Слова-предметы, слова-признаки
план-конспект урока по русскому языку на тему

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе

"Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки"

Цели:

1. Обобщить знания об имени существительном.

2. Формировать умение подбирать к словам-предметам слова-признаки.

3. Развивать внимание, мышление и речь учащихся.

4. Воспитывать любовь к русскому языку.

5. Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Оборудование: презентация (Power Point 2007), карточки для составления пар слов, карточки с заданием творческого характера.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.     СЛАЙД 1

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Прошу поприветствовать их.

Учитель:

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели

Девочки сели,

Мальчики сели.

На меня все посмотрели.

Девиз урока: знаешь- говори, не знаешь- слушай     СЛАЙД 2

- А теперь возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками на уроке.

Пальчиковая гимнастика

- Начнем наш урок с пальчиковой гимнастики.

- Вспомним этапы урока     СЛАЙД 3

2. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку:

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо-мостик подвесной.

(радуга)

- Какие слова помогли отгадать загадку? (слова-признаки). Назовите их.

- Сколько цветов у радуги? Назовите цвета радуги.

На слайде черные слова –названия цветов радуги     СЛАЙД 4

 Что вам помогло в этом? (Подсказка. «Каждый….»)

- Можно ли назвать цвета радуги в другом порядке? Почему?

– Одинаковые или разные вопросы вы к ним можете задать? Почему? Ведь цвета же разные? (вопросы одинаковые, т.к. относятся к одному и тому же слову) Какое слово они определяют? (цвет)

- Подберите к слову-предмету радуга слово–признак из предложенных цветов (разноцветная радуга)

- Молодцы! Раз вы столько знаете, я дарю вам маленькое чудо. Давайте произнесем волшебные слова:    1-2-3-Радуга, свети!     СЛАЙД 5

На слайде все окрашивается в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

- К нам в руки попали волшебные краски. Сегодня на уроке мы будем не просто учениками, а художниками-волшебниками. Готовы? И вот второе чудо: ваша учительница превращается в Фею красок.

3. Словарная работа              СЛАЙД 6

– Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Я становлюсь волшебником,

Когда они со мной:

Хочу – и дождь из облака

Прольётся проливной,

Хочу – и волны синие

Заплещутся в реке,

И взять могу я радугу

И подержать в руке.

                (Карандаши)        

- Запишите слово, поставьте ударение, найдите опасные места

– А могут ли это быть фломастеры? Запишите слово фломастер в столбик со словом карандаши. 

(флом’астер, -а, м. Принадлежность для письма, рисования держатель с пористым стержнем, пропитанным красителем.)

– А могут быть краски? Запишите слово краска.

– Подберите к этим словам слова-признаки.

Варианты детей.

– А теперь посмотрите на слова, записанные на доске: зеленые, фиолетовая, лиловый, коричневая, красные, голубой.

– Что все эти слова обозначают? (Цвет.)

– Какие из этих цветов есть в радуге?

– Все ли слова вам понятны? Какой цвет лиловый? (Сиреневый.)

 Работа в группах:

- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вместе повторим правила работы в группе.

Вежливо обращаться друг к другу.

Выслушивать мнение каждого, не перебивая.

Доказывать свои версии.

В группе ответы дает каждый.

Быть внимательным друг к другу.

Умеешь сам – научи другого.

– Выберите слова-признаки к словам карандаши, фломастер, краска. Докажите, что они вам подходят. Могут ли они быть любыми?

Ребята выбирают слова-признаки для своих слов в группах и доказывают, остальные в это время слушают, замечают ошибки, оценивают ребят

- Запишите  по одному слову признаку  к  словам-предметам с вопросами. Какие получились словосочетания. Прочитайте.

        - А сейчас посмотрим, какие краски вы выбрали и определим ваше настроение

Желтый – жизнерадостность

Розовый – романтика, доброта

Синий - покой и созерцание

Фиолетовый- таинственность

Красный – страстный, воля, тепло.

Зеленый – гармония, равновесие

Оранжевый – свобода, действие

Дополнительная справка о словах, обозначающих цвет.

– Откуда эти слова пришли в русский язык?

фиолетовый (лат.) – цвет фиалки;

оранжевый (фр.) – апельсин;

голубой – по цвету оперения шейки голубя;

красный (древнерусск.) – красивый;

коричневый – от корица, кора – маленькая корочка;

лиловый (фр.) – сирень.

4. Постановка цели урока. СЛАЙД 7

- Что мы сейчас делали? (подбирали слова-признаки к словам-предметам)

- Какую работу выполняют слова-признаки? (определяют признаки предметов, «украшаю»  нашу речь). На какие вопросы отвечают?

- Какие признаки могут обозначать эти слова? (Цвет, вкус, размер …)

- С какими словами связаны слова-признаки?

- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Сегодня мы будем учиться подбирать к словам- предметам слова – признаки,)

Как вы думаете, для чего нам это нужно? (Чтобы уметь описывать предмет, называть его признаки, чтобы речь наша становилась красивой, богатой)

-Сейчас вы еще знаете не много, а когда станете взрослыми ваш словарный запас станет больше, а для этого мы с вами учимся использовать в своей речи слова-признаки.

