"Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya._pazhiltseva_s.docx | 73.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса разработана на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталости под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;
- учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;
- годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы №7;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;
- определяет содержание образования по учебному предмету;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
- создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
- обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных и предметных) каждым учащимся.
Цель предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи предмета: формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта, формирование умения понимать обращенную речь, формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.
Формы организации учебной деятельности:
- беседы;
- интегрированные уроки;
- ситуативные практикумы;
- дидактические игры.
Виды деятельности на уроке:
– чтение текста;
– выполнение заданий и упражнений;
– наблюдение за объектом изучения;
–практикум (игры с наглядными пособиями);
– устный опрос;
– диалог;
– физкультурные минутки;
- подвижные игры.
Место предмета в учебном плане.
Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Продолжительность учебного года для 1 класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе). Программа рассчитана для 1 «Б» класса на 99 учебных часов (3 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы. Срок реализации программы – один учебный год.
Планируемые результаты учебного предмета
Краткое описание | |
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых личностных и предметных результатов. | Курс «Речь и альтернативная коммуникация» включает в себя целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы. В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов: Личностные результаты: 1) овладение начальными навыками адаптации в классе; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
|
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса | Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. |
Календарно – тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Коррекционные задачи | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Добукварный период по письму | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой учащихся. Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | ||
1 | Выявление знаний и умений уч-ся | |||
2 | Письмо палочек | |||
3 | Письмо палочек с закруглением внизу | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
4 | Письмо палочек с закруглением внизу и вверху | |||
5 | Письмо элементов букв р, у, д – длинная палочка и длинная палочка с петлёй внизу | |||
6 | Письмо первого элемента прописных букв: л, м, а | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
7 | Письмо полуовала – элемента буквы с | |||
8 | Письмо овала. с, о, е | |||
9 | Письмо овала с соединением. о, с, е | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
10 | Письмо полуовала- элемента буквы Э | |||
11 | Понятие «слово». Условно – графическая запись отдельных слов | |||
Добукварный период по чтению | ||||
12 | Работа над понятием «слово» | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
13 | Предложение. Составление и анализ предложений | |||
14 | Составление и анализ предложений. Дифференциация сходных по звучанию слов | |||
15 | Различение сходных по звучанию слов | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
16 | Понятие «слог» или «часть слова». | |||
17 | Деление слов на слоги | |||
18 | Деление слов на слоги. Составление слов из отдельных слогов | |||
19 | Составление рассказа. Понятие «звук». Выделение из слова звука «а» | |||
20 | Выделение звука «А» в начале слова | |||
21 | Выделение звука «У» в словах | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
22 | Выделение звука «М» | |||
Чтение и письмо. Букварный период | ||||
1 этап- звуки и буквы: А, У, О, М, С, Х | ||||
23 | Звук и буква А. Выделение звука А и знакомство с буквой А. Слова, которые начинаются с буквы а. Строчная буква «а», упражнения в её написании | |||
24 | Звук и буква У. Знакомство со строчной буквой у, упражнение в её написании | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
25 | Слова ау, уа. Звуко-буквенный анализ слов. Установление сходства и различия. Составление из букв разрезной азбуки и чтение по следам анализа. Правила соединения букв | |||
