Урок русского "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Исхакова Ольга Анатольевна

Урок построен в  соответствие с технологией проблемного диалога. Технологическая карта отражает как внешнюю структуру урока, так и внутреннее содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_ponyatie_o_mestoimenii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о местоимении.

Цель: познакомить с новой частью речи – местоимением.

Задачи

Образовательная:

  1. Ввести термин «местоимение»;
  2. Выявить в процессе сопоставления систему вопросов, характерных для местоимения;
  3. Создать условия для осознания учащимися указательной роли местоимений;
  4. Создать условия для выявления синтаксической роли местоимений;
  5. Способствовать осознанию значения местоимений в тексте;
  6. Актуализировать знания учащихся о частях речи, их характерологических особенностях.

Развивающая:

  1. Способствовать развитию психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления);
  2. Способствовать развитию умения строить доказательные умозаключения;
  3. Способствовать осознанному развитию адекватной самооценки учащихся.

Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию умения слушать и принимать к сведению доводы оппонентов;
  2. Способствовать воспитанию волевого контроля, умения следовать заданным правилам.

Оборудование: карточки со словами различных частей речи, карточка с текстом «Дятел», карточки с предложениями, составляющие для схемы.

Формируемые УУД:

личностные: становление адекватной самооценки учащихся, формирование умения ставить перед собой учебные цели, становление осознанной положительной учебной мотивации. умение корректировать цель в зависимости от результатов деятельности;

познавательные: умение применять усвоенные ранее знания, умение строить грамотное рассуждение по вопросу, умение добывать недостающие знания в процессе рассуждения;

регулятивные:  умение выстраивать план предстоящей деятельности, умение вести запись в заданной форме (таблица);

коммуникативные: умение вести диалог в процессе фронтальной работы, умение принимать другое мнение, умение обосновывать собственное, умение работать в паре.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Цель: актуализировать знания учащихся о частях речи, их характерологических особенностях.

1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Какие части речи нам известны?

- Распределите слова на карточках в соответствии с той частью речи, которой они принадлежат.

- Обоснуйте правильность собственного выбора.

- Все ли слова смогли распределить?

- Какие остались? Поясните.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

(Учащиеся распределяют слова, находящиеся в беспорядке на доске в три столбика)

Существительное

Прилагательное

Глагол

пирог

красивый

бегал

собака

снежный

играет

волосы

секретный

прочту

я, он, мы…

- Имя существительное: отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет

Имя прилагательное: отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначает признак предмета

Глагол: отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета

- Нет…

- Остались слова я, он, мы (их бы можно было отнести к существительному, но они не обозначают предмет)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД, коммуникативные УУД (обоснуйте)

Коммуникативные УУД

Цель: осознать и сформулировать проблему

2. Выявление места и причины затруднения.

- Почему не смогли распределить эти слова?

- На какой вопрос мы должны ответить в течение урока?

- Мы не знаем, к какой части речи относятся названные слова.

- К какой части речи относятся слова он, мы, я…?

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Цель: создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности

3. Мотивирование к учебной деятельности.

- Оцените уровень собственного знания по вопросу.

- Для этого распределите свои оценочные жетоны на общей шкале в соответствии с уровнем знания.

- Сделайте вывод об общем уровне знания класса по теме.

- Может ли уровень измениться к концу урока?

- Какие качества помогут вам это сделать?

(Учащиеся распределяют жетоны по трём уровням: низкий, средний, высокий)

- В целом уровень нашего знания по вопросу низкий…

- Да, может…

- Нужно быть внимательными, следовать правилам, заданным учителем, слушать друг друга, чтобы не пропустить важное

Личностные УУД

Личностные УУД, коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД

Цель: выстраивание алгоритма предстоящей деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Подумайте, на что нам необходимо обратить внимание, чтобы ответить на вопрос урока? Т.е., чтобы определить, какой частью речи являются слова я, мы, он…?

- На что мы обращаем внимание при изучении других частей речи? (подсказка)

- Заполнив таблицу, мы будем способны ответить на вопрос урока.

  1. Вопрос
  2. Что обозначает часть речи
  3. Чем является в предложении
  4. Какую роль играет в речи (устной и письменной)

Вопрос

Что обозначает

Роль в предложении

Роль в речи

Познавательные УУД, регулятивные УУД

Цель: создать условия для выявления системы вопросов, характерных для местоимения; выявить, что обозначает местоимение, обозначить синтаксическую роль местоимений, ввести термин «местоимение»

5.Реализация построенного проекта.

- Прочтите текст.

- О какой птице идёт речь?

