«ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Название работы: Урок русского языка (обучения грамоте)
«ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»
Автор работы:
Борисова Елена Витальевна
место работы МБОУ «Коляновская СШ»
Пояснительная записка к уроку.
Урок русского языка (обучения грамоте)
«ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
Обучающие. Содействовать формированию способности детей правильно обозначать на письме гласные звуки после шипящих.
Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, создать условия для формирования устойчивого орфографического языка грамотного письма. Развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в группах, в паре.
УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Место урока в изучении темы (блока):
Тип урока: "урок обобщения и систематизации"
Технологии: сотрудничества, развивающее обучение
Методы: активные и интерактивные
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
- мозаика для снежинок;
- снежинки со словами для работы в группах
- элементы букв;
- «вагончики» синего, красного, жёлтого цвета;
- тематические картинки «щука», «ёжик», «чайка»;
- сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги.
Конспект урока
Содержание этапа, деятельность учителя с указанием номера слайда (при наличии презентации) | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | ||
Цель этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | ||
- Ребята, отгадайте загадку: Есть у радости Подруга в виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится, Грусть-тоска её боится. -Подарите улыбку друг другу. С каким настроением вы начинаете урок? Просигнальте светофором. | -Улыбка. (Красный свет - отличное настроение, жёлтый — хорошее, зелёный - грустное.) | Формирование личностной заинтересованности (л). Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р). |
(Слайд 1) -Начнём урок с пожелания друг другу добра. (На интерактивной доске появляются фразы пожеланий.) -Я всем вам желаю хорошей работы и отличного настроения. | Дети хором их произносят -Я желаю всем добра. Я буду помогать товарищу, если ему будет трудно. | |
(Слайд 2) -Посмотрите на слайд и выберите: что бы вы хотели делать на уроке? | -Учиться, развивать, воспитывать, закрепить, узнать, отдыхать (иногда). | |
Этап II. Актуализация знаний. Минутка каллиграфии (5 мин) | ||
Цель этапа: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | ||
-Дети, посмотрите за окно и вспомните, какое сейчас время года. - Отлично. Знаете ли вы названия зимних месяцев? Назовите их. - Какие осадки чаще всего выпадают зимой? (Слайд 3) -Ребята, посмотрите, элементы букв припорошил снег. (На интерактивной доске размещены элементы прописных букв: Ж, Ш, Щ, Ч.) -Какое задание вы можете предложить? - Какие буквы получились? - Как вы думаете, обозначают ли эти буквы какие - нибудь звуки? -Как вы думаете, что общего у всех этих букв? - Можно ли разделить эти звуки на группы? - Что мы можем сделать с этими буквами? - Вспомним написание букв Ж, ж, Ш, ш, Щ, щ, Ч, ч. (Слайды 4-7. Написание букв Ч, ч, Щ, щ, Ш, ш, Ж, ж) -Попробуем написать их так же красиво и правильно в тетради. | -Сейчас на улице зима. - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. - Зимой выпадают осадки в виде снега. -Попробуем собрать из этих элементов буквы. (Дети выходят к доске и собирают из элементов буквы.) - Получились буквы Ж, Ш, Щ, Ч. -Конечно, да! Все буквы, кроме мягкого и твердого знака обозначают звуки. А эти буквы обозначают звуки [ж], [ш],[щ] [ч] -Они обозначают согласные шипящие звуки. - Да, их можно разделить на твёрдые согласные звуки и мягкие согласные звуки. - Прочитать и написать. Дети прописывают буквы Ч, ч, Щ, щ, Ш, ш, Ж, ж | Формирование умений оформлять свои ли в устной форме(к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других (к). |
Этап III. Самоопределение к деятельности (3 мин) | ||
Цель этапа: организовать и направить к цели деятельность учащихся. | ||
- С какими буквами гласных звуков «дружат» буквы: ж, ш, щ, ч? - Почему вы так решили? - Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня? - Верно, ребята. Сегодня мы будем систематизировать и обобщать знания по написанию гласных после шипящих ж, ш, щ, ч. А как бы вы сформулировали тему урока? (Слайд 8.) Тема урока | - Эти согласные буквы «дружат» с буквами гласных звуков и, а, у. - Я знаю правила. ЖИ - ШИ пишется с буквой И. ЧА - ЩА пишется с буквой А. ЧУ - ЩУ пишется с буквой У. - Мы будем повторять написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. - На уроке мы будем учиться писать буквы гласных после шипящих. | Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других(к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя. (р) |
Этап IV. «Открытие» учащимися новых знаний и первичное понимание изученного (20 мин.) | ||
Цель этапа: создать условия для усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала | ||