26 | Звук и буква М. Знакомство со строчной буквой м, упражнение в её написании | |||
27 | Обратные слоги ам, ум. Звуко-буквенный анализ слогов, чтение и письмо. Прописная буква М | |||
28 | Составление и чтение прямых открытых слогов ма, му. Звуко-буквенный анализ слогов, чтение и письмо. Сравнительный звуко-буквенный анализ и письмо слогов ам – ма, ум – му. Прописная буква А | |||
29 | Упражнение в составлении и чтении слогов ам – ма , ум – му. Составление и чтение слова ма –ма, письмо слова. Прописная буква У | |||
30 | Звук и буква О. Знакомство со строчной буквой о, упражнение в её написании. Прописная буква О. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ом – мо, составление, чтение, письмо | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
31 | Составление и чтение слогов: ма – ам, му – ум, мо – ом; ма-ма, му – му, их письмо | |||
32 | Звук и буква Х. Знакомство со строчной буквой х, упражнение в её написании. Слоги и слова, звуко-буквенный анализ слогов: ах – ха, ох – хо, ух – ху. Письмо слогов | |||
33 | Слоги и слова со звуком и буквой Х. Составление и письмо слов с удвоенными слогами. Прописная буква Х и упражнение в её написании | |||
34 | Составление и чтение слов со звуком и буквой Х и предложений с данными словами. Письмо слов: ухо, уха, муха, мох | |||
35 | Слоги и слова со звуком и буквой С. Составление и чтение обратных и прямых слогов: ас, ос, ус, са, со , су. Письмо слогов после звуко-буквенного анализа | |||
36 | Звуко-буквенный анализ, составление и чтение открытых слогов: со , су, са. Письмо слогов | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
37 | Составление и чтение слов из усвоенных слогов (оса, мама, сама, муму) Составление и письмо слов из усвоенных слогов (о-са, са-ма) и предложений (Мама сама) | |||
2 этап – звуки и буквы Н, Ы, Л, В, И, Ш | ||||
38 | Звук и буква Н. Слоги, слова со звуком и буквой Н. Буква н строчная. Упражнение в написании обратных и прямых слогов, слов после звуко-буквенного анализа | |||
39 | Слоги, слова со звуком и буквой Н. Слова, состоящие из одного закрытого слога. Упражнение в написании данных слов | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
40 | Слоги, слова со звуком и буквой Н. Чтение предложений. Прописная буква Н. Упражнение в написании слов, предложений, состоящих из усвоенных слоговых структур | |||
41 | Звук и буква Ы. Слоги, слова со звуком и буквой ы. Буква ы строчная. Упражнение в написании слогов, слов после звуко-буквенного анализа | |||
42 | Слоги и слова со звуком и буквой Ы. Предложения с данными словами | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
43 | Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Ы. Текст «Мы». Письмо предложений. Письмо под диктовку | |||
44 | Звуко-буквенный анализ слоговых структур с изученными звуками и буквами. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение их по таблице и букварю. Списывание слогов, слов. Письмо под диктовку букв, слогов после анализа | |||
45 | Звук и буква Л. Слоги обратные и прямые открытые. Буква л строчная. Упражнение в написании слогов: ал, ол, ул, ла, ло, лу | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
46 | Слова со звуком и буквой Л. Прописные буквы Л и А. Упражнение в написании слов: Луша, Алла; предложений Луша мала | |||
47 | Составление и чтение слов, предложений из усвоенных слоговых структур. Письмо слов: мыло, мала, мыла; предложений: У Аллы мыло. Она мыла Муху | |||
48 | Звук и буква В. Выделение звука В. Слоги, слова со звуком и буквой В. Предложения с данными словами. Текст «Роза». Строчная буква в. Упражнение в написании слогов, слов, предложений, после звуко-буквенного анализа. Списывание предложения «У нас волы». | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
49 | Слоги и слова со звуком и буквой «В» в твёрдом и мягком вариантах. Чтение предложений с данными словами. Списывание предложений после звуко-буквенного анализа | |||
50 | Чтение слов со звуком и буквой «В». Текст «Наши повара». Прописная буква «в». Письмо слов с буквой «в», предложений «Вова повар». «Он варит суп» | |||
51 | Звук и буква И. И – как отдельное слово. Выделение звука И. Чтение предложений с этим словом. Строчная буква и. Составление и письмо слов с буквой И - как отдельным словом | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
52 | Составление и чтение слов со звуком и буквой И, в которых И составляет отдельное слово или входит в состав слова. Прописная буква И. Составление и письмо слов с буквой И в начале слова | |||
