Приставки и суффиксы
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Салихова Кадрия Валиевна

Урок русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_i_suffiksy.doc51.5 КБ
Office presentation icon pristavki_i_suffiksy.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Приставки и суффиксы»

Цели: -  познакомить с новыми частями слова – приставкой и суффиксом;

           -  отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и  суффикса;

           -  сформировать навык разбора слова по составу;

           -  развитие навыков правописания, каллиграфии, произношения, речи;

           -  развитие умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы учителя;

           -  создать условие для взаимопонимания и взаимодействия обучающихся на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 3 класс, компьютер, слайды, экран.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Начало урока.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята?

- Каково настроение? (Во!)

- Все такого мнения? (Да!)

- Наша дружная... (Ура!)

2. Организационный момент.

 Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ли  в порядке:

 Книжка, ручка и тетрадки.

- Кто сегодня в классе дежурный?

- Какое сегодня число? (29 ое октября)

- Какой день недели? (Сегодня пятница)

- Кто отсутствует? (Все в классе)

( Хорошо, спасибо, садись.)

 - Тема нашего сегодняшнего урока-« Приставки и суффиксы».(Слайд 2)   

3. Фонетическая зарядка.

-А теперь, ребята, проверим, у кого из вас самое хорошее произношение?

- Посмотрите на доску. (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Слайд 3) Видите, здесь очень смешная скороговорка про Сашу.

- Ребята, сначала я сама прочитаю.(читает) Вот она  какая смешная.  А теперь я читаю, вы повторяете за мной.( хоровое чтение)

- Ну, кто хочет прочитать скороговорку? Я всех спрошу, только по порядку. Давайте, кто из вас самый смелый?

( Хорошо, спасибо, умница, очень хорошо, мне очень понравился твой ответ, очень полный ответ, хороший ответ, молодец, садись)

1

4. Сообщение о задачах урока.

- А сегодня, ребята, мы отправимся в гости в сказочную страну, где все слова и даже буквы  оживают. Они дружат, ходят друг к другу в гости. Скажу вам по секрету, что некоторых её жителей, вы уже знаете. Это корень (Слайд 4) и окончание (Слайд 4).

- Итак, кто знает, что  такое корень? (Слайд 5, 6 ) 

- А кто скажет мне, что такое окончание? (Слайд 5, 7)  ( Дети отвечают.)

II. Центральная часть урока.

1. Введение определения приставки.

- Вы все, оказывается, хорошо знаете о корне и об окончании.

А сегодня к нам в гости пришли  приставка (Слайд 8) и суффикс (Слайд 8).

 Да, да, вот они все такие смешные.

-Теперь разберём каждого из них. Итак, ребята, посмотрите на слово приставка. На какое слово  она похожа? Что она говорит? ( Ответы детей.) Да, правильно, он пристаёт, пристаёт именно корню. Но приставка она очень гордая и всегда хочет быть впереди. Поэтому всегда, смотрите сюда, вот всегда сидит впереди и никак иначе. Она модница и носит вот такую кепку. (учитель  показывает)

- А теперь скажите мне, вы какие приставки знаете? Ну-ка все поднимаем руки, а я буду записывать на доску. ( пре-, под-, от-, вы-, с-, до-, из-…Ну-ка, подумайте, правильно ли она сказала - если неверный ответ. )

- Молодцы, оказывается, вот столько приставок вы знаете.

 - А теперь, ребята, вы внимательно слушайте меня. Возьмём слово ходить (Слайд 9)     и присоединим его с приставкой. Итак, куда я должна ставить приставку, в конец слова (нет), а может в середину?(нет, вперёд)  Правильно, только вперёд.

- Например, возьмём приставку у-, за-, пере-, вы-, до-.

-Какие новые слова появились?(уходить, заходить, переходить, выходить, доходить)

- А теперь посмотрите на значения этих слов. Одно и то же означают ли они? Почему? ( потому что у них разные приставки)

*Уходить из дома и приходить в школу.

*Заходить проведать бабушку, спросить о её здоровье.

*Переходить через дорогу, улицу.

*Выходить на прогулку.

*Доходить до леса.

- А что мы изменили? Мы изменили только приставку, больше ничего. И по волшебству слова изменили свои значения.

- А теперь откройте страницу 66 и вы увидите правило о приставке. Так, Миляуша, читай. (Слайд 10,11)

-(Итог учителя) Значит, из-за приставок образуются новые слова. Ребята, это правило вы должны выучить хорошо!

2

 2. Первичное закрепление темы.

 - А теперь проверим, насколько вы усвоили эту часть урока. Я читаю слова, а вы определите приставку в этих словах: доплыть, безоблачный,  списать, прибить, проветрить, побелить, заплакать. (Слайд 12)

Словарная работа: прибить- кагу, сугу. Град прибил рожь - арышны боз сукты. Град – боз. Град побил посевы – игеннәрне боз сукты.

- Прежде чем выполнять  упражнение письменно, делаем массаж рук. 

    Пальцы в го́сти приходи́ли,

   (Хлопки в ладоши.)

   Тук-тук-тук–стуча́ли в дверь.

   (Постукивание по столу

    подушечками пальцев.)

   Только дверь им не открыли.

   Думали, там страшный зверь.

    Откройте по учебнику страницу 67, упр.146.  Ринат, читай задание.

   ( Всем понятно, как нужно сделать?)

   

    -  Встали все, делаем  физкультминутку.

    Если нравится тебе, то делай так

   (2 щелчка пальцами над головой.)

   Если нравится тебе, то делай так

   (2 хлопка в ладоши.)

   Если нравится тебе, то делай так

   (2 хлопка за коленками.)

   Если нравится тебе, то делай так

   (2 притопа ногами.)

   Если нравится тебе, то скажи ты:

   «Хорошо!»

   Если нравится тебе, то другим ты покажи.

   Если нравится тебе, то делай всё.

   (2 щелчка, 2 хлопка, 2 хлопка, 2 притопа.)

 

  - Ребята, я вам буду называть слова с приставками и без приставок. Если услышите слово с приставкой – наклон вправо, а если без приставки, то наклон влево. ( написать, дуть, прыгать, выход, смотреть, задуть, сгореть, писать, поход, делать, дочитать, нарисовать, кричать…)

3. Введение определения суффикса.

- Теперь, ребята, вы знаете  троих неразлучных друзей ( корень – самое главное в стране и его служащие – окончание и приставка). Время пришло познакомиться и с последним героем сказки. Кто это, ребята?  (Слайд 13)   (Дети: суффикс) Молодцы!

- Суффикс – очень хитрый. Он всегда ходит за корнем, то есть за главным. И всегда подлизывается к корню. Суффикс очень любит веселье и никогда не снимает свой праздничный колпачок.

                                                              3        

- Вот интересно, почему нужен суффикс в волшебной стране? Неужели он ходит и только веселится?!

 - Я специально приготовила вам некоторые суффиксы русского языка. Я читаю эти суффиксы, а вы повторяете за мной. (-ушк-, -ик-, -ок-, -ск-, -ист-,     -ость-, -н-, -к-, -тель-)  (Слайд 14)

- Возьмём слово игра и при помощи суффикса -ушк- образуем новое слово. Какое слово получилось?

  Была игра, которую вы любите играть на улице с друзьями, а игрушка – это предмет, который стоит у кого-то на полке, а у кого-то валяется на полу. (ключик, столик;    грибок, кружок;    русский, татарский;    шахматист, хоккеист;   смелость, гордость;    зимний, летний, осенний;    ручка, книжка;   учитель, строитель)                      

 

- А теперь откроем страницу 67, прочитаем правило о суффиксе.  Салават, читай. (Слайд 15, 16)

  - Но суффикс, ребята, не только образует новые слова, но так же вносит какой-либо оттенок  в смысл слова. Этот оттенок называется уменьшительно- ласкательным. То есть, например, когда я называю тебя Альфина, это кажется как просто имя. Прибавляя суффикс, мы получаем  имя Альфинушка. Тебе наверно приятно, когда тебя больше называют Альфинушкой. Вот так: суффикс меняет и смысл слова. (Слайд 17)

 - А теперь посмотрим упр. 147 на стр. 67.( на доску пиши!) (Слайд 18)

 Читает задание Ильнур.

 - Ребята, внимание на экран. В русском языке есть суффиксы, указывающие на детёнышей животных.

     Суффиксы –онок-, -ёнок- : (Слайд 19)

 Тигр – тигрёнок.

 Лиса – лисёнок.

 Орёл – орлёнок.

 Заяц – зайчонок.

 Лось – лосёнок.

     Суффиксы –ат-, - ят- : (Слайд 20)

 Мышата, утята, медвежата.

     Суффиксы -иц-, -их- обозначают самку (ана) животных: (Слайд 21)

 Тигрица,  лисица, орлица,  зайчиха,  лосиха.  

     Суффиксы –ан-, -ян-, -анин, -янин- указывают на местность: (Слайд 22)

 Россия – россиянин,

 Земля – земляне,

 юг – южане,

 город – горожанин.

 - Кроме этих суффиксов есть и суффиксы « дразнилки» -юг-.(Слайд 23)

 Хитрюга,  жаднюга,  зверюга.

  - В конце урока немножко поиграем.  «Игра с приставками» (Слайд 24)

4

 - Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.

Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: В-! Что вы сделаете? (Входим в дом.)

  - А если я скажу: У-? (Уходим от дома.)

  - Об-? (Обходим дом.)

  - От-? _Отходим от дома.)

  - Какой же вывод можно сделать из игры? ( В каждой приставке есть свой смысл.)

   - Верно. Поэтому мы и понимали друг друга.

III. Завершающая часть урока.

1. Итоги урока.

– Что мы узнали на уроке?

– С какими героями познакомились? (Слайд 25)

– Что такое приставка?

– Для чего она нужна?

– Что такое суффикс?

– И он для чего нужен?

2. Дом. зад. Упр. 149 на стр.68. Объясняю дом.зад.

3. Оценки.

Вы были сегодня очень активными на уроке. Некоторым из вас я сегодня поставила оценки: « 4» и «5»

4. Прощание с учениками.

– Встали, ребята.

-  Урок окончен, можете выйти.

               

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Общее понятие о приставке и суффиксе

Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...

Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"

Используемые  современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...

Состав слова. Приставка и суффикс, 3 класс

Презентация по русскому языку на тему: "Состав слова. Приставка и суффикс". З класс, учебник Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о приставках и суффиксах"

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о приставках и суффиксах...

Знакомство с приставкой и суффиксом

Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Гармония"...