А) Звуковой анализ слова -Дети, из чего состоят слова? - А из чего состоит снег? -Интересно, сможете ли вы записать транскрипцию слова «Снежинка»? (Слайд 9)На интерактивной доске помещены фигуры, которые помогут детям составить звуковую модель слова. -Дети, кто затрудняется сделать транскрипцию, составьте звуковую схему к этому слову. -Кто попробует сделать задание самостоятельно у доски? Б) Оценивание - Оцените работу друг друга. Что мы можем оценить? -Что еще вы можете оценить? - Проверим вашу работу. (Слайд 10). Схема слова В) Физкультминутка на внимание Г). Группировка слов - Смотрите, к нам на урок прилетели волшебные снежинки. Не верите? Не видите никаких снежинок? Так соберите их из частей мозаики и вы узнаете, что снежинки хотят вам сказать. -Кому нужна помощь? Позовите помощника. - Вот и хорошо. Вдвоём работа всегда быстрее ладится. -Что же хотели сказать вам снежинки? - Давайте прочитаем эти слова. - На какие же правила просили обратить внимание снежинки? - Можете ли вы предложить задания к этим словам? - Дети, слов здесь довольно много. Придумайте такое задание, чтобы все дети выписали только часть слов. - Предлагаю сейчас разделить класс на три группы по рядам. (Слайд 11. )Картинки и таблички -Как же нам определить задание для каждого ряда? - Кто попробует сформулировать задание для первого ряда? - Молодец. Предлагаю выбрать карточку второму ряду. - Попробуйте продолжить моё предложение. «Второй ряд выписывает...» - Молодец. Прошу выйти ученика с третьего ряда и открыть последнюю карточку. Предложи задание для своего ряда. - Проверим, что у вас получилось. - Оцените выполненную работу. - Обращаюсь к детям третьей группы. Не могли бы вы посоветоваться и предложить всему классу еще одно задание со словами вашей группы? - Докажите, почему? - Составим предложения с этим словом в разных значениях. - Дети, хотелось бы вам сейчас оказаться на улице? - Устроим снегопад. Подбросьте вверх воображаемые снежинки, и мы все окажемся вне стен класса. Д) Физкультминутка Снег пушистый нагребаем, Лепим, лепим ком большой. И ещё раз нагребаем, Лепим, лепим ком второй. А потом и третий ком. Глазки, нос морковкой, Рот большой, наверх - ведёрко. Вот и наш снеговичок. Е) Работа в группах - Дети, у меня есть еще одно интересное задание, которое поможет нам научиться лучше писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Но у меня только три варианта, а вас много в классе. Кто хотел бы выполнять интересное здание? Ой, все руки подняли. Как же поступить? - Как здорово вы придумали. Образуйте группы. Покажите общую готовность. Возьмите снежинку с заданием. На этих снежинках написаны слова: 1) снежинки, малыши, лыжи, чай; 2) щука, чудо, прорубь; 3) тишина, трещат, сороки. Какое задание зам хотелось бы выполнить с этими словами? -Обсудите задание в группах. | - Слова состоят из звуков. - Снег состоит из снежинок. [сн'эжынка] - Правильность выполнения задания. Сигналами светофора дети оценивают работу: зелёный - всё правильно, жёлтый - была ошибка, но теперь все правильно, красный - требуется помощь. -Умение работать в паре. Сигналами светофора дети оценивают работу: зелёный - я помог товарищу, жёлтый — товарищ помог мне, красный — нам требуется помощь, мы не смогли договориться. -Моим помощником будет сосед по парте. Мы будем работать в паре. Дети склеивают из частей мозаики снежинки и прикрепляют их к классной доске. - Снежинки решили предупредить нас о том, что в словах, которые они принесли, есть правила, на которые нам надо обратить внимание. - Чай, чудо, пища, ножи, уши, дача, ужи, моржи, чулок, час, щука, лечу. - хором: ЖИ-ШИ пиши с буквой И. ЧА-ЩА пиши с буквой А. ЧУ-ЩУ пишу с буквой У. - Можно разделить слова на три группы. -Можно записать отдельно слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Может каждый выбрать свое. Можно в паре договориться. Можно выполнять по вариантам. Можно выполнить по группам. Можно по рядам. На интерактивной доске появляются три карточки, на которых написаны сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Ученик выходит к доске, выбирает любую карточку, дотрагивается до неё карандашом, и на карточке появляются сочетания. - Можно сначала первому ряду выбрать карточку на интерактивной доске, потом - второму ряду, потом - третьему. Далее возможен такой вариант урока: ученик выбирает карточку с сочетаниями жи-ши. - Первый ряд выписывает слова с сочетаниями жи-ши. Выходит ученик и выбирает карточку с сочетаниями ча-ща. - Слова с сочетаниями ча-ща. - Выписать слова с сочетаниями чу-щу. Дети пишут слова своей группы. Дети проверяют. Сигналами светофора дети оценивают работу: зелёный - всё получилось, жёлтый - получилось всё, но пришлось подумать, красный — требовалась помощь соседа. - Попробуйте найти «лишнее» слово в наших словах: щука, чудо, чулок, лечу. - Лишнее слово «лечу». - Слово «лечу» обозначает действие. А еще это слово имеет два значения. - Я лечу в самолёте. Я лечу животных. -Да. Выполняют действия по тексту. - Давайте разделимся на группы. - Можно придумать с этими словами предложение или составить рассказ. В течение одной минуты дети составляют предложение. Затем выслушиваются и оцениваются рассказы или предложения групп: зелёный — всё правильно, все слова были задействованы, получился связный рассказ, жёлтый — всё правильно, употреблено хотя бы одно слово, красный -могу помочь. | Формирование умения отличать согласие звуки от гласных по их признакам, выполнять слого-звуковой анализ слова. Формирование умения самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (л). Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л). Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке (р), оформлять свои мысли, дополнять предложения, высказывать свои мысли (к). Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). Формирование умения выполнять последовательность действий(р), осознавать позицию по отношению к своей работе в группе(л), быть исследователем, организовывать совместную работу (к). |
