Приставки и суффиксы
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Приставки и суффиксы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_i_suffiksy.doc | 51.5 КБ |
pristavki_i_suffiksy.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Приставки и суффиксы»
Цели: - познакомить с новыми частями слова – приставкой и суффиксом;
- отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;
- сформировать навык разбора слова по составу;
- развитие навыков правописания, каллиграфии, произношения, речи;
- развитие умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы учителя;
- создать условие для взаимопонимания и взаимодействия обучающихся на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» - 3 класс, компьютер, слайды, экран.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Начало урока.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята?
- Каково настроение? (Во!)
- Все такого мнения? (Да!)
- Наша дружная... (Ура!)
2. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
- Кто сегодня в классе дежурный?
- Какое сегодня число? (29 ое октября)
- Какой день недели? (Сегодня пятница)
- Кто отсутствует? (Все в классе)
( Хорошо, спасибо, садись.)
- Тема нашего сегодняшнего урока-« Приставки и суффиксы».(Слайд 2)
3. Фонетическая зарядка.
-А теперь, ребята, проверим, у кого из вас самое хорошее произношение?
- Посмотрите на доску. (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Слайд 3) Видите, здесь очень смешная скороговорка про Сашу.
- Ребята, сначала я сама прочитаю.(читает) Вот она какая смешная. А теперь я читаю, вы повторяете за мной.( хоровое чтение)
- Ну, кто хочет прочитать скороговорку? Я всех спрошу, только по порядку. Давайте, кто из вас самый смелый?
( Хорошо, спасибо, умница, очень хорошо, мне очень понравился твой ответ, очень полный ответ, хороший ответ, молодец, садись)
1
4. Сообщение о задачах урока.
- А сегодня, ребята, мы отправимся в гости в сказочную страну, где все слова и даже буквы оживают. Они дружат, ходят друг к другу в гости. Скажу вам по секрету, что некоторых её жителей, вы уже знаете. Это корень (Слайд 4) и окончание (Слайд 4).
- Итак, кто знает, что такое корень? (Слайд 5, 6 )
- А кто скажет мне, что такое окончание? (Слайд 5, 7) ( Дети отвечают.)
II. Центральная часть урока.
1. Введение определения приставки.
- Вы все, оказывается, хорошо знаете о корне и об окончании.
А сегодня к нам в гости пришли приставка (Слайд 8) и суффикс (Слайд 8).
Да, да, вот они все такие смешные.
-Теперь разберём каждого из них. Итак, ребята, посмотрите на слово приставка. На какое слово она похожа? Что она говорит? ( Ответы детей.) Да, правильно, он пристаёт, пристаёт именно корню. Но приставка она очень гордая и всегда хочет быть впереди. Поэтому всегда, смотрите сюда, вот всегда сидит впереди и никак иначе. Она модница и носит вот такую кепку. (учитель показывает)
- А теперь скажите мне, вы какие приставки знаете? Ну-ка все поднимаем руки, а я буду записывать на доску. ( пре-, под-, от-, вы-, с-, до-, из-…Ну-ка, подумайте, правильно ли она сказала - если неверный ответ. )
- Молодцы, оказывается, вот столько приставок вы знаете.
- А теперь, ребята, вы внимательно слушайте меня. Возьмём слово ходить (Слайд 9) и присоединим его с приставкой. Итак, куда я должна ставить приставку, в конец слова (нет), а может в середину?(нет, вперёд) Правильно, только вперёд.
- Например, возьмём приставку у-, за-, пере-, вы-, до-.
-Какие новые слова появились?(уходить, заходить, переходить, выходить, доходить)
- А теперь посмотрите на значения этих слов. Одно и то же означают ли они? Почему? ( потому что у них разные приставки)
*Уходить из дома и приходить в школу.
*Заходить проведать бабушку, спросить о её здоровье.
*Переходить через дорогу, улицу.
*Выходить на прогулку.
*Доходить до леса.
- А что мы изменили? Мы изменили только приставку, больше ничего. И по волшебству слова изменили свои значения.
- А теперь откройте страницу 66 и вы увидите правило о приставке. Так, Миляуша, читай. (Слайд 10,11)
-(Итог учителя) Значит, из-за приставок образуются новые слова. Ребята, это правило вы должны выучить хорошо!
2
2. Первичное закрепление темы.
- А теперь проверим, насколько вы усвоили эту часть урока. Я читаю слова, а вы определите приставку в этих словах: доплыть, безоблачный, списать, прибить, проветрить, побелить, заплакать. (Слайд 12)
– Словарная работа: прибить- кагу, сугу. Град прибил рожь - арышны боз сукты. Град – боз. Град побил посевы – игеннәрне боз сукты.
- Прежде чем выполнять упражнение письменно, делаем массаж рук.
Пальцы в го́сти приходи́ли,
(Хлопки в ладоши.)
Тук-тук-тук–стуча́ли в дверь.
(Постукивание по столу
подушечками пальцев.)
Только дверь им не открыли.
Думали, там страшный зверь.
