Урок русского языка . 2 класс. УМК "Школа России". Тема: Буквосочетаня жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка урока русского языка во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18.01_solovyova_bukvosochetaniya_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу
Педагогические цели: способствовать формированию умения правильно писать буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; создать условия для ознакомления со словарным словом товарищ.
Тип урока. Проблемный.
Основное содержание темы, понятия и термины. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слово с непроверяемым написанием товарищ.
Планируемые | Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. |
Личностные | Осознание роли языка и речи в жизни человека. Осознание необходимости быть грамотным, учиться. |
Универсальные | Познавательные: - формулировать тему и цели урока; - развивать орфографическую зоркость; - анализировать, сравнивать произношение и написание. Коммуникативные: - учиться полно и точно выражать свои мысли, формулировать высказывание. Регулятивные: - адекватно оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
Оборудование: телевизор-монитор, фото слайды (формат jpeg), мешочек для «слоговой лотереи» и карточки с заданиями, индивидуальные карточки.
Использованная литература и интернет материалы:
1. https://znanija.com/task/19817014
2. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-vo-klasse-po-teme-pravopisanie-bukvosochetaniy-zhi-shi-cha-scha-chu-schu-619724.html
3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс- М.: ВАКО.
4. Назаренко А.А. Русский язык. 2 класс: отрывные карточки: для общеобразоват. учрежд. к учеб. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. - М.: «Аркти», Изд-во «Наша школа».
ХОД УРОКА
I. Организация класса. Приветствие.
II. Каллиграфическая минутка.
–Посмотрите внимательно на экран (фото-слайд 1). Какие слова здесь спрятаны?
ноч доч туч | ка |
реч печ руч | ной |
поч меч мач | та |
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно записать эти слова?
– Пропишите все упомянутые буквосочетания, соблюдая нормы каллиграфического письма.
чк
чн
чт
III. Исправление «ошибочных утверждений» (Умственная разминка)
А сейчас проведем небольшую умственную разминку. Игра «Ошибочные утверждения». Вы должны понять, в чём ошибка, и исправить её.
- В русском языке 35 букв. (Нет. 33)
- Все звуки русского языка можно разделить на гласные и негласные. (Нет. На гласные и согласные)
- Буквы е, ё, ю, я всегда обозначают 2 звука. (Не всегда. Только в начале слова, после гласных и после ь,ъ) Приведите пример.
- ъ и ъ обозначают один и тот же звук. (Нет, они вообще не обозначают звука)
- Звуки [ж ш ц] всегда мягкие. (Нет. Они всегда твёрдые)
- Звуки [ ч’ щ’ й’] всегда твёрдые (Нет. Они всегда мягкие)
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
IV. Самоопределение к деятельности через проблемную ситуацию
Работа фото-слайдом 2
На экране высвечиваются изображения обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чум, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.
– На какие три группы можно разделить эти слова? (слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу)
– Подумайте и скажите, какой может быть тема нашего урока? Чему, по вашему мнению, мы сегодня будем учиться?
Звуковой анализ
- Давайте запишем эти слова звуками? Начнём с буквосочетаний жи-ши. ( К доске выходит ученик и записывает ).
[ж ы р а ф] [ш ы ш к а]
- Далее с буквосочетаниями ча-ща. (Выходит другой ученик)
[р о щ’ а] [ч’ а й’ н’ и к]
- Далее с буквосочетаниями чу-щу. (Выходит другой ученик)
[ч’ у м] [щ’ у к а]
А теперь давайте запишем слова напротив каждой звуковой схемы. Можем ли мы записать эти слова так, как они звучат? Почему? (Дети должны записать правильно, так как эти орфограммы изучались в 1 классе: жираф, шишка, роща, чайник, чум, щука). Что необычного вы замечаете? (слова звучат и пишутся по -разному)
- Какую букву нам хочется написать в словах «жираф» и «шишка»? (ы)
- Какую букву надо писать на самом деле? (и)
Сформулируйте правило.
- Какую букву нам хочется написать в словах «роща» и «чайник»? (я)
- Какую букву надо писать на самом деле? (а)
Сформулируйте правило.
- Какую букву нам хочется написать в словах «чум» и «щука»? (ю)
- Какую букву надо писать на самом деле?(у)
Сформулируйте правило.
Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными» (рассказывает учитель)
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Я, Ю как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу!
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа с учебником (с.11)
- А теперь давайте посмотрим, что же по этому поводу говорит учебник. Откройте его на с.11. Читаем правило (выводится фото-слайд 3)
Физкультминутка
Руки вперёд! (Эхо) И чуча-чача, чуча-чача.(Вместе)
Руки вперёд! В локтях согнули. И чуча-чача, чуча-чача.
Руки вперёд! В локтях согнули. Спины прогнули. И чуча-чача, чуча-чача.
Руки вперёд! В локтях согнули. Спины прогнули. Головы закинули. И чуча-чача, чуча-чача.
Руки вперёд! В локтях согнули. Спины прогнули. Головы закинули. Языки высунули. И чуча-чача, чуча-чача.
Выполнение упражнения 11 (с.10). Самооценивание.
Итак, поработаем с учебником. Смотрим на упр.11 (с.10)
Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
– Спишите 2 предложение самостоятельно. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.
- Проверьте правильность выполнения по образцу (образец выводится на экран, фото-слайд 4). Оцените свою работу соответствующим знаком на полях.
Если вы всё сделали правильно, поставьте палочку с крестиком на вершине.
Если вы допустили 1-2 ошибки или исправления, поставьте палочку с крестиком посредине.
Если вы допустили 3 и больше ошибок, поставьте палочку с крестиком внизу.
Словарно-орфографическая работа со словом «товарищ».
VI. Закрепление знаний и способов действий.
«Слоговая лотерея»
- В русском языке очень много слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. К тому же, эти буквосочетания могут находиться в разных местах в слове: начале, конце или средине. Сейчас мы проведём небольшую «слоговою лотерею». Вы вытяните карточку со слогом, а ваше задание – подобрать такое слово, чтоб этот слог находился в нужном вам месте.
Карточки:
жи | ? |
? | жи |
ча | ? |
чу | ? |
ши | ? |
? | ши |
? | щу |
ща | ? |
? | чу |
щу | ? |
Индивидуальная работа с карточками
ФАМИЛИЯ , ИМЯ_______________________________________________________________________ 1. Впиши пропущенную букву. Составь предложение с одним словом. КУВШ_ Н , Щ_ПАЛЬЦЫ, СЛУЧ_Й, ЭТАЖ_, СВЕЖ_Й, Щ_КА, ПУШ_СТЫЙ, Ч_ГУН, ТРЕЩ_ТЬ, СНЕЖ_НКИ, Ч_ДЕСА, Ч_ЛКИ, Ж_ТЕЛЬ, Ч_ЙКА, ПИЩ_, Щ_РЮСЬ, ЗАМЕЧ_ТЕЛЬНЫЙ, ПЛОЩ_ДЬ, ДРУЖ_ТЬ, Ш_ПОВНИК. ____________________________________________________________________________________. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
VIII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка УМК Школа России 4 класс По теме Местоимение
презентация к уроку по теме "Местоимение"...
Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"
Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....
Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых...
4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...
Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»
Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ («Школа России») Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ («Школа России»)Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»...