Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы по русскому языку, Основной образовательной программы начального общего образования школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 72.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Слово. Текст | Вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки и оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять предложения из набора слов. Исправлять деформированные предложения. Читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после. Видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; графически обозначать выбор тех или иных написаний. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Группировать слова с изученными орфограммами. | Уметь читать и понимать учебные тексты. Уметь работать со словарем Знать признаки текста, предложен. Знать признаки обнаружения орфограммы в слове. Уметь находить орфограмму в слове, обозначать ее графически. Знать алфавит. Уметь писать большую букву в словах Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами. Уметь работать над ошибками. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. | Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. Испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка. Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. . |
Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне. Находить в словах изученные орфограммы по их познавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Записывать под диктовку учителя текст (50 слов) с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова. Работать с деформированными предложениями; писать небольшие связные тексты по опорным словам; письменно пересказывать текст. | Знать понятия: «корень слова», «однокоренные слова» Уметь подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными Уметь письменно составлять текст из деформированных предложений | Регулятивные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | |
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные | Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. Применять правило написания парных звонких и глухих согласных; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов. Писать сочинение, по опорным словам, с изученными орфограммами. Составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи; на практике применять изученные орфографические правила. Писать слова с удвоенными согласными; писать под диктовку учителя с соблюдением орфографических норм, знакомых учащимся; проводить звукобуквенный анализ слова. Правильно переносить слова с удвоенной согласной, приводить собственные примеры слов с удвоенной согласной; составлять небольшой текст с предложенными словами, находить и справлять ошибки в тексте, объяснять написание слов с удвоенными согласными. | Уметь правильно писать с проверяемыми звонкими и глухими согласными в корне слова. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. Уметь писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова. Уметь применять теоретические знания на практике. | Коммуникативные УУД: Участвовать в работе группы; распределять ра-боту в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Высказывать и Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи. | |
Непроизносимые согласные в корне слова | Воспроизводить правило проверки проверяемых согласных в корне слова. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми словами в корне слова. Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. Письменно пересказывать текст по предварительно составленному плану; правильно оформлять предложение на письме, применять знание орфографических правил на практике. Различать проверочное и проверяемое слова. Проводить звукобуквенный анализ слова с удвоенными согласными и с непроизносимыми согласными в корне. Без ошибок писать слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Безошибочно писать под диктовку учителя. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Находить свои ошибки и объяснять правильное написание слов. | Знать правило проверки слов с непроизносимыми согласными в корне. Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Приводить собственные примеры слов с непроизносимыми согласными в корне. Владеть способами контроля и оценки знаний Знать способы проверки проверяемых согласных в корне слова. Уметь работать над ошибками. | Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
Безударные гласные в корне слова | Распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова; обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге; графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне»; слышать безударную гласную в слове. Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. Из предложенных слов выбирать только те, в которых две безударные гласные в корне, обозначать орфограмму в словах, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. | Знать правило проверки безударной гласной в корне слова. Уметь подбирать проверочные слова. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь составлять простой план, пересказывать по плану. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. | Регулятивные УУД: Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Коммуникативные УУД: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | |
Сложные слова и их правописание | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Записывать без ошибок сложные слова под диктовку учителя. Выделять два корня в сложных словах; разбирать слова по составу; применять на практике правило написания сложных слов с соединительной гласной. Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Выделять два корня в сложных словах; разбирать слова по составу; применять на практике правило написания сложных слов с соединительной гласной. Грамотно употреблять существительные и прилагательные в речи; правильно писать сложные слова; писать слова под диктовку учителя, применяя изученные нормы письменной речи. Выделять соединительные гласные в сложных словах, правильно записывать сложные слова, приводить собственные примеры сложных слов с предложенными корнями, составлять сложные слова (существительные и прилагательные) по значению слова. | Уметь находить в слове два коня. Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной. Уметь образовывать сложные слова. Уметь распознавать сложные слова, употреблять их в речи. Распознавать существительные и прилагательные. Читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Регулятивные УУД: Участвовать в работе группы; распределять ра-боту в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Коммуникативные УУД: Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы и приёмы действий. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. | |
Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках | Объяснять слитное и раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; видеть в речи слова с приставками, слова с предлогами. Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; находить значимые части слова. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня; иметь представление о значении приставок в словообразовании; анализировать состав слова | Уметь писать слова с безударной гласной в приставках Выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; переносить слова с удвоенной согласной; подбирать слова к предложенным схемам; разбирать по составу доступные слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Познавательные УУД: Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | |
