Конспект урока по русскому языку "Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
Форма: урок-игра по сказке «Цветик-семицветик»
Тема урока: Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном
предложениях, и в предложениях с прямой речью. (Школа 2100)
Цель: упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном
предложениях, и в предложениях с прямой речью.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Оборудование: пакеты с заданиями, записи на доске, цветик-семицветик,
лепестки с буквами, запись песни
Ход урока:
- Оргмомент
Прозвенел звонок,
Позвал на урок
Каждого ученика
На урок русского языка.
- Введение в тему урока.
(звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)
Вы любите сказки? Вы любите и играть, правда?
Сегодняшний урок у нас необычный. Это будет урок-игра по сказке. А по какой сказке вы сами, я думаю, скажите.
Послушайте небольшой отрывок из сказки (учитель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и облизывается.
- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись - старушка.
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю
цветик-семицветик,
У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.( а вы помните какие цвета относятся к теплым, какие к холодным, а какие к нейтральным?)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Сегодня Цветик-семицветик поможет вспомнить всё, что мы знаем о предложениях. А какие предложения вы знаете? (ответы детей).
Цель одна – выполнять верно задания. За каждое выполненное задание вы будете закрашивать лепесток у цветика-семицветика, который лежит у каждого на столе. Если задание выполнено без ошибок, то лепесток закрасите зеленым цветом, если 1 – 2 ошибки то желтым, если 3 и более, то красным. Вот в конце урока и посмотрим, каких лепестков у вас будет больше. А на доске у нас будут появляться лепестки с буквами.
- Работа над темой урока.
Отрываем первый лепесток.
КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК «ДАВАЙ ПОРИСУЕМ»
Задание: я читаю предложения, ваша задача определить, какое оно.
Соответствующий прямоугольник вы закрашиваете. Подобное задание вам знакомо.
- Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин.
- Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату.
- «Воздух в шаре остыл», – объяснил Незнайка.
- Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее».
- Ветер гудел и с шумом гнал волны.
- В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились и сели на чёрную тучу.
Предложения с прямой речью | Простые предложения | Сложные предложения | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
Ребята получают лепесток. (М)
ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК «ВСПОМНИ»
Задание: будем вспоминать теоретический материал. В предложениях пропущены слова. Догадайтесь, какие и впишите их в предложения. Результат проверим по цепочке.
- Предложения с прямой речью состоят из (слов автора и прямой речи)
- Между частями сложного предложения на письме ставится (запятая)
- Если однородные члены соединены без помощи союзов, то запятая (ставится)
- Прямая речь на письме всегда заключается (в кавычки)
- Прямая речь в предложении может находиться (перед словами автора и после слов автора)
- После прямой речи перед словами автора ставится (запятая и тире)
- После слов автора перед прямой речью ставится (двоеточие)
Ребята получают лепесток. (Л)
ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»
Задание: на доске схемы предложений. В них пропущены знаки препинания. Вы должны их поставить в нужное место
П а
А п
_ =
_ _ =
_ = а _ =
Ребята получают лепесток. (Ы)
ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕПЕСТОК «РЕБУСЫ»
Задание: разгадайте ребусы.
_____________
Ребята получают лепесток. (О)
ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК «ПОИГРАЕМ»
Здесь рассыпаны части предложений с прямой речью. Найдите где слова автора, а где прямая речь и составьте предложения с прямой речью так, что бы получился текст
1) Сегодня утром Петя объявил всем
2) сказал он
3) учитель спросил
4) гордо ответил Петя
а) Пять!
б) А сколько будет, если сорок два разделить на семь?
в) Например, шестьдесят три разделить на семь, будет восемь
г) Я выучил таблицу умножения
Сегодня утром Петя объявил всем: « Я выучил таблицу умножения».
«Например, шестьдесят три разделить на семь, будет восемь», - сказал он.
Учитель спросил: «А сколько будет, если сорок два разделить на семь?»
«Пять!» - гордо ответил Петя.
Ребята, вы ничего необычного не заметили? (Петя не верно отвечает)
Ребята получают лепесток. (О)
СИНИЙ ЛЕПЕСТОК «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Задание: послушайте предложения. Определите на слух, каким является каждое предложение. Составьте схему каждого предложения.
- Тут за дверью снова раздались шаги и послышался чей-то шёпот: «Где он?»
- Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях.
- Вдали стоит дубовый лес.
- «Терпеть не могу зубной порошок», – проворчал Незнайка.
- Заяц грызёт сладкую морковку, оголяет стволы.
Ребята получают лепесток. (Д)
ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК «РЕШИМ КРОССВОРД»
Задание: решить кроссворд. Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на группы. Давайте повторим правила работы в группе.
п | ||||||||||||||
о | ||||||||||||||
д | ||||||||||||||
л | о | |||||||||||||
п | о | с | т | е | с | т | ||||||||
п | р | е | д | л | о | ж | е | н | и | е | ||||
р | о | н | о | ч | а | о | р | |||||||
я | с | о | ж | к | щ | в | е | |||||||
м | т | р | н | а | е | а | ||||||||
а | о | о | о | е | ||||||||||
я | е | д | е | |||||||||||
н | ||||||||||||||
ы | ||||||||||||||
е |
1.Речь, переданная дословно от имени говорящего.
2.Предложение с одной грамматической основой.
3.Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одной и той же частью речи.
4.Предложение с двумя и более грамматическими основами.
5.Знак препинания в конце предложения.
6.Главный член предложения.
7.Она состоит из главных членов предложения. В предложениях она грамматическая.
8.Знак препинания, похожий на математический знак арифметического действия.
Ребята получают лепесток. (Ц)
Посмотрите на ваши цветочки.
Каких лепестков больше?
Все ли у вас получалось?
Что понравилось на уроке больше всего.
- Итог урока.
Составьте слово из собранных букв. Урок наш заканчивается. Вы действительно молодцы. И напоследок составьте любые предложения с получившимся словом.
Спасибо за урок!
(звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"
Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа 2100". Данный урок может быть проведен с использованием мультимедийного устройства....
Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью». 4 класс.
Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с...
Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."
Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...
Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."
Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...
Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью".
Тема: " Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью". Цели:Развитие умения различать...
Русский язык в 4 классе Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.
ОС "Школа 2100" Урок повторения и закрепления знаний...