53 | Звук и буква И как показатель мягкости согласных. Составление и чтение слогов и слов со звуком и буквой И. Чтение предложений. Письмо слов и предложений с буквой И | |||
54 | Дифференциация Ы-И. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Чтение их. Составление и написание предложений с усвоенными словами | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
55 | Звук и буква Ш. Слоги обратные и прямые открытые. Буква Ш строчная. Упражнение в написании слогов: аш, ош, уш, ша, шо, шу | |||
56 | Слоги, слова со звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов, предложений. Письмо слогов: ша, шо; слов Маша, Саша; предложений: Наш Саша. Наша Маша | |||
57 | Слоги и слова со звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов, предложений. Текст «Наш Саша». Слоги и слова со звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов, предложений. Текст «Шалаш» | |||
58 | Дифференциация С - Ш. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами С – Ш. Письмо слов с буквами С - Ш | |||
59 | Слог ЩИ. Слова, предложения с данным слогом. Звуко-буквенный анализ слоговых структур с изученными звуками и буквами. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение их по таблице и букварю. Списывание слогов, слов. Письмо под диктовку букв, слогов после анализа | |||
60 | Звук и буква П. Слоги, слова со звуком и буквой П. Предложения с данными словами. Строчная буква П. Упражнение в написании слогов, слов, предложений, после зв-буквенного анализа | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
61 | Звук и буква Т. Выделение звука Т. Слоги, слова со звуком и буквой Т. Предложения с данными словами. Строчная буква Т. Упражнение в написании слогов, слов, предложений, после зв-буквенного анализа | |||
62 | Звук и буква К. Слоги, слова со звуком и буквой К. Строчная буква К. Упражнение в написании слов, состоящих из одного закрытого слога. Письмо предложений, после зв-буквенного анализа | |||
63 | Звук и буква З. Выделение звука З. Слоги, слова со звуком и буквой З. Предложения с данными словами. Текст «Роза». Строчная буква З. Упражнение в написании слогов, слов, предложений, после звуко-буквенного анализа. Списывание предложения «Мыли Лизу мы в тазу». Письмо под диктовку | |||
64 | Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв З-С, слогов с этими звуками и буквами, слов. Чтение предложений и текста. Составление и написание предложений: У Зины коза | |||
65 | Звук и буква Р. Слоги, слова со звуком и буквой Р. Буква Р строчная и прописная. Упражнение в написании обратных и прямых слогов (ра, ро, ру, ры- ар, ор, ур, ыр), слов, состоящих из одного закрытого слога (сыр), предложений | |||
66 | Дифференциация звуков и букв Л-Р. Упражнение в чтении слогов, слов с буквами Л, Р. Упражнение в написании слов с буквами Р - Л | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
67 | Звук и буква Й. Выделение звука Й. Слоги, слова со звуком и буквой Й, предложения с данными словами. Строчная буква Й | |||
68 | Дифференциация звуков и букв И -Й, сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение предложений и их написание. Текст «Тай» | |||
69 | Звук и буква Ж. Строчная буква Ж. Упражнение в написании слогов, слов, предложений, после звуко-буквенного анализа | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
70 | Дифференциация «Ж-Ш». Упражнения в чтении, письме слогов, слов, предложений. Дифференциация Ж - Ш, написание слогов и слов с Ж - Ш | |||
71 | Звук и буква Б. Выделение звука Б. Слоги, слова со звуком и буквой Б в твёрдом варианте. Предложения с данными словами. Строчная буква Б. Составление и написание предложения «Бык у болота». Письмо под диктовку слогов, слов после звуко-буквенного анализа | |||
72 | Слоги и слова со звуком и буквой «Б» в твёрдом и мягком вариантах. Текст «Бобёр». Прописная буква «Б», слова, предложения. Слоги и слова со звуком и буквой «Б» в твёрдом и мягком вариантах. Написание слов, предложений с буквой «Б». | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
73 | Дифференциация «Б – П», чтение слогов, слов. Предложений с «Б – П». Дифференциация б-п, написание логов и слов с «Б - П». Чтение текста « Шалун Барсик». Написание слов, предложений с буквой «Б» | |||
74 | Звук и буква Д. Выделение звука Д. Слоги, слова со звуком и буквой Д, предложения с данными словами. Строчная буква Г. Составление и написание слов, предложений. | |||
75 | Слоги и слова со звуком и буквой «Д» в твёрдом и мягком вариантах. Текст « У дома дуб». Составление и написание слов, предложений с буквой «Д» Текст « Угадай, кому?». Прописная буква «Д», слова, предложения с данной буквой | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