Разделительные твердый и мягкий знаки | Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъ и ь. Обозначать мягкость согласных на письме; делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить. Видеть в словах приставки; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил; правильно писать слова с приставками, образовывать слова с приставками.Без ошибок записывать текст под диктовку учителя с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации. Обозначать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки. | Знать способы обозначения звука [й] на письме Уметь писать слова с разделительными ъ и ь Обозначать мягкость согласных на письме; делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
Части слова. Основа и окончание слова | Называть части слова; определять их роль в слове; составлять схему слова; находить схемы к предложенным учителем словам, проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; изменять форму слова. Писать слова с изученными орфограммами.Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму; проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; сравнивать, анализировать состав слова. | Знать понятия «окончание», «основа» Уметь находить в слове окончание и основу; проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; сравнивать, анализировать состав слова. Соотносить слово со схемой, приводить примеры слов к предложенным учителем схемам. | Участвовать в работе группы; распределять ра-боту в группе. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | |
Части слова. Суффикс | Выделять суффикс в словах, графически верно его обозначать; соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается один и тот же суффикс; образовывать с помощью суффиксов новые слова. | Знать роль суффикса в слове. Уметь находить суффикс в слове. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные УУД: Оценивать собственную успешность выполнения заданий. | |
Разбор слова по составу | Сравнивать, анализировать состав слова; применять алгоритм разбора слов по составу; разбирать по составу доступные слова; правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, имена собственные, слова с удвоенной согласной. Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; разбирать слова по составу; определение правильно разобранного по составу слова; соотнесение слова и схемы. | Знать порядок разбора слова по составу. Уметь разбирать слова по составу. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. | Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
Части речи в русском языке | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. | Знать понятие «части речи». | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | |
Имя существительное как часть речи | Называть признаки имени существительного как части речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. Ставить вопросы к словам; находить в предложении существительные; выделять из предложения словосочетания с одним и тем же главным словом; различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; объяснять выбор написания слов с изученными орфограммами. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Пользоваться приемами распознавания рода имен существительных по окончаниям слов; определять начальную форму имен существительных; определять род имен существительных; находить и выделять окончание в слове.Изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных; находить и выделять окончание в слове; определять род имён существительных; писать слова с непроверяемыми написаниями. | Уметь распознавать имена существительные Знать роль существительных в речи Уметь различать одушевленные и неоду шевлённые имена существительные; существительные по родам Знать родовые окончания имен существительных Уметь образовывать имена существительные множественного числа Знать окончания имен существительных во единственном и во множественном числе. Уметь выполнять морфолог. разбор имен существительных | Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Познавательные УУД: Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | |
Словообразование имен существительных | Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Распознавать имена существительные в речи; образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением; объяснять роль суффиксов в словообразовании; проводить морфологический разбор и разбор по составу имен существительных. Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. Составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи; письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание; на практике применять изученные орфографические правила. Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи; письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание; на практике применять изученные орфографические правила. Распознавать имена существительные в речи; образовывать имена существительные; проводить морфологический разбор и разбор по составу имен существительных. | Уметь образовывать имена существительные с помощью суффиксов Уметь образовывать существительные от основ существительных и глаголов. Уметь составлять текст с использованием существительных Уметь разбирать имена существительные Уметь письменно пересказывать текст. Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. Находить имена существительные в тексте; находить имена существительные среди однокоренных слов; образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | Участвовать в работе группы; распределять ра-боту в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | |
Местоимение как часть речи | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Записывать предложения с местоимениями под диктовку учителя. Писать предлоги с местоимениями раздельно; находить личные местоимения в тексте; заменять имена существительные местоимениями; склонять личные местоимения; составлять предложения с использованием местоимений; правильно оформлять предложения на письме. Применять местоимения в устной и письменной речи; составлять и записывать небольшой текст, применяя изученные правила орфографии; раздельно писать местоимения с предлогами. Правильно строить предложения с различными частями речи. | Уметь распознавать местоимения в речи Уметь писать местоимения с предлогами. Уметь разбирать местоимения. Уметь составлять текст с местоимениями Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь работать над ошибками. Находить местоимения в тексте, а также в предложенном наборе слов; определять изученные грамматические признаки местоимений; заменять существительные местоимениями, подходящими по смыслу. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные УУД: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач Коммуникативные УУД: Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы и приёмы действий. | |
Имя прилагательное как часть речи | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу; распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. Различать имена прилагательные среди других частей речи по вопросу и значению; согласовывать имя прилагательное и имя существительное; составлять словосочетания и предложения с предложенными учителем именами прилагательными. Называть признаки имени прилагательного (проводить морфологический разбор); согласовывать имя прилагательное и имя существительное; составлять словосочетания и предложения с предложенными учителем именами прилагательными. | Знать определение имени прилагательного. Уметь устанавливать связь существительного с прилагательным Уметь выполнять морфологический разбор прилагательного | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема) Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | |
