урок русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Никанорова Татьяна Анатольевна

В данном материале представлена разработка урока-закрепления по теме "Состав слова" в 3 классе с элементами конструкторского бюро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК по теме «Состав слова»

Этап урока

Содержание учебной деятельности

Время

I.Организационный момент

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу удач, успехов. Я желаю вам удачной работы на уроке.

-Покажите, с каким настроением вы начинаете урок?

Своё настроение я  прошу  вас выразить, раскрасив кружок №1 в таблице, которая лежит перед вами на столе

        красный цвет – настроение отличное,

        жёлтый – хорошее,

        синий – грустное

- Вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

3 мин.

II. Операционно – содержательный этап

  1. Словарная работа

Прочитайте  слова, записанные на доске

Окончание, основа, корень, приставка, суффикс

- Придумайте задания, что можно сделать с этими словами (поставить ударения, подчеркнуть орфограммы, разделить на слоги).

- Запишите данные слова, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

- Кто догадался, почему слова написаны именно в таком порядке?

Предлагаю оценить свою работу , раскрасив кружок №2

красный цвет- правильно и аккуратно,

жёлтый- работа выполнена хорошо, но могло бы быть лучше,

синий – неаккуратное выполнение.

2. Постановка учебной задачи и цели урока.

-Прочитайте ещё раз слова, определите, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке. (повторять части слова, разбирать слова по составу)

-Следовательно, какова же цель сегодняшнего урока? (вспомнить…части слова,

научиться …разбирать слова по составу)

- Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? (алгоритм).

 Значит III наша цель – (отработать алгоритм ).

- Значит, вы можете определить тему сегодняшнего урока. (Разбор слов по составу)

5 мин.

III. Повторение и  углубление темы

- Сегодня на уроке вы попробуете  побывать в роли конструктора .

- А как вы понимаете смысл слова «конструктор»?  Что оно обозначает?

-Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

-Из каких деталей мы будем конструировать слова?

-Итак, наше конструкторское бюро начинает работу.

  1. Словесная разминка (Повторение морфем)

- Чтобы что-то конструировать,  необходимо знать для чего та или иная деталь. Вспомним.

-Я буду вам задавать вопросы, а вы поднимать карточку с названием необходимой части или отвечать.

-Какая  часть слова не изменяется?

-Дайте определение.

-Какая часть слова стоит перед корнем?

-Для чего она служит в слове?

- Какая часть слова помогает образовывать новые слова, но стоит после корня?

-Часть слова, которая помогает изменить форму слова?

- Проверьте свою работу по слайду

Не забудем раскрасить кружок №3. Критерии оценивания перед вами на экране:

Ответил на все вопросы верно –  красный,

Допустил 1 ошибку – жёлтый,

Допустил  2 и более ошибок – синий

3.Повторение алгоритма

Чтобы конструировать, нужно ещё и знать как это делать

Восстановим алгоритм разбора слова по составу:

(У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах).

1.        Пишу слово

2.        Выделяю ……. Для этого…….

3.        Выделяю …….. Подчёркиваю часть…………………

4.        Выделяю …….. Для этого…………………….

5.        Нахожу и обозначаю ……... Это……………

6.        Нахожу и обозначаю ……... Это…………

Проверьте свою работу по слайду

Раскрасьте кружок №4. Критерии оценивания перед вами на экране:

Выполнил работу верно – лепесток красный,

Допустил 1 ошибку – жёлтый,

Допустил  2 и более ошибок – синий

10 мин.

IV.Закрепление имеющихся знаний

 А теперь настало время попробовать себя в роли конструктора слов.

-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

1.Прочитайте слова (они записаны на доске)

залез

приготовить

ночка

коса

2.Пользуясь алгоритмом,  постройте новое слово и разместите их на лист ватмана.

-Давайте первое слово попробуем сконструировать  с вами вместе.

1)Из первого слова выбираете часть слова, которая стоит перед корнем.( Какую часть нужно найти в этом слове? Что для этого нужно сделать прежде? Как?)

2) Из второго слова выбираете самую главную часть слова.( Какую часть нужно найти в этом слове? Что для этого нужно сделать?)

3)Из третьего слова часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.( Какую часть нужно найти в этом слове? Что для этого нужно сделать прежде? Как?)

4) Из четвёртого слова изменяемую часть слова (Какую часть нужно найти в этом слове? Что для этого нужно сделать?)

- Значит, прежде чем найти необходимую часть слова что нужно сделать?

2.Каждая группа получает карты со словами (работа 10 мин.)

За определённое время необходимо составить как можно больше слов и разместить их на таблицу.

Карты со словами:

http://nsc.1september.ru/2006/05/2.gif

12 мин.

                                                             1.ключи                                                  2.Липкий, душа

Раскрасьте кружок №5. Критерии оценивания перед вами на экране:

Красный – составил 2 слова сам, правильно,

жёлтый- составил 1 слово,

        синий – не составил сам ни одного слова

V.Контроль имеющихся знаний

Для того, чтобы проверить насколько вы владеете знанием состава слова, предлагаю вам выполнить работу по уровням:

-Но помните если вы допустите в своей работе ошибку, вы оцените себя на бал ниже.

  • красный цвет – 5 баллов,
  • жёлтый цвет – 4 балла,
  • синий цвет- 3 балла

-Определитесь с уровнем. Приступайте к выполнению задания.

Красный: Выпиши слова в таком порядке: (схемы!!!!!!)

А) корень, окончание

Б) корень, суффикс, окончание

В) приставка, корень, суффикс, окончание

Слова: подножка,  игра, сон, кленовый

Жёлтый: Найдите в тексте родственные слова, подчеркните их, одно любое слово разберите по составу.

Мой папа любит рыбалку. Он может поймать и маленькую рыбку, и огромную рыбину.

Синий: Выпиши группы однокоренных слов. Докажи, что они однокоренные, лишнее слово разбери по составу:

Грач, вода, лес, грачата, лесной.

Проверка по эталону.

Оцените себя. Раскрасьте кружок №6

10 мин.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Настало время подвести итог проделанной на уроке работе.

В начале урока мы поставили цели:

вспомнить…части слова,

научиться …разбирать слова по составу

отработать алгоритм

Достигли ли мы поставленных целей?

  1. Сегодня на уроке

Я не знал (а)… Теперь я знаю…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

3 мин.

VII.Отметка проделанной работы

Если у вас в таблице кружки,

  • только  красного цвета, то вы заработали сегодня 5 баллов
  • Если в вашем цветке присутствует красный, жёлтый и синий цвет, вы получаете 4 балла
  • если в вашем цветке больше синих лепестков вы получаете 3 балла.

Спасибо за работу на уроке!!!

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...