76 | Дифференциация на слух, в произношении и чтении звуков и букв «Д – Т». Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Текст « Мы рисовали». Дифференциация «Д – Т», написание слогов и слов с «Д – Т». | |||
77 | Звук и буква «Г». Выделение звука «Г». Слоги, слова со звуком и буквой «Г», предложения с данными словами. Строчная буква «Г». Составление и написание предложения «На лугу гуси». Списывание с букваря. Слоги и слова со звуком и буквой «Г» в твёрдом и мягком вариантах. Текст «Дог». Прописная буква «Г», слова, предложения с данной буквой | |||
78 | Дифференциация на слух , в произношении и чтении звуков и букв «Г- К», сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение текста «Артисты». Дифференциация «Г – К», написание слогов и слов с «Г – К». | |||
79 | Чтение слов с буквами «Г - К». Текст « У кого что?». Письмо под диктовку букв, слогов. Чтение слов с буквами «Г - К». Текст « Нас запутали». Письмо под диктовку букв, слогов | |||
80 | Буква «Ь» Буква «Ь», как показатель мягкости согласных на конце слова. Чтение слов, текста «Кому записка?». Строчная буква «Ь», написание слов, предложений. Различение на слух и в произношении, чтение, письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Написание буквы «Ь», слов с «Ь» | |||
81 | Составление и чтение слов с «Ь» в середине слова. Текст « На лугу». Различение на слух и в произношении, чтение, письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Буква «Ь»- как показатель мягкости согласных на конце слова. Чтение и письмо предложений с данными словами. Текст « Зоопарк» | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
3 этап - звуки и буквы Е, Я, Ю, Ё, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ | ||||
82 | Звук и буква «Е». Составление и чтение слов с буквой «Е» в начале слова. Строчная «Е», написание слов со строчной буквой е. Буква «Е», как показатель мягкости согласных. Чтение текста « Давай запомним». Написание слов со строчной «Е», предложений с этими словами. Слова со стечением 2-х согласных. Текст «В лесу». Прописная буква «Е», слова, предложения с данной буквой | |||
83 | Буква «Е», как показатель мягкости согласных. Чтение текста « Как нужно?». Письмо букв, слов , предложений с буквой «Е». Звук и буква «Е». Превращения слов «лес-лесок». Чтение текста «Добавь слово». Письмо букв, слов, предложений с буквой «Е». Списывание с учебника | |||
84 | Звук и буква «Я». Составление и чтение слов с буквой «Я» в начале и конце слова после гласной. Строчная и прописная буква «Я» Буква «Я», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Я». Написание слов со строчной «Я», предложений с этими словами | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
85 | Буква «Я», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Я». Написание заглавной «Я», слов с заглавной «Я». Дифференциация «А – Я». Дифференциация «А – Я», написание слогов и слов с «А – Я». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений | |||
86 | Звук и буква «Ю». Составление и чтение слов с буквой «Ю» в начале и конце слова после гласной. Строчная и прописная буква «Ю». Буква «Ю», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Ю». | |||
87 | Чтение текста «Прятки». Написание заглавной «Ю», слов с заглавной «Ю». Дифференциация «У – Ю» Дифференциация «У – Ю», написание слогов и слов с «У – Ю». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
88 | Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений. Буква «Ё», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Ё». Текст «Давай запомним». | |||
89 | Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов, слов с твёрдыми и мягкими согласными при обозначении твёрдости и мягкости буквами «О-Ё». Чтение, составление и написание предложений. Текст «Вот так Тёпа!» Написание заглавной «Ё», слов с заглавной «Ё» | |||
90 | Звук и буква «Ч». Выделение звука «Ч». Слоги, слова со звуком и буквой «Ч», предложения с данными словами. Строчная и прописная буква «Ч». Составление и написание слов, предложений. Письмо под диктовку. | Формирование учебного поведения:
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог | |
91 | Чтение слов со звуком и буквой «Ч», предложения с этими словами. Написание заглавной «Ч», слова и предложения с заглавной «Ч». Слоги «ча-чу». Чтение, составление и написание слов, предложений. Чтение русской народной сказки «Хитрая лисичка». Написание слов с «ча – чу». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений. | |||