Правописание безударных гласных в окончаниях | Распознавать имена прилагательные в тексте; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен существительных и прилагательных, правильно писать родовые окончания, разбирать прилагательные по составу. Записывать словосочетания под диктовку учителя. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать синоним к данному имени прилагательному. Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Знать родовые окончания имен прилагательных Уметь проверять окончания прилагательных по вопросу Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | |
Разбор имен прилагательных по составу | Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. Различать текст-повествование и текст-описание. Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. Разбирать по составу имена прилагательные; соотносить слова с предложенными схемами; подбирать однокоренные слова; образовывать имена прилагательные от существительных; группировать прилагательные с одинаковыми суффиксами. Выделять в предложении словосочетания «прил. + сущ.», ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному; отличать имена прилагательные от других частей речи; анализировать изученные языковые явления. | Уметь определять значение суффиксов Уметь выделять значимые части слова. Уметь составлять связный текст по опорным словам Уметь применять ЗУН на практике Уметь писать текст под диктовку Уметь находить и исправлять ошибки | Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | |
Глагол как часть речи | Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов; распознавать глаголы в тексте; устанавливать их связь с именами существительными; правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. | Знать определение глагола Уметь изменять глаголы по временам Уметь изменять глаголы прошедшего времени по родам Уметь изменять глаголы по числам | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | |
Правописание частицы не с глаголами | Формулировать правило написания частицы не с глаголами; раздельно писать частицу не с глаголами; приводить примеры глаголов, которые без не не употребляются; изменять глаголы по числам, родам и временам. | Знать правописание частицы не с глаголами Уметь писать частицу не с глаголами | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | |
Неопределенная форма глагола | Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную; изменять глаголы по временам, родам (в единственном числе прошедшего времени) и по числам. Подбирать неопределенную форму к глаголам, употребленным в тексте; задавать вопросы к словам; употреблять ь после шипящих на конце глаголов; образовывать глаголы настоящего и будущего времени; раздельно писать частицу не с глаголами; правильно употреблять глаголы в письменной и устной речи. Письменно воспроизводить прочитанный ранее текст; составлять план текста; правильно оформлять текст на письме. Без ошибок записывать текст под диктовку учителя с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации. Обозначать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки. Выделять глаголы в предложенном учителем тексте. Определять изученные грамматические признаки глагола. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | Знать понятие неопределенной формы глагола Уметь писать ь на конце глаголов неопределенной формы Уметь образовывать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Уметь выделять значимые части слова Уметь передавать содержание текста. Уметь применять ЗУН на практике Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами Уметь находить и справлять ошибки | Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Коммуникативные УУД: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | |
Наречие как часть речи | Анализировать текст с преимущественным употреблением наречий; распознавать наречия в тексте; устанавливать их связь с глаголами; правильно употреблять наречия в устной и письменной речи. | Знать определение наречия. Уметь устанавливать связь наречия с глаголом | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания | Различать виды предложений по цели высказывания. Накапливать опыт постановки логического ударения; различать слово, словосочетание и предложение; правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения); составлять схемы предложений; находить грамматическую основу предложения. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. | Уметь различать предложения по цели высказывания. Уметь ставить логическое ударение. Уметь различать предложения по интонации. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | |
Главные и второстепенные члены предложения | Разделять текст на предложения; распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл; находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами; объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически; устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой. | Знать определение подлежащего и сказуемого. Уметь находить в предложении главные и члены предложения Знать понятие о второстепенных членах предложения. Уметь составлять схемы предложений Знать понятие распространенное и нераспространенное предложение Уметь выполнять синтаксический разбор предложения. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема) Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | |
Предложения с однородными членами | Конструировать предложения с однородными членами. Распознавать в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления, составлять предложения по схемам; правильно объединять слова в предложении; ставить запятую в предложениях с однородными членами. Правильно произносить предложения с интонацией перечисления; видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и); осознавать роль знаков препинания в письменном общении; составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи. | Знать понятие однородных членов предложения. Уметь находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые Уметь ставить запятую в предложениях с однородными членами Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и); осознавать роль знаков препинания в письменном общении; составлять предложения Уметь излагать текст | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | |
Простые и сложные предложения | Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении; составлять схемы сложных предложений; различать в тексте сложные и простые предложения. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. | Знать понятие простого и сложного предложения. Уметь ставить запятую в сложном предложении Уметь различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения и ставить в них запятую Уметь разбирать простое и сложное предложен. Уметь излагать текст Уметь применять ЗУН на практике Уметь находить и исправлять ошибки | Выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Участвовать в работе группы; распределять ра-боту в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. | |
Повторение | Без ошибок списывать текст, находить орфограммы в словах; графически объяснять выбор написания; находить корень в слове, подбирать однокоренные слова. Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил. Без ошибок списывать текст, находить орфограммы в словах; графически объяснять выбор написания; находить корень в слове, подбирать однокоренные слова. Накапливать опыт нахождения орфограммы в словах, определения правила написания и применять их на практике Накапливать опыт работы со словарями и энциклопедиями | Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь видеть в словах изученные орфограммы, разбирