Однокоренные слова 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ершовская основная общеобразовательная школа №14
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ
«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»
2 КЛАСС
(УМК «ГАРМОНИЯ»)
РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СТОЛИЦЫНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Гармония
Тема: Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова».
Цель: ввести понятия «родственные слова», «корень слова».
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые предметные результаты:
- владеть опознавательными признаками родственных слов;
- выполнять общий способ действия для выделения в слове корня;
- группировать родственные слова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| |||
Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Посмотрите все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Давайте все вместе прочитаем стихотворение. На уроке я сижу, Не стучу и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю. – Что мы сейчас повторили?
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила? | Проверяют готовность к уроку. Читают стихотворение Правила поведения на уроке. – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное успеть сделать. | Положительное отношение к учёбе. (Л) Слушать и понимать речь других. (К) | |
| |||
Ребята, на прошлом уроке мы размышляли о словах. - К какому выводу мы пришли? - Сегодня мы откроем новые секреты о словах нашего языка. Том услышал разговор ребят о родственных словах. Его интересует, что может означать это название? | Главное в слове – это его значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов, нет речи. От значения часто зависит, как сказать и написать слово. Высказывают свои предположения | Строить гипотезы. (П) Слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение. (К) Участвовать в общей беседе. (К) | |
| |||
Какую учебную задачу мы поставим на сегодняшний урок? Сформулируйте тему урока. - Как проверить ваши гипотезы? | Узнать, какие слова называются родственными Родственные слова | Находить на страницах учебника необходимую информацию. (П) Совместно планировать действия. (П) | |
| |||
- Давайте сравним вывод, сформулированный вами, с правилом в учебнике. - Значит, слова сахар и конфета родственные. Ведь конфета сладкая как сахар, - сказал Антон. - А соль и солить родственные слова? | Читают правило в учебнике с. 7 Сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике Рассуждают. Повторяют опознавательные признаки родственных слов. Проговаривают, как действовать, чтобы найти слову его «родственников». | Строить рассуждения. (П) Делать выводы. (П) Выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка. (К) Аргументировать свои суждения. (К) | |
| |||
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! Руки к солнышку потянем, Руки в стороны растянем. Да прилежно! Не лениться! | Выполняют движения: Встают из-за парт. Бег на месте. Наклоны. Вращение прямыми руками. Приседания. Прыжки на месте. Потягивания — руки вверх, в стороны. Дети садятся за парты. | ||
| |||
- Собери семью родственных слов. Как их узнаешь? Запиши их в столбик. На доске карточки со словами: Рыба, ловить, рыбка, окунь, рыбачить, рыбный. - Запиши во второй и третий столбики слова, которые остались. - Допишите в два последних столбика только родственные слова: Окунёк, окунул; улов, ловкий. - Почему два слова остались? Найдите общую часть у первой группы слов, у второй группы, у третьей группы - Название этой части слова, мы узнаем в учебнике на с. 8. Антон интересуется: «А как искать в слове корень?» - Подскажите Антону, как действовать? | Вспоминают опознавательные признаки родственных слов. Выбирают из группы слов родственные слова. Записывают слова по группам. Объясняют, почему остались лишние слова. Находят общую часть у каждой группы слов. Читают материал учебника с.8. Проговаривают алгоритм действий при нахождении корня слова. | Осуществлять контроль за выполнением действий. (Р) Находить на страницах учебника необходимую информацию. (П) Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки. (П) Анализировать, делать выводы. (П) Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета. (К) | |
| |||
- Антон решил собрать семьи родственных слов. У него получилось следующее: курица корова гусь курятник коровушка гусыня петух коровье гусеница курочка коробок гусиный - Проверьте работу Антона. - В каких группах слов были «ловушки»? В чём ошибка Антона? Выделите корень в каждой группе слов. - Правильность выполнения проверьте по карточке. | Вспоминают опознавательные признаки родственных слов. Проверяют, все ли слова в столбике являются родственными. Объясняют, почему слова петух, коробок, гусеница «лишние» в данных группах. Выделяют корень в словах. Проверяют правильность выполнения по эталону. | Анализировать, делать выводы. (П) Совместно с одноклассниками давать оценку деятельности. (Р) Осуществлять самоконтроль (Р) Вносить нужные коррективы. (Р) | |
| |||
Упражнение 287 на странице 10. Три уровня сложности при выполнении задания: 1-й: запиши родственные слова, выдели в них корень. 2-й: запиши родственные слова, выдели в них корень. Дополни семью родственных слов другими словами. 3-й: составь с каждым словом предложение. В родственных словах выдели корень. | Выбирают уровень сложности при выполнении задания. | ||
| |||
- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока? - Удалось вам достичь этой цели? Оцените свою работу. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Вспоминают цель, поставленную перед собой в начале урока. Оценивают свою работу по «лесенке успехов». | Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. (Л) Осуществлять самоконтроль. (Р) Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. (Р) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, и в какой степени. (Р) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»
Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....
Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.
Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных слов, формиро...
Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.
Цель: Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы с алгоритмом нахождения однокоренных...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...
Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."
Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...
Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"
Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...
Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.
На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....