Урок русского языка . 2 класс. УМК "Школа России". Тема: Буквосочетаня жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Соловьёва Наталья Юрьевна

Разработка урока русского языка во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу

Педагогические цели: способствовать формированию умения правильно писать буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; создать условия для ознакомления со словарным словом товарищ.

Тип урока. Проблемный.

Основное содержание темы, понятия и термины. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слово с непроверяемым написанием товарищ.

Планируемые
результаты
(предметные)

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Личностные
результаты

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Осознание необходимости быть грамотным, учиться.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

- формулировать тему и цели урока;

- развивать орфографическую зоркость;

- анализировать, сравнивать произношение и написание.

Коммуникативные:

- учиться полно и точно выражать свои мысли, формулировать высказывание.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Оборудование: телевизор-монитор, фото слайды (формат jpeg), мешочек для «слоговой лотереи» и карточки с заданиями, индивидуальные карточки.

Использованная литература и интернет материалы:

1. https://znanija.com/task/19817014 

2. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-vo-klasse-po-teme-pravopisanie-bukvosochetaniy-zhi-shi-cha-scha-chu-schu-619724.html

3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс- М.: ВАКО.

4. Назаренко А.А. Русский язык. 2 класс: отрывные карточки: для общеобразоват. учрежд. к учеб. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. - М.: «Аркти», Изд-во «Наша школа».

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Приветствие.

II. Каллиграфическая минутка.

–Посмотрите внимательно на экран (фото-слайд 1). Какие слова здесь спрятаны?

ноч

доч

туч

ка

реч

печ

руч

ной

поч

меч

мач

та

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно записать эти слова?

– Пропишите все упомянутые буквосочетания, соблюдая нормы каллиграфического письма.

чк

чн

чт

III. Исправление «ошибочных утверждений» (Умственная разминка)

А сейчас проведем небольшую умственную разминку. Игра «Ошибочные утверждения». Вы должны понять, в чём ошибка, и исправить её.

- В русском языке 35 букв. (Нет. 33)

- Все звуки русского языка можно разделить на гласные и негласные. (Нет. На гласные и согласные)

- Буквы е, ё, ю, я всегда обозначают 2 звука. (Не всегда. Только в начале слова, после гласных и после ь,ъ) Приведите пример.

- ъ и ъ обозначают один и тот же звук. (Нет, они вообще не обозначают звука)

- Звуки [ж ш ц] всегда мягкие. (Нет. Они всегда твёрдые)

- Звуки [ ч’ щ’ й’] всегда твёрдые (Нет. Они всегда мягкие)

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

IV. Самоопределение к деятельности через проблемную ситуацию

Работа  фото-слайдом 2

На экране высвечиваются изображения обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чум, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

– На какие три группы можно разделить эти слова? (слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Подумайте и скажите, какой может быть тема нашего урока? Чему, по вашему мнению, мы сегодня будем учиться?

Звуковой анализ

- Давайте запишем эти слова звуками? Начнём с буквосочетаний жи-ши. ( К доске выходит ученик и записывает ).

[ж ы р а ф]  [ш ы ш к а]

- Далее с буквосочетаниями ча-ща. (Выходит другой ученик)

 [р о щ’ а]  [ч’ а й’ н’ и к]

- Далее с буквосочетаниями чу-щу. (Выходит другой ученик)

 [ч’ у м]  [щ’ у к а]

А теперь давайте запишем слова напротив каждой звуковой схемы. Можем ли мы записать эти слова так, как они звучат? Почему? (Дети должны записать правильно, так как эти орфограммы изучались в 1 классе: жираф, шишка, роща, чайник, чум, щука). Что необычного вы замечаете? (слова звучат и пишутся по -разному)

- Какую букву нам хочется написать в словах «жираф» и «шишка»? (ы)

- Какую букву надо писать на самом деле? (и)

Сформулируйте правило.

- Какую букву нам хочется написать в словах «роща» и «чайник»? (я)

-  Какую букву надо писать на самом деле? (а)

Сформулируйте правило.

- Какую букву нам хочется написать в словах «чум» и «щука»? (ю)

- Какую букву надо писать на самом деле?(у)

Сформулируйте правило.

Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными» (рассказывает учитель)

     Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Я, Ю как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу!

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником (с.11)

- А теперь давайте посмотрим, что же по этому поводу говорит учебник. Откройте его на с.11. Читаем правило (выводится фото-слайд 3)

Физкультминутка

Руки вперёд! (Эхо) И чуча-чача, чуча-чача.(Вместе)

Руки вперёд!  В локтях согнули. И чуча-чача, чуча-чача.

Руки вперёд!  В локтях согнули. Спины прогнули. И чуча-чача, чуча-чача.

Руки вперёд!  В локтях согнули. Спины прогнули. Головы закинули. И чуча-чача, чуча-чача.

Руки вперёд!  В локтях согнули. Спины прогнули. Головы закинули. Языки высунули. И чуча-чача, чуча-чача.

Выполнение упражнения 11 (с.10). Самооценивание.

Итак, поработаем с учебником. Смотрим на упр.11 (с.10)

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

– Спишите 2 предложение самостоятельно. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

- Проверьте правильность выполнения по образцу (образец выводится на экран, фото-слайд 4). Оцените свою работу соответствующим знаком на полях.

Если вы всё сделали правильно, поставьте палочку с крестиком на вершине.

Если вы допустили 1-2 ошибки или исправления, поставьте палочку с крестиком посредине.

Если вы допустили 3 и больше ошибок, поставьте палочку с крестиком внизу.

Словарно-орфографическая работа со словом «товарищ».

VI. Закрепление знаний и способов действий.

«Слоговая лотерея»

- В русском языке очень много слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. К тому же, эти буквосочетания могут находиться в разных местах в слове: начале, конце или средине. Сейчас мы проведём небольшую «слоговою лотерею». Вы вытяните карточку со слогом, а ваше задание – подобрать такое слово, чтоб этот слог находился в нужном вам месте.

Карточки:

жи

?

?

жи

ча

?

чу

?

ши

?

?

ши

?

щу

ща

?

?

чу

щу

?

Индивидуальная работа с карточками

ФАМИЛИЯ , ИМЯ_______________________________________________________________________ 1. Впиши пропущенную букву. Составь предложение с одним словом.

КУВШ_ Н ,     Щ_ПАЛЬЦЫ,    СЛУЧ_Й,     ЭТАЖ_,    СВЕЖ_Й,    Щ_КА,    ПУШ_СТЫЙ,   Ч_ГУН,

ТРЕЩ_ТЬ,     СНЕЖ_НКИ,  Ч_ДЕСА, Ч_ЛКИ,     Ж_ТЕЛЬ,    Ч_ЙКА,   ПИЩ_,   Щ_РЮСЬ,

ЗАМЕЧ_ТЕЛЬНЫЙ,      ПЛОЩ_ДЬ,      ДРУЖ_ТЬ,     Ш_ПОВНИК.

____________________________________________________________________________________.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Закончите предложения:

•  Я сегодня узнал…

•  Я научился…

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...

Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»

Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ («Школа России») Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ («Школа России»)Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»...