Этап V. Включения изученного в систему знаний (7 мин.) | ||
Цель этапа: формирование целостной системы знаний по теме урока. | ||
Работа в паре. (Слайд 12) - Рассмотрите картинки. Что вы вспоминаете, глядя на них? - Дети, договоритесь в паре, какой отрывок вы выбираете, кто из вас прочитает строки из сказки, а кто вставит пропущенные буквы. Может быть, вы посоветуетесь и найдете иллюстрацию к этому отрывку, узнаете название произведения? Что бы вы оценили в этой работе? - Приготовьте свои сигналы для оценивания своих товарищей. Зелёный - всё сделали верно. Жёлтый - были небольшие споры. Красный - требовалась помощь одноклассников. Какая пара самая смелая? 1.В синем небе звезды блещ.. .т, В синем море волны хлещ.. .т; Туч... по небу идет, Бочка по морю плывет. 2.Не хоч... быть вольною царицей, Хоч... быть владычицей морскою, Чтобы ж.. .ть мне в Окияне-море, Чтоб служ.. .ла мне рыбка золотая». 3.Свет мой, зеркальце! Скаж... Да всю правду долож...: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? | - Сказки А.С. Пушкина. - Правильно вставленные буквы, верно подобранную картинку к произведению. Дети парами выходят и объясняют написание пропущенных букв, перетаскивают картинку к подходящему произведению («Сказка о царе Саптане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») («Сказка о рыбаке и рыбке») («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») | Формирование умения проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь вносить необходимые коррективы в действие (р). Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л), умение оформлять свои мысли (к). |
Этап VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) | ||
Цель этапа: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий | ||
- Как хорошо вы поработали. Кто хочет проверить свои знания? Все? Тогда предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Слайды 13-14) | Тест имеется у каждого ребенка. Ответы теста (геометрические фигуры) дети заносят в таблицу. После окончания теста дети обмениваются работами, на интерактивной доске высвечиваются правильные ответы. Каждый проверяет работу своего соседа и оценивает ее сигналами светофора: зелёный - всё правильно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. | Формирование умения выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы (р), способствовать самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности (л). |
Этап VII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) | ||
Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели. | Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | |
(Слайд 15) Логическое упражнение -Ёжик, щука, чайка решили приехать к нам на поездe и послушать, какие знания вы получили сегодня на уроке. А приехали они на поезде в красном, синем и зелёном вагонах. В вагоне какого цвета приехал ёжик, если известно, что чайка в синем вагоне, а ёжик не в красном. - Почему эти животные приехали к нам? - Ну-ка, хором, по моей руке... - Приготовьте для работы светофор. Просигнальте зелёным, если согласны со мной. Если не совсем согласны - жёлтым. Если не согласны - красным. A)Я понял, что жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у. Б) Я могу объяснить другому, что жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у. B)Я не понял, что жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у. - Итак, расскажите друг другу самое важное, что произошло с вами на этом уроке. (Слайд 16) - Задача урока выполнена. Цель достигнута. Урок окончен. | -Чайка в синем, это известно. Ёжик, если не в красном, значит, в зелёном, тогда щука в красном. - В написании слов, называющих этих животных, есть сочетания, которые мы повторяли на уроке. - ЖИ-ШИ пиши с буквой И. ЧА-ЩА пиши с буквой А. ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. - Я учился писать буквы гласных. Я воспитывал в себе терпение и аккуратность. Я узнал новое. Я развивал свое внимание и память. Я выполнял интересные упражнения для того, чтобы писать без ошибок. |
Источники информации:
1. Александрова Г. Занимательный русский язык. - СПб.: Тритон, 1997.
2. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвеще¬ние. 1991.
3. Сборник загадок / Сост. М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение,
1987.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского ка. - М.: Азбуковник, 1999.
5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2010.
6. Электронное приложение к Азбуке / В.Г. Горецкий и др. – М. Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс
Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....
Конспект урока "Гласные после шипящих"
Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая: Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...
Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: "Правописание гласных после шипящих"
Как сделать интересным уроки русского языка в коррекционной школе 8 вида...
Урок с использованием ИКТ по русскому языку во 2 классе "Упражнения в написании гласных после шипящих"
Урок-путешествие, где дети повторяют некоторые законы грамотного письма и учатся применять их в разных ситуациях....
Система Л.В. Занкова.Методическая разработка."Планеты Солнечной системы.Обобщение знаний-гласные после шипящих,чк,чн,щн.
Конспект интегрированного урока (окружающий мир + русский язык), 1 класс....
Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.
Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....