"Части слова. Обобщение." по программе "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка по теме: "Части слова.Обобщение." по программе "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части слова. Обобщение.
Планируемые результаты (ПР) – предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
- совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова;
- отработка умения разбирать слова по составу;
- отработка умения находить орфограммы в словах и классифицировать их;
- овладение предметными учебными действиями: формирование навыков правописания;
- овладение нормами русского литературного языка.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: общеучебные (уметь сравнивать разные части слова), устанавливать аналогии, обобщать, выделять существенные признаки изученных частей слова.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения, уметь сотрудничать;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при взаимопроверке;
- развитие самостоятельности;
- развитие внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы ,
- развитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование: комплект демонстрационного оборудования.
Наглядно-иллюстративный материал: компьютерная презентация, дифференцированные карточки, индивидуальные карточки, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
- Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок русского языка! ( Слайд № 2,3)
2.Девиз урока:
Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.
М.Горький.
- Как понимаете такие слова? (хорошо писать - красиво, грамотно;
хорошо знать – интересоваться, изучать)
(Слайд № 4)
3.Запись числа, классной работы.
4.Минутка чистописания.
Сс сс ссс сссс ссссс (Слайд № 5)
5.Орфографическая зарядка.
Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
( Весна) (Слайд № 6, 7)
1 ряд – индивидуальные карточки,
остальные – фронтальная работа над орфограммами:
Уж тает сне… , б…гут руч…и,
(В) …кно (по)веял… в…сною…
(За)свищ…т скоро с…л…в…и
(И) лес …денет?ся л…ствою.
(А.Плещеев) (Слайд № 8)
6.Постановка темы, целей урока.
- Какой раздел изучаем? (Части слова.) (Слайд № 9)
- Какова будет тема урока? (Части слова.)
- Что нужно знать и уметь? ( - Знать состав слова;
- определения частей слова;
- уметь выделять части слова.) (Слайд № 10)
7.Актуализация знаний.
Проблемный вопрос:
- Помогите Мише расставить части слова по порядку.
(Работа в парах) (Слайд № 11)
- У меня получилось так! А у вас? (Слайд № 12)
- Придумайте к данной схеме слово, запишите.
8. Работа по теме.
1. Окончание.
1). - С какой части слова начинаем разбор? (Окончания, основы.)
Ученик: Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
2). Дифференцированное задание.
1 группа:
- Составьте и запишите предложение из слов: рыхлый, в, март, снег, темнеет. - Выделите окончания в словах. (Рыхлый снег темнеет в марте.)
2 группа:
- Составьте и запишите предложение, используя слова: весна, солнышко.
- Выделите окончания в словах. (Слайд № 13, 14)
3). Вывод: - Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова,
которая служит для связи слов в
предложении.)
2. Корень.
1). - Какая самая главная часть слова? (Корень)
Ученик: Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
2). Игра «Гнёзда». (Слайд № 15)
- Найдите «лишнее» слово и вырвите его с корнем. (Работа в парах.)
Грозный, грозовой, гроза, гроздь.
Малыш, малявка, маляр, маленький.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Конюшня, подоконник, конник, конница.
- Почему выбрали эти слова? (Другое лексическое значение.)
3). Ученик: Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовый –
Был он только словом.
Чудо-слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Эстафета «Чьё дерево выше?» (Слайд № 16)
1 вариант: дом. (Домик, домишко, домище, домашняя, домочадцы,
надомник)
2 вариант: лист. (Листок, листик, листище, листочек, листовая, лиственница,
листать)
4).Вывод: - Что такое корень слова? (Корень – общая часть родственных
слов.)
Физкульминутка (упражнения для глаз)
3. Приставка и суффикс.
1). – Какие части слова остались? (Приставка и суффикс.)
Ученик: Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
Ученик: За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
2). Самостоятельная работа. (Слайд № 17)
(1 ученик на закрытой доске, взаимопроверка.)
- Найди слова с приставками:
(По)летели, (по)небу, (за)шли, (за)грибами, (с)бегают, (с)горы, (от)плыла, (от)берега, (под)ёлкой, (под)ъехал.
3). Работа в группах. (Слайд № 18)
-Составьте слова с суффиксами:
(Гнёздышко, совёнок, ветерок, берёзка, козочка, мостик)
4). Вывод: - Что такое приставка, суффикс?
- Для чего нужны приставки и суффиксы?
(Они нужны для образования новых слов.)
9.Закрепление.
1). Аутотренинг под музыку «Шум леса».
2). Самостоятельная работа.
(Дефференцированные карточки)
3). Дополнительное задание: (Слайд № 19)
Его корень в слове – снежинка,
Приставка в слове – подъехал,
Суффикс в слове – лесник,
Окончание в слове – ученики.
(Подснежники)
- Это мой подарок за работу, потому что вы:
Есть корень в слове – молодой, (Слайд № 20)
Суффикс в слове – косцы,
Окончание в слове – травы.
(Молодцы!)
10.Домашнее задание. Стр.30, №1. (Слайд № 21)
11. Итог урока. – Что повторили на уроке?
12. Рефлексия. – Моё отношение к уроку: 5,4,3. (Слайд № 22)
- Моё настроение на уроке: (Слайд № 23)
(На обратной стороне карточки – смайлик.
Нарисуйте ему ротик.)
- Урок окончен. Хорошего настроения на весь день!
(Слайд № 24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
"Обобщение и систематизация знаний о частях слова".
Урок обобщения и систематизации знаний о частях слова по УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний по теме «Части слова. Порядок разбора слова по составу»
УМК "Начальная школа 21 века"...
Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....
Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"
Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"...
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
Урок русского языка " Обобщение знаний о частях слова"
Урок-путешествие по теме: " Обобщение знаний о частях слова" можно провести в рамках урока русского языка в 3, 4 классах или на внеурочном занятии по русскому языку. Содержит игры, работу с ...