Слова предметы , слова действия, слова признаки
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок русского языка в 1 классе. На уроке проводится работа по предупреждению  дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 1 класс.

Тема урока: СЛОВА-НАЗВАНИЯ, ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

Цели деятельности учителя

Учить различать предметы, признаки и действия предметов и слов, обозначающих предметы, правильно ставить к словам вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? и др., различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия, по вопросам Проводить коррекционную индивидуальную работу по предупреждению  дисграфии.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные результаты

  ПРЕДМЕТНЫЕ - учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы,  устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими. Предупреждать возможные ошибки в написании букв, слов.

      ЛИЧНОСТНЫЕ -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -понимать причины успеха в учебной деятельности; -формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность      

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия: регулятивные -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться работать по предложенному учителем плану; познавательные -уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов; -делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

 коммуникативные -работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.        

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая , фронтальная, групповая

Дидактический  материал

плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», слайд-картина «Зимний лес», «Заяц , белка и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля,  слайд для рефлексии с изображением снеговиков. Раздаточный материал: карточки для работы в парах, индивидуальные карточки для рефлексии. Карточки для коррекционной работы

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность 

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные 

учебные действия

I. Организа-ционный момент

- в игровой  комнате 

2 мин 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, , создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Выдает проездные билеты

( белые с силуэтом снеговика)

 

  Вот поезд наш едет,

колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Слушают и выполняют  условия 

Получают  билеты на поездку 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника Умение договариваться  друг с другом .

Постановка цели урока 

5 мин 

Мини опрос 

По ходу ответов  на доску добавляются 

Вагончики со словами (речь

 предложение 

слова.)

Работа с учебником с.18 1

На доске 

Снеговик ( фигура)

Чтобы  поехать   нам нужно  ответить на вопросы Средство общения между людьми 

 Речь состоит из

Предложение состоит из

По высказываниям  детей формулирует  тему  и цель урока

« Различать слова обозначающие слово, его действие, его признаки»

Послушайте деток-что можете сказать?

Вместе с ними будет путешествовать герой. Он тоже хочет попасть в лес.

У вас тоже есть свой снеговик. Найдите его.

Отвечают на вопросы 1речь

2   предложение 

3.  …(слов).      

Высказывают  предположения

Чтение подготовленными детьми

Выполняют инструкцию

Познавательные:

логические – осуществляют поиск необходимой информации 

Личностные:

Формирование умений добывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия: регулятивные -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

коммуникативные - высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.        

II.  5 мин 

Чистописание (письмо буквы Д
(
заглавной и строчной) в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов,   

ддд  ддд ддд

дл, дя, дм

2.  работа с карточкой ( предупреждение дисграфии)

  работа с диф.  текстом 

 Растет красивое дерево.

Формулирует задания, с помощью загадки объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

 (Дерево )

Раздаёт карточки с набором букв 

Предлагает оценить свою работу _  закрасить шляпу снеговика ( « светофор»)

Разгадывают загадку, выполняют задание по чистописанию

.

 

Выбирают правильно написанные буквы, записывают их

Составляют и записывают  предложение

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации

Предметные Предупреждать возможные ошибки в написании букв, слов

. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия: регулятивные –

-учиться работать по предложенному учителем плану

коммуникативные -, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра;

II.  Актуализация знаний

4 мин -5 мин 

Работа с иллюстрацией

 « Зима в лесу»

Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите?

-

 Утоняет признаки и действие этих слов

Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать.

 Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками.

Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?

- а теперь  посмотрите  кто живет на вашей парте 

- у кого компьютер – индивидуальная  работа с ноутбуком

Проводится физминутка 

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок. Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал

 Дети: лес, снег, сугроб деревья, небо, куст, ветка, ствол

Подготовленные дети читают  загадки Загадка. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт, белого найдёт.

Сидит на ветке, а не птица.

Есть рыжый хвост, а не лисица

Переворачивают картинки 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации

ПРЕДМЕТНЫЕ - учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы,  устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими

коммуникативные -, выслушивать мнение партнёра;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

 III.