92 | Звук и буква «Ф». Выделение звука «Ф». Слоги, слова со звуком и буквой «Ф» ,предложения с данными словами. Строчная и прописная буква «Ф». Составление и написание слов, предложений. Текст «Лесная школа». Чтение слов, предложений со звуком и буквой «Ф». Текст «Давай запомним». Составление и написание слов, предложений. | |||
93 | Чтение слов, предложений со звуком и буквой «Ф». Текст «Три поросёнка». Составление и написание слов, предложений. Дифференциация звуков и букв «в-ф», слогов и слов с этими буквами . Дифференциация «в-ф», написание слогов и слов с «в-ф» | |||
94 | Звук и буква «Ц». Выделение звука «Ц». Слоги, слова со звуком и буквой «Ц» ,предложения с данными словами. Строчная буква «Ц» . Составление и написание слов, предложений Чтение слов со звуком и буквой «Ц». Текст «Ловкий заяц». Заглавная «Ц», слова и предложения с заглавной «Ц». Составление и написание слов, предложений | |||
95 | Дифференциация звуков и букв «С - Ц», слогов и слов с этими буквами . Дифференциация «С – Ц», написание слогов и слов с «С - Ц». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений | |||
96 | Звук и буква «Э». Составление и чтение слов с буквой «Э» в начале слова . Чтение предложений и текста. Строчная и прописная буква «Э». Составление и написание слов, предложений. Звук и буква «Э». Чтение предложений, текста. Составление и написание слов, предложений | |||
97 | Звук и буква «Щ». Выделение звука «Щ». Слоги, слова со звуком и буквой «Щ», предложения с данными словами. Строчная и прописная буква «Щ». Составление и написание слов, предложений. Дифференциация «ча - ща, чу - щу». Написание слогов и слов с «ча - ща, чу - щу». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений | |||
98 | Буква «Ъ». Составление и чтение слов с буквой «Ъ». Чтение предложений, текста «Наша семья». Письмо. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слов с «Ъ» и без него Дифференциация букв «Ь - Ъ», слогов и слов с этими буквами . Написание слов с «Ь – Ъ» | |||
99 | Дифференциация букв «Ь - Ъ», слогов и слов с этими буквами . Написание слов с «Ь – Ъ». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами. Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений. |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету |
Минимальный уровень | |||
1 | Пропедевтический период | Знать и уметь писать основные элементы рукописных букв | |
2 | Звуки и буквы | Знать (уметь писать) рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв. Уметь списывать с печатного и рукописного текстов букв, слогов, состоящих из изученных слоговых структур. Уметь писать по слуху буквы и слоги после звукобуквенного анализа. Уметь составлять и записывать из букв изученные слоги | |
3 | Слово | Уметь списывать с печатного и рукописного текста слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Уметь писать по слуху слова, после анализа их звукового состава. Уметь вставлять пропущенные слоги или буквы при списывании | |
4 | Предложение | Уметь писать по образцу предложения из двух слов. Уметь писать большую букву в начале предложения и точка в конце. Уметь списывать предложения из 3-4 слов с рукописного и печатного текстов. Уметь писать по слуху с предварительным анализом предложений. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1 | Печатные пособия | - А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Букварь (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 2009 г - В. В. Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику. М.: Просвещение. 2009г. - А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Прописи в 3 частях, М.: Просвещение, 2009. - А.К.Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М: Просвещение. 2009г |
2 | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Таблицы к основным разделам программы. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме). Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы Слайды, соответствующие тематике программы Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
3 | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Магнитофон |
4 | Цифровые образовательные ресурсы | - |
5 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | - |
6 | Натуральные объекты | - |
7 | Демонстрационные пособия | Плакаты со звуками и буквами |
8 | Музыкальные инструменты | - |
9 | Натуральный фонд | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.Смыслом об...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....
Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"
Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 3 класс
КТП по предмету :"Речь и альтернативная коммуникация " 3 класс...