 

- Итак, начинаем волшебство. Следующий этап урока: Открываем новые знания

СЛАЙД 8

5. Практическая работа

а) Выполнение задания в движении. Физминутка

- Я предлагаю сыграть в игру “Найди пару”.

- У вас у каждого на столе есть карточка со словом. Определите, что обозначают ваши слова и на своем ряду найдите пару, с собой возьмите тетрадь и ручку. После того как вы найдете пару, вам нужно сесть за парту владельца слова-предмета и записать в тетрадь получившееся словосочетание и графически обозначить связь слов:

ветер сильный,

яблоко сочное,

груша спелая,

дети маленькие,

брат старший,

стекло прозрачное,

трава высокая,

облака белые,

мак красный

дерево высокое

собака злая,

мыши серые

-Какие получились словосочетания?

- Какие слова главные? (слова-предметы)

- Задайте вопрос от главного слова и покажите эту связь графически, используя модели СЛАЙД 9 (схемы)

- Как вы находили пару вашим словам?

-Следующий этап: Применяем новые знания  СЛАЙД 10

б) Выполнение задания в группах (устно)

- По признакам дети должны угадать предмет.  Подчеркните главное, ключевое слово-признак (Задание на карточках)

Называют признаки  хором, а остальные слушают и отвечают.

1 группа

Круглый, резиновый, звонкий, разноцветный (мяч)

Живая, крылатая, звонкая, веселая (птица)

Белое, пушистое, летучее, легкое (облако)

Свежий, легкий, порывистый, ураганный (ветер).

2 группа

Старая, вчерашняя, школьная, интересная (газета)

Большой, огромный, любимый, древний (город)

Маленькая, кудрявая, сероглазая, опрятная (девочка)

Сочная, квашеная, кислая, белокочанная (капуста)

3группа

Крупный, жареный, сырой, молодой (картофель).

Новая, чистая, уютная, городская (квартира).

Хорошие, острые, хоккейные, фигурные (коньки).

Старинная, детская, широкая, удобная (кровать).

- Что вам помогло отгадать слова-предметы? Какую работу выполняли слова-признаки? (описывали признаки предметов)

в) Самостоятельная дифференцированная работа.

- Поработав вместе и успешно выполнив работу, я думаю, что вы уже готовы самостоятельно выполнить следующее задание.

- Работу выполним по цветовым карточкам: откройте учебник с. 58 упр. 76.(Русский язык, Бунеевы)

Синяя  карточка  – первое предложение

Зеленая  карточка – второе предложение

Розовая  карточка – третье предложение

- Прочитайте задание. Всё ли вам понятно?

- Запишите предложения, восстанавливая их по схемам.

Слабым ученикам карточки подсказки: большому, лесному, красивому.

Проверку выполняет учитель.

- Какие слова помогли восстановить и украсить предложения?

6. Творческая работа  СЛАЙД 11

Упр. 77 – развивается умение проникать в смысл текста, подбирать нужные по смыслу слова-названия признаков к словам-названиям предметов.

Задания к тексту.

– Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст?

– Как «раскрасить» текст? (вставить слова- признаки)

– Рассмотрите рисунок. В группах обсудите, какие слова могут более точно украсить текст. Лучшие слова мы вставим в текст на экране.

 Учитель раздает листочки-палитры в каждую группу, дети пишут слова-признаки.

– Смогли ли мы с помощью слов-признаков показать своё отношение к щенку? Как?

Домашнее задание: запишите текст полностью.

8. Итог урока.

СЛАЙД 12

- Подведем итог нашей работе

- Последние вопросы:

Урок какой?

Волшебники  какие?

Настроение какое?

Отметки какие?

- В завершении нашего волшебного урока еще одно маленькое чудо.

Ученики рассказывают стихотворение:

Если б всё на свете было

 Одинакового цвета,

 Вас бы это рассердило

 Или радовало это?

 Кто решился бы отныне,

 Приходя домой усталым,

 На зелёной спать перине

 Под зелёным одеялом?

 И зелёною водою

 На рассвете умываться,

 И зелёным - презелёным

 Полотенцем утираться?

 Любоваться, как над вами,

 Зеленея, птицы реют,

 Над зелёными домами

 Ярко солнце зеленеет?

 Видеть мир привыкли люди  

 Белым, жёлтым, синим, красным.

 Пусть же всё вокруг нас будет

 Удивительным и разным!

-  Дорогие ребята! Я желаю вам: “Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!”. И вокруг вас, и вы сами  употребляли только добрые, красивые,  приятные слова - признаки. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.

- Дарю вам песню Барбариков  «Всё разукрасим»

СЛАЙД 13

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова-предметы и слова-признаки

Презентация для урока русского языка...

Слова предметы , слова действия, слова признаки

Урок русского языка в 1 классе. На уроке проводится работа по предупреждению  дисграфии....

Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Слова – предметы. Слова – признаки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность.Формирование УУД:Познавательные УУД: Развивать умения...

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия

Презентация урока по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России".Тема: "Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия "...

Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...