"Обобщение и систематизация знаний о частях слова".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний о частях слова по УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_obobshchenie_i_sistematizaciya_znaniy_o_chastyah_slova.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок учителя начальных классов
МОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г.о.Кинель
Ионовой Татьяны Юрьевны
Класс: 3 «А».
Дата: 2 февраля 2010 года.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы обучения: работа в парах, фронтальная, самостоятельная работа, работа под руководством учителя.
Тема: "Обобщение и систематизация знаний о частях слова".
Цель: обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении).
Задачи:
упражняться в составлении слов по схемам;
подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";
развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.
Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, рисунок словесного поезда, рисунок кота, схема разбора слова по составу, плакат для гимнастики для глаз, учебник «Русский язык. 3 кл» ( авторы Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Запись даты урока в тетрадях.
Эпиграф к уроку (на доске):
«Способность видеть чудесное в обыкновенном - несомненный признак мудрости»
( Р.У Эмерсон)
2. Повторение изученного материала.
Минутка чистописания.
Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)
вьюги, зимний, морозит, снег, снегири, снеговик, льдина, пушистый, играть, измениться
Запись в тетради : и ий ит ир ик ин ист игр из.
Работа в парах.
- Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.
Учащиеся работают с карточками со схематическим изображением частей слова, выкладывают их по порядку на столах.
- Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.
На доске запись:
искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник
- Это предложение? (Набор слов.)
- Составьте предложение.
- Как это надо сделать?
(Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов для связи слов в предложении).)
На земле лежит искристый снег.
- Выделите окончания. У всех слов есть окончания?
(Нет, шоссе, кофе, кино не изменяются; весело, быстро, громче не имеют окончания - это суффиксы у наречий).
Словарная работа.
- Надо выписать словарные слова из словариков в учебнике или по памяти к схемам (схемы записаны на доске).
Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.
Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.
Гимнастика для глаз.
Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её
(линии нарисованы на плакате, линии разного цвета).
З. Сообщение темы и цели урока.
На доске плакат. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).
ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ
ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП
Ответ: "Части слова".
4. Обобщение знаний о частях слова.
На доске плакат - рисунок словесного поезда (из учебника).
- Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный. Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? (Т.к. окончание - это изменяемая часть слова).
Расскажите, что вы знаете о каждой части слова (по плану-схеме разбора по составу)
окончание,
основа,
корень,
приставка,
суффикс.
- Что хранится в корне? А в основе слова?
(Повторение правил в стихах, изученных ранее).
1.
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
2.
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
3.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
4.
3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
5.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
- Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"
- Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".
- Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".
- Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).
Что происходит со словом "кот"? Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.
Кот, котище, котик , котята, коток, котишко, котёнок.
- Что общего у этих слов?
(Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет).
- Из каких частей может состоять основа слова?
(Корень, суффикс, приставка.)
Физминутка.
Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.
Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.
Работа по учебнику "Русский язык, 3 кл" (авторы: Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
Упр. № 198, стр. 134.
- Читаем задание. Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару - соответствующий "поезд" - схему и соединим их линией. Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.
6.Домашнее задание:
Упр. № 5, стр. 141.
7. Итог урока.
- Какова была тема урока?
- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?
(Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, развивать свою речь.)
- Составьте слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
А сейчас – перемена. Урок окончен. Отдыхайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация знаний о глаголе
Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Проводится с использованием здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. В начале урока пр...
Урок обобщения и систематизации знаний "Перенос слов", 1 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Урок обобщения и систематизации знаний способствует приведению в единую систему полученных по этой теме знаний....
«Обобщение и систематизация знаний о частях речи»
Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях речи» УМК- Школа России...
План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс
Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение и систематизация изученного о частях речи"
Обобщение и систематизация изученного о частях речи...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение и систематизация изученного о частях речи (Урок 2)"
Обобщение и систематизация изученного о частях речи...
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Слово в языке и речи»
Обобщить знания по изученной теме....