Откройте по учебнику страницу 67, упр.146. Ринат, читай задание.
( Всем понятно, как нужно сделать?)
- Встали все, делаем физкультминутку.
Если нравится тебе, то делай так
(2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так
(2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, то скажи ты:
«Хорошо!»
Если нравится тебе, то другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай всё.
(2 щелчка, 2 хлопка, 2 хлопка, 2 притопа.)
- Ребята, я вам буду называть слова с приставками и без приставок. Если услышите слово с приставкой – наклон вправо, а если без приставки, то наклон влево. ( написать, дуть, прыгать, выход, смотреть, задуть, сгореть, писать, поход, делать, дочитать, нарисовать, кричать…)
3. Введение определения суффикса.
- Теперь, ребята, вы знаете троих неразлучных друзей ( корень – самое главное в стране и его служащие – окончание и приставка). Время пришло познакомиться и с последним героем сказки. Кто это, ребята? (Слайд 13) (Дети: суффикс) Молодцы!
- Суффикс – очень хитрый. Он всегда ходит за корнем, то есть за главным. И всегда подлизывается к корню. Суффикс очень любит веселье и никогда не снимает свой праздничный колпачок.
3
- Вот интересно, почему нужен суффикс в волшебной стране? Неужели он ходит и только веселится?!
- Я специально приготовила вам некоторые суффиксы русского языка. Я читаю эти суффиксы, а вы повторяете за мной. (-ушк-, -ик-, -ок-, -ск-, -ист-, -ость-, -н-, -к-, -тель-) (Слайд 14)
- Возьмём слово игра и при помощи суффикса -ушк- образуем новое слово. Какое слово получилось?
Была игра, которую вы любите играть на улице с друзьями, а игрушка – это предмет, который стоит у кого-то на полке, а у кого-то валяется на полу. (ключик, столик; грибок, кружок; русский, татарский; шахматист, хоккеист; смелость, гордость; зимний, летний, осенний; ручка, книжка; учитель, строитель)
- А теперь откроем страницу 67, прочитаем правило о суффиксе. Салават, читай. (Слайд 15, 16)
- Но суффикс, ребята, не только образует новые слова, но так же вносит какой-либо оттенок в смысл слова. Этот оттенок называется уменьшительно- ласкательным. То есть, например, когда я называю тебя Альфина, это кажется как просто имя. Прибавляя суффикс, мы получаем имя Альфинушка. Тебе наверно приятно, когда тебя больше называют Альфинушкой. Вот так: суффикс меняет и смысл слова. (Слайд 17)
- А теперь посмотрим упр. 147 на стр. 67.( на доску пиши!) (Слайд 18)
Читает задание Ильнур.
- Ребята, внимание на экран. В русском языке есть суффиксы, указывающие на детёнышей животных.
Суффиксы –онок-, -ёнок- : (Слайд 19)
Тигр – тигрёнок.
Лиса – лисёнок.
Орёл – орлёнок.
Заяц – зайчонок.
Лось – лосёнок.
Суффиксы –ат-, - ят- : (Слайд 20)
Мышата, утята, медвежата.
Суффиксы -иц-, -их- обозначают самку (ана) животных: (Слайд 21)
Тигрица, лисица, орлица, зайчиха, лосиха.
Суффиксы –ан-, -ян-, -анин, -янин- указывают на местность: (Слайд 22)
Россия – россиянин,
Земля – земляне,
юг – южане,
город – горожанин.
- Кроме этих суффиксов есть и суффиксы « дразнилки» -юг-.(Слайд 23)
Хитрюга, жаднюга, зверюга.
- В конце урока немножко поиграем. «Игра с приставками» (Слайд 24)
4
- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.
Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: В-! Что вы сделаете? (Входим в дом.)
- А если я скажу: У-? (Уходим от дома.)
- Об-? (Обходим дом.)
- От-? _Отходим от дома.)
- Какой же вывод можно сделать из игры? ( В каждой приставке есть свой смысл.)
- Верно. Поэтому мы и понимали друг друга.
III. Завершающая часть урока.
1. Итоги урока.
– Что мы узнали на уроке?
– С какими героями познакомились? (Слайд 25)
– Что такое приставка?
– Для чего она нужна?
– Что такое суффикс?
– И он для чего нужен?
2. Дом. зад. Упр. 149 на стр.68. Объясняю дом.зад.
3. Оценки.
Вы были сегодня очень активными на уроке. Некоторым из вас я сегодня поставила оценки: « 4» и «5»
4. Прощание с учениками.
– Встали, ребята.
- Урок окончен, можете выйти.
5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Общее понятие о приставке и суффиксе»
Урок введения новых знаний....
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Общее понятие о приставке и суффиксе
Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...
Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"
Используемые современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...
Состав слова. Приставка и суффикс, 3 класс
Презентация по русскому языку на тему: "Состав слова. Приставка и суффикс". З класс, учебник Т.Г.Рамзаевой....
Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о приставках и суффиксах"
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о приставках и суффиксах...
Знакомство с приставкой и суффиксом
Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Гармония"...