- Как вы узнали?

- Какая речевая особенность объединяет все предложения?

- Обосновано ли подобное повторение?

- Что делать?

- Чем заменить?

- Что получится?

- Есть ли другие варианты?

- Запишите в парах полученный текст.

- Какими словами заменили слово дятел?

- Задайте вопрос к каждому слову в паре.

- Что заметили?

- Отметим сведения в таблице.

- В какой строке я должна сделать запись и какую?

- Что обозначают существительное?

- Что же тогда обозначает слово, которое его замещает?

- Зафиксируйте данные в таблице.

- Что необходимо сделать, чтобы определить роль слова «он» в предложении?

- Что заметили?

- Внесите данные в таблицу.

- Что можете сказать о роли слова в речи?

- Итак, что же нам стало известно о слове он…

- Слова, которые отвечают на вопросы существительного, указывают на предмет, а в предложении выступают в качестве подлежащего или второстепенного члена называют МЕСТОИМЕНИЕМ (вместо имени)

- Есть ли слова, помимо слова «он», которые также относятся к группе местоимений?

- Какой вопрос был сформулирован в начале урока?

- Можем ли сейчас ответить на вопрос?

Учащиеся в парах читают предложенный на карточках текст.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

- О дятле…

- В тексте упомянуто название птицы.

- В каждом предложении есть слово «дятел»

- Нет, это некрасиво звучит

- Заменить другим словом…

- Например, словом птица…

- Живёт в лесу птица. Спинка у птицы чёрная,…

- Заменить словом он…

Живёт в лесу дятел. Спинка у него чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает. Пройдут годы, и около его столовой вырастут молодые деревья.

дятел – он

у дятла – у него

дятла – его

(кто?) дятел – (кто?) он

(у кого?) у дятла – (у кого?) у него

(чьей?) дятла – (чьей?) его

- Слово он отвечает на такие же вопросы, как и существительное

- Вопросы существительного кто? что?, напротив графы «вопрос»

Вопрос

кто? что?

Что обозначает

Роль в предложении

Роль в речи

- Существительное обозначает предмет

- Оно заменяет существительное, показывает, что оно тут было. Значит, указывает на предмет.

- Напротив графы «что обозначает» пишем указывает на предмет

Вопрос

кто? что?

Что обозначает

указывает на предмет

Роль в предложении

Роль в речи

- Найти и подчеркнуть главнее члены

(Учащиеся подчёркиваю подлежащее и сказуемое в доработанном тексте)

- Слово «он» в некоторых предложениях является подлежащим, в некоторых – второстепенным членом

Вопрос

кто? что?

Что обозначает

указывает на предмет

Роль в предложении

подлежащее, второстепенный член

Роль в речи

- Они позволяют избежать повторов в речи.

Вопрос

кто? что?

Что обозначает

указывает на предмет

Роль в предложении

подлежащее, второстепенный член

Роль в речи

помогают избежать повторов

- Местоимение

- Это слова мы, я она, оно, вы, ты…

- К какой части речи относятся слова он, мы, я…?

- Слова я, ты, он, она, мы… - МЕСТОИМЕНИЯ…

Познавательные УУД, коммуникативные УУД

Познавательные УУД, коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Цель: создать условия для осознанного применения полученных знаний

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Спишите текст, обозначая местоимение.

- Встретились ли в тексте местоимения?

- Обоснуйте свой выбор (проговаривание во внешней речи)

(Учащиеся списывают предложения, обозначая местоимения)

Он молча смотрел на разбитую чашку.

Вернувшись домой, она торопливо начала готовить ужин.

Я подбежал к упавшему малышу.

- Да…

- Он, она, я – местоимения потому, что отвечают на вопрос кто, указывают на предмет (мальчик, мама…, в предложении являются подлежащим)

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД, познавательные УУД

Цель: структурировать знания учащихся. акцентировать внимание на месте нового знания в системе изученного

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Восстановите схему, с учётом знаний, полученных на уроке.

части речи

сущ – е         прил – е         гл – л             мест - е

        

Познавательные УУД

Цель: осознанная оценка собственной учебной деятельности

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какое знание нам удалось добыть?

- Каким был изначальный уровень знания по этому вопросу?

- Оцените свой настоящий уровень знания.

- Что можете сказать об изменении уровня знания?

- Оправдались ли ваши прогнозы?

- Знание о том, что такое местоимение и какими признаками оно обладает…

- Низким в большей степени…

(Учащиеся работают со второй шкалой)

- Сейчас уровень знания стал преимущественно средним…

- Да, но работать ещё необходимо в этом направлении

Познавательные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...