежливости.

3

Текст и его план

4

Предложение как единица речи.

5

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

6

Диалог. Обращение

7

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

8

Словосочетание  

9

Предложение Однородные члены предложения (общее понятие)

10

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

12

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

13-14

Сложное предложение и предложение с однородными членами

15

Контрольный диктант

16

Анализ контрольного диктанта

17

Слово в языке и речи  Слово и его лексическое значение

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

19

Синонимы, омонимы, антонимы

20

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

21-22

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

23

Правописание гласных и согласных  в корнях слов

24

Правописание гласных и согласных  в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

25

Правописание приставок и суффиксов

26

Разделительные твердый и мягкий знаки

27-28

Склонение  имен существительных,   имен прилагательных.

29

Имя числительное. Глагол

30

Наречие как часть речи. Правописание наречий

31

Контрольный диктант.

32

Анализ контрольного диктанта.

33

Проверь себя. Странички самоконтроля.     Обобщающий урок.

2 четверть

Тема урока

Дата

1

Имя существительное. Распознавание падежей имен существительных.

Несклоняемые имена существительные.

2

Упражнение в распознавании именит, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных

3

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

4

Три склонения имен существительных (общее представление)  

1-е склонение имен существительных.

5

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

6

Упражнение в распознавании имен существительных 2-е склонения

7

Упражнение в распознавании имен существительных 3-е склонения

8

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

9

Именительный и винительный падежи.

10

Контрольное списывание

11

Анализ контрольной работы. Падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения ед.числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

12

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

13

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

14

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

15

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

16

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

17

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

18

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

19

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

20

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

21

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

22

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

23

Контрольный диктант за 1 полугодие

24

Анализ контрольного диктанта.

25

Склонение имен существительных во множественном числе.

26

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

27

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

28

 Обобщающий урок

3 четверть

№  

Тема урока

Дата

1

 Родительный и винительный падежи имен  существительных во множественном числе.

2

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.

3

Наши проекты. Закрепление изученного.

4

Имя прилагательное.  Имя прилагательное как часть речи.

5

Род и число имен прилагательных. Текст описание. Описание игрушки.

6

Склонение имен прилагательных.

7

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

8

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

9

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

10

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

11

Именительный, родительный, дательный падежи.

12

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

13

Наши проекты. Описательный текст.

14

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

15

Склонение имен прилагательных женского рода.

16

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

17

Родительный, дательный, творительный падежи имен прилагательных женского рода

18

Винительный и творительный  падежи имен прилагательных женского рода.

19

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных

20

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

21

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

22

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

23

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

24

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

25

Обобщение по теме «имя прилагательное». Проверка знаний.

26

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

27

Анализ контрольного диктанта. Повторение

 

28

Местоимение.  Местоимение как часть речи.

29

Личные местоимения

30

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

31

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

32

Изменение личных местоимений по падежам

33

Повествовательный текст с элементами описания. Обобщение по теме местоимение.

34

Обобщение по теме местоимение.

35

Глагол.  Роль глаголов в языке.

36

Изменение глаголов по временам.

37

Изменение глаголов по временам. Закрепление.

38

Неопределенная форма глаголов

39

Контрольный диктант

40

Анализ контрольного диктанта.  Неопределенная форма глаголов.

41

Обобщающий урок.

4 четверть

№  

Тема урока

Дата

1

Изменение глаголов по временам

2

Спряжение глаголов

3

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

4

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

5

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

6

Наши проекты

7

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

8

Возвратные глаголы

9

Правописание –тся, - ться в возвратных глаголах

10

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

11

Правописание глаголов в прошедшем времени

12

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

13

Правописание  безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

14

Контрольный диктант по теме «Глагол»

15

Анализ контрольного диктанта. Повторение

16

Проверка знаний по теме «Глагол»

17

Повторение  Язык. Речь. Текст.

18

Предложение и словосочетание

19

Повторение. Части речи

20

Повторение. Правописание безударных гласных.

21

Повторение. Правописание парных согласных.

22

Повторение.  Правописание разделительных Ъ и Ь

23

Итоговый контрольный диктант за год

24

Анализ контрольного диктанта

25

Повторение. Изменение глаголов по временам

26

Повторение. Спряжение глаголов

27

Повторение. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

28

Повторение. 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

29

Обобщение пройденного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...