Однокоренные слова 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Столицына Наталья Владимировна

Однокоренные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Однокоренные слова 2 класс23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская основная общеобразовательная школа №14

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ

«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

2 КЛАСС

(УМК «ГАРМОНИЯ»)

РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СТОЛИЦЫНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: Гармония

Тема: Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова».

Цель: ввести понятия «родственные слова», «корень слова».

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые предметные результаты:

  • владеть опознавательными признаками родственных слов;
  • выполнять общий способ действия для выделения в слове корня;
  • группировать родственные слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Посмотрите все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Давайте все вместе  прочитаем стихотворение.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

– Что мы сейчас повторили?

 

– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

Проверяют готовность к уроку.

Читают стихотворение

Правила поведения на уроке.

– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное успеть сделать.

Положительное отношение к учёбе. (Л)

Слушать и понимать речь других. (К)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений

   Ребята, на прошлом уроке мы размышляли о словах.

- К какому выводу мы пришли?

- Сегодня мы откроем новые секреты о словах нашего языка.

Том услышал разговор ребят о родственных словах. Его интересует, что может означать это название?

Главное в слове – это его значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов, нет речи. От значения часто зависит, как сказать и написать слово.

Высказывают свои предположения

Строить гипотезы. (П) Слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение. (К)

Участвовать в общей беседе. (К)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

   Какую учебную задачу мы поставим на сегодняшний урок?

  Сформулируйте тему урока.

- Как проверить ваши гипотезы?

Узнать, какие слова называются родственными

Родственные слова

Находить на страницах учебника необходимую информацию. (П)

Совместно планировать действия. (П)

  1. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

- Давайте сравним вывод, сформулированный вами, с правилом в учебнике.

- Значит, слова сахар и конфета родственные. Ведь конфета сладкая как сахар, - сказал Антон.

- А соль и солить родственные слова?

Читают правило в учебнике с. 7

Сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике

Рассуждают.

Повторяют опознавательные признаки родственных слов.

Проговаривают, как действовать, чтобы найти слову его «родственников».

Строить рассуждения. (П)

Делать выводы. (П)

Выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка. (К)

Аргументировать свои суждения. (К)

  1. Физминутка

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! 
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! 

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! 

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться! 

Выполняют движения:

Встают из-за парт.

Бег на месте.

Наклоны.

Вращение прямыми руками.

Приседания.

Прыжки на месте.

Потягивания — руки вверх, в стороны.

Дети садятся за парты.

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

- Собери семью родственных слов. Как их узнаешь? Запиши их в столбик.

   На доске карточки со словами:

Рыба, ловить, рыбка, окунь, рыбачить, рыбный.

- Запиши во второй и третий столбики слова, которые остались.

- Допишите в два последних столбика только родственные слова:

 Окунёк, окунул; улов, ловкий.

- Почему два слова остались?

Найдите общую часть у первой группы слов, у второй группы, у третьей группы

- Название этой части слова, мы узнаем в учебнике на с. 8.

  Антон интересуется: «А как искать в слове корень?»

- Подскажите Антону, как действовать?

Вспоминают опознавательные признаки родственных слов.

Выбирают из группы слов родственные слова.

Записывают слова по группам.

Объясняют, почему остались лишние слова.

Находят общую часть у каждой группы слов.

Читают материал учебника с.8.

Проговаривают алгоритм действий при нахождении корня слова.

Осуществлять контроль за выполнением действий. (Р)

Находить на страницах учебника необходимую информацию. (П)

Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки. (П)

Анализировать, делать выводы. (П)

Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета. (К)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Антон решил собрать семьи родственных слов. У него получилось следующее:

курица         корова               гусь

курятник    коровушка        гусыня

петух          коровье             гусеница

курочка       коробок            гусиный

- Проверьте работу Антона.

- В каких группах слов были «ловушки»? В чём ошибка Антона? Выделите корень в каждой группе слов.

- Правильность выполнения проверьте по карточке.

Вспоминают опознавательные признаки родственных слов.

Проверяют, все ли слова в столбике являются родственными.

Объясняют, почему слова петух, коробок, гусеница «лишние» в данных группах.

Выделяют корень в словах.

Проверяют правильность выполнения по эталону.

Анализировать, делать выводы. (П)

Совместно с одноклассниками давать оценку деятельности. (Р)

Осуществлять самоконтроль (Р)

Вносить нужные коррективы. (Р)

  1. Домашнее задание

Упражнение 287 на странице 10.

Три уровня сложности при выполнении задания:

1-й: запиши родственные слова, выдели в них корень.

2-й: запиши родственные слова, выдели в них корень. Дополни семью родственных слов другими словами.

3-й: составь с каждым словом предложение. В родственных словах  выдели корень.

Выбирают уровень сложности при выполнении задания.

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?

- Удалось вам достичь этой цели?

Оцените свою работу.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Вспоминают цель, поставленную перед собой в начале урока.

Оценивают свою работу по «лесенке успехов».

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. (Л)

Осуществлять самоконтроль. (Р)

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. (Р)

Выделять и осознавать то, что уже усвоено, и в какой степени. (Р)

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....