"Части слова. Обобщение." по программе "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Свиридова Елена Викторовна

Конспект урока русского языка по теме: "Части слова.Обобщение." по программе "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Части слова. Обобщение.

Планируемые результаты (ПР) – предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  •  совершенствование знаний  об однокоренных словах и значимых частях слова;
  •  отработка умения разбирать слова по составу;
  • отработка умения находить орфограммы в словах и классифицировать их;
  • овладение предметными учебными действиями: формирование навыков правописания;
  • овладение нормами русского литературного языка.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные (уметь сравнивать разные части слова), устанавливать аналогии, обобщать, выделять существенные признаки изученных частей слова.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, уметь сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах,  при взаимопроверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы ,
  •  развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: комплект демонстрационного оборудования.

Наглядно-иллюстративный материал: компьютерная презентация, дифференцированные карточки, индивидуальные карточки, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для учащихся.

                                                     Ход урока:

1.Организационный момент.

- В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

- Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок русского языка! ( Слайд № 2,3)

2.Девиз урока:

Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.

                                                                                        М.Горький.

- Как понимаете такие слова? (хорошо писать - красиво, грамотно;

                                                   хорошо знать – интересоваться, изучать)

                                                                                       (Слайд № 4)

3.Запись числа, классной работы.

4.Минутка чистописания.

Сс сс ссс сссс ссссс                                                      (Слайд № 5)

5.Орфографическая зарядка.

Отгадайте загадку:

          Она приходит с ласкою

          И со своею сказкою.

          Волшебной палочкой взмахнёт,

          В лесу подснежник расцветёт.

                                              ( Весна)                           (Слайд № 6, 7)

1 ряд – индивидуальные карточки,

остальные – фронтальная работа над орфограммами:

          Уж  тает  сне… , б…гут  руч…и,

          (В) …кно  (по)веял…  в…сною…

          (За)свищ…т  скоро  с…л…в…и

          (И)  лес  …денет?ся  л…ствою.

                                               (А.Плещеев)                   (Слайд № 8)

6.Постановка темы, целей урока.

- Какой раздел изучаем? (Части слова.)                     (Слайд № 9)

- Какова будет тема урока? (Части слова.)

- Что нужно знать и уметь? ( - Знать состав слова;

                                                - определения частей слова;

                                                - уметь выделять части слова.)  (Слайд № 10)

7.Актуализация знаний.

Проблемный вопрос:

- Помогите Мише расставить части слова по порядку.

(Работа в парах)                                                            (Слайд № 11)

- У меня получилось так! А у вас?                              (Слайд № 12)

- Придумайте к данной схеме слово, запишите.

8. Работа по теме.

1. Окончание.

1). - С какой части слова начинаем разбор? (Окончания, основы.)

Ученик: Та слова часть, что изменяется,

               Окончанием называется.

               Остальную же часть слова

               Именуем мы основой.

2). Дифференцированное задание.

1 группа:

- Составьте и запишите предложение из слов: рыхлый, в, март, снег, темнеет. - Выделите окончания в словах. (Рыхлый снег темнеет в марте.)

2 группа:

- Составьте и запишите предложение, используя слова: весна, солнышко.

- Выделите окончания в словах.                                    (Слайд № 13, 14)

3). Вывод: - Что такое окончание?   (Окончание – изменяемая часть слова,

                                                           которая служит для связи слов в  

                                                           предложении.)

2. Корень.

1). - Какая самая главная часть слова? (Корень)

Ученик: Корень слова – значимая часть.

              Над словами родственными держит власть.

              Выясни умело линию родства –

              Однокоренные подбери слова.

2). Игра «Гнёзда».                                                          (Слайд № 15)

- Найдите «лишнее» слово и вырвите его с корнем. (Работа в парах.)

Грозный, грозовой, гроза, гроздь.

Малыш, малявка, маляр, маленький.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Конюшня, подоконник, конник, конница.

- Почему выбрали эти слова? (Другое лексическое значение.)

3). Ученик: Как-то много лет назад

                   Посадили странный сад.

                   Не был сад фруктовый –

                   Был он только словом.

                   Чудо-слово, слово-корень

                   Разрастаться стало вскоре

                   И плоды нам принесло –

                   Стало много новых слов.

Эстафета «Чьё дерево выше?»                                     (Слайд № 16)

1 вариант: дом.  (Домик, домишко, домище, домашняя, домочадцы,

                             надомник)

2 вариант: лист.  (Листок, листик, листище, листочек, листовая, лиственница,

                             листать)

4).Вывод: - Что такое корень слова?  (Корень – общая часть родственных

                                                               слов.)

Физкульминутка (упражнения для глаз)

3. Приставка и суффикс.

1). – Какие части слова остались? (Приставка и суффикс.)

Ученик: Перед корнем есть приставка,

              Слитно пишется она.

              Ведь при помощи приставки

              Образуются слова.

Ученик: За корнем суффикс

              Обогрел местечко,

              Не словом угодил,

              А лишь словечком.

              Река большая превратилась в речку,

              Лес – в лесника,

              А печь – всего лишь в печку.

2). Самостоятельная работа.                                       (Слайд № 17)

(1 ученик на закрытой доске, взаимопроверка.)

- Найди слова с приставками:

(По)летели, (по)небу, (за)шли, (за)грибами, (с)бегают, (с)горы, (от)плыла, (от)берега, (под)ёлкой, (под)ъехал.

3). Работа в группах.                                                      (Слайд № 18)

-Составьте слова с суффиксами:

(Гнёздышко, совёнок, ветерок, берёзка, козочка, мостик)

4). Вывод: - Что такое приставка, суффикс?

                  - Для чего нужны приставки и суффиксы?

                                                       (Они нужны для образования новых слов.)

9.Закрепление.

1). Аутотренинг под музыку «Шум леса».

2). Самостоятельная работа.

     (Дефференцированные  карточки)

3). Дополнительное задание:                                           (Слайд № 19)

              Его корень в слове – снежинка,

              Приставка в слове – подъехал,

              Суффикс в слове – лесник,

              Окончание в слове – ученики.

                                                     (Подснежники)

- Это мой подарок  за работу, потому что вы:

              Есть корень в слове – молодой,                         (Слайд № 20)

              Суффикс в слове – косцы,

              Окончание в слове – травы.

                                                      (Молодцы!)

10.Домашнее задание.  Стр.30, №1.                               (Слайд № 21)

11. Итог урока. – Что повторили на уроке?

12. Рефлексия.  – Моё отношение к уроку: 5,4,3.           (Слайд № 22)

                           -  Моё настроение на уроке:                   (Слайд № 23)

                              (На обратной стороне карточки – смайлик.

                               Нарисуйте ему ротик.)

                           - Урок окончен. Хорошего настроения на весь день!

                                                                                             (Слайд № 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Обобщение и систематизация знаний о частях слова".

Урок  обобщения и систематизации знаний о частях слова по УМК "Школа 2100"...

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"

Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Урок русского языка " Обобщение знаний о частях слова"

Урок-путешествие по теме: " Обобщение знаний о частях слова" можно провести в рамках урока русского языка в 3, 4 классах или на внеурочном занятии по русскому языку. Содержит игры, работу с ...