Первичное осмысление и закрепление

На доске 

 

Просит определить чем будут заниматься дальше на уроке и поставить себе цель

Уточняет что схемы у каждой пары разные 

 

  2 и 3 группы  ( индив)

 Выполнение  задания на диске 

 

Составлять предложение 

из данных слов , по схеме.

И записать его.

Работа с комп.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделяют и формулируют цели; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные –

высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия: регулятивные - -учиться работать по предложенному учителем плану

 

4 мин 

1 группа (  сильный +  слабый)

Выполняют задание в парах ( определение  слов признаков  и  слов  действий ))

В итоге  получается  текст -  на доске ( из составных слов)

2  и  3  группы  - дети нуждающиеся в коррекционной работе.

Работа с ноутбуком

Электронное приложение к учебнику 

Поясняет задание,( нужно к своим словам предметам подобрать слова признаки и слова действия  из  нескольких  предложенных) и записать по схеме  данной  каждой  паре.

Проверяет выполняемое учащимися, контролирует выполнение работы

Предлагает  каждой группе задание на профилактику дисграфии 

1)Соотнесение слова и количества звуков.

     

2) отгадать загадку и подобрать слова на каждый звук отгадки 

Предлагает оценить свою работу _в паре – если  было интересно и т.д.   закрасить ножки снеговика ( « светофор»)

Предлагает оценить как написано предложение –закрасить  большой круг снеговика ( « светофор»)

Выполняют упражнение

Выполняют работу 

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

ПРЕДМЕТНЫЕ - учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы,  устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими Предупреждать возможные ошибки в написании букв, слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия: регулятивные - учиться работать по предложенному учителем плану

коммуникативные -работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

Самопроверка

5 мин 

   Дети 2 и 3 группы выполнив  задание  видят  надпись  правильно 

  Работа с детьми 1 группы 

На доске текст с  пропуском  слов 

Составление предложений на доске.  ( из слов)

 Рассказ  интересных  фактов.

Контролирует  выполнение 

Что у вас получилось  написать о зайце?Лисе? белке?

А хотите узнать что-то интересное о зайце?

А кто знает, как живёт лиса?

Белка?

Предлагает оценить себя – если узнали , что- то интересное  –закрасить  средний  круг снеговика ( « светофор»)

Дети 2 и 3 группы выполнив  задание  видят  надпись  правильно

Дети называют свои словосочетания.

Выступление ребенка Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него

Лисы могут жить в любых условиях. Если бы им когти по больше, они бы бес проблем вылезли на дерево и там спали. Но пока когтей нет, они неплохо живут и под деревьями.

Белка не разобьется, даже если упадет с 50-ого этажа. Хвост белки служит и парашютом и рулем.

Познавательные:

логические – осуществляют поиск необходимой информации 

ПРЕДМЕТНЫЕ - учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы,  устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими

коммуникативные –

вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

V. Итоги урока. Рефлексия

3 мин 

Обобщить полученные на уроке сведения 

Проводит беседу по вопросам:

  1. Что могут обозначать слова?
  2. Работа  по таблице:

Я смог

Я узнал

Мне понравилось 

Оцените свою работу на уроке.

Если  снеговик  зеленый – вы работали  замечательно- пусть снеговик  улыбнется.

Если  снеговик  зеленый с желтым  – вы работали  не всегда хорошо- пусть снеговик  задумается.

Если  снеговик чуть  красный-   он у вас плачет. Задумайтесь...

 А теперь  разместите снеговиков на лесной полянке.

1. Отвечают на вопросы.

Ученики дорисовывают изображение.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

коммуникативные -, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

"Слова - предметы. Слова - действия." Русский язык. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по УМК  "Перспективная начальная школа"...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Слова-предметы. Слова-действия.

Слова-предметы. Слова-действия....

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия

Презентация урока по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России".Тема: "Слова - предметы, слова - признаки, слова - действия "...

Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...