Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный урок и задания предназначены для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, с использованием проблемно - диалогической и информационно – коммуникативной технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова |
Педагогическая цель | Способствовать закреплению знаний по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», развитию умения находить в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы. Создать условия для развития умения применять правила на практике. |
Тип урока | Урок отработки умений и рефлексии |
Планируемые результаты (предметные) | Обучающиеся учатся видеть орфограмму в слове; проверяют безударные гласные в корне; применяют орфографические правила при выполнении заданий; овладевают умением проверять написанное. |
Личностные | Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; определяют границы собственного знания и «незнания»; проявляют позитивное отношение к школе и учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: контролируют и оценивают знания и учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные - используют знания орфограмм при выполнении учебных заданий, осознанно или произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выполняют логические действия (анализ, синтез др.), устанавливают причинно – следственные связи. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; используют в общении правила вежливости. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Орфограмма. Написание слов с изученными орфограммами: «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Проверочное слово. |
Образовательные ресурсы | Подготовленные индивидуальные листы с заданиями, мультимедийная презентация, распечатанные опорные слова для вывешивания на доску, конверты с пословицами, орфографический словарь. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность Учителя | Деятельность учащихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа. | Приветствие учащихся. - Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да) - Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно, особенно когда на улице зима. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу на уроке. |
- Ребята, вы писали письма Деду Морозу? (выслушиваются ответы детей) - Так вот что мне рассказал Дед Мороз: «Как то ученик 2 класса Петя написал такое письмо, послушайте и посмотрите (зачитываю письмо, показ письма на слайде) - Д. М. был очень огорчен. Как вы думаете, почему? (Письмо с ошибками) - Какие правила письма нарушил Петя, что он забыл или не знал? (Правописание безударных гласных) - Место, где можно допустить ошибку в слове называется…(орфограмма) (Вывешиваю слово на доске) - Какие виды орфограмм вы обнаружили в письме? (Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова) (вывешивается схема на доске) - Эти орфограммы вам уже известны? (Да) - Значит, что будем делать на уроке? (Повторять изученные орфограммы, различать непроверяемую от проверяемой безударной гласной) - Сформулируйте тему урока. («Повторение изученных правил письма или изученных орфограмм»). - Как вы думаете, для чего нужно повторить эти орфограммы? (Чтобы писать без ошибок) - Это нужно тем, кто учится в школе? Вы хотите стать грамотными? (Да) - Раз нужно, тогда приступим к работе. Посмотрите на свои листочки, в них вы будете работать. (На партах лежат индивидуальные листы для работы на уроке, там уже записано число, классная работа, тема урока и схема такая, как на доске) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Принимают учебную задачу, сформулированную учителем. | ||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Фронтальная, Словесный, практический. | - А какие знания и умения вам понадобятся на уроке? - Для чего нужны эти умения? Дети отвечают, алгоритм действий вывешивается на доске: 1. Поставить ударение 2. Выделить корень 3.Определить орфограмму
Проверь по словарю Подбери проверочное ( запомни) слово (повторить способы проверки) 4. Вставить пропущенные буквы Проговорить алгоритм действий Показать пример работы по алгоритму на слове: мороз Работа в парах (повторить правила работы), письмо дается уже с пропущенными орфограммами. Задание (устно): попробуйте найти любые два слова с пропущенной орфограммой в тексте и поработать по алгоритму.
| Составляют алгоритм вместе с учителем. Умеют работать с партнером. Объясняют правописание слов, осуществляют их проверку. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | Индивидуальная. Словесный, практический. | - А теперь следующее задание: один ученик находит и выписывает слово с непроверяемой безуд. гласной, вставляя, пропущенную букву, а другой – слово с проверяемой безуд. гласной, подбирая проверочное слово. - Проверьте, правильно ли выполнили работу, сверяя с эталоном (показ на слайде). - Как вы думаете, если бы Петя выполнил эти действия, согласно алгоритму, то получилось бы у него? (Да) - Посмотрите какое письмо бы у него получилось (показ на слайде) - А у вас все ли получилось? Были ли трудности при выполнении задания? Оцените себя с помощью «светофора»: испытывал трудности – желтый кружок, не было трудностей – красный, ничего не понял – зеленый. | Распознают изученную орфограмму, объясняют ее написание. Осознают место и причину собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. |
4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Если вдруг возникли трудности, что будете делать? (Подумать на каком этапе алгоритма работы над орфограммой не получилось и еще раз попробовать) | Обдумывают проект своих будущих учебных действий |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. |
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать (Топают ногами.) И ладошками похлопать. (Хлопают себя ладонями по плечам.) С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. (Поднимают руки над головой.) Будем их ловить руками (Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) И покажем дома маме. (Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.) Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.) | Осуществляют профилактику утомления. |
5. Этап реализации построенного проекта и обобщения затруднений во внешней речи. | Групповая. Проблемный. | - Продолжаем работать. Объединитесь в группы (повторить правила работы в группах). Прежде чем приступить к выполнению задания еще раз вслух проговорите этапы алгоритма работы над орфограммой. - Каждой группе выдается по 4 пословицы. Задание: вставьте пропущенные буквы, объясни. Объясните смысл пословиц. В. лков бояться в лес не х. дить. В чужом гл. зу с.ринку видеть, а в св. ем бр. вна не замечать. В гл. за л. скает, а за гл. за лает. И с.бака старое д.бро помнит. - Какие орфограммы встретили в пословицах? - Как работали над ними? (по алгоритму) - Какое слово лишнее? (собака) Почему? (это слово с непроверяемой гласной) | Умеют работать коллективно, решая типовую задачу, усваивая алгоритм действий. |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Индивидуаль-ная. Словесный. | - Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, я читаю загадки, а отгадки запиши без ошибок. Если сомневаешься – не пиши букву, а поставь вместо нее точку. Кричит он громче всех с утра: Красногрудый, чернокрылый, Всю ночь летает - Спать летит в дупло. (Сова) Красные лапки, Под карнизом слышен крик: - Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной зеленым карандашом, а с проверяемой - синим. - Какое слово не подчеркнули? (Гусь) - Почему? (в этом слове нет орфограммы) - Давайте проверим, все ли у вас получилось? (показ эталона на слайде) - Оцените себя: все правильно – красный кружок, была одна - две ошибки – желтый, не получилось – зеленый. | Самостоятельное выполнение задания с использованием изученных способов действий. Самопроверка по эталону. |
7. Этап включения в систему знаний и повторения | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Ребята, полезным ли для вас был этот урок? Чем? - Какие умения вы отрабатывали на уроке? - Нужны ли будут эти умения в дальнейшем? Зачем? - Быть грамотным - значит быть образованным, культурным человеком. | Осознают, что повторение учебного содержания необходимо для обеспечения содержательной непрерывности. |
8. Рефлексия учебной деятельности (итог) | - Оцените свои успехи на этом занятии: если все получилось – красный кружок, еще нужно потренироваться – желтый, не получилось – зеленый. (Обсудить - почему не получилось). - Ребята, у вас еще все впереди, у вас обязательно все получится. | Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...
разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"
Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....
Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".
Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....
Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"
№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.
Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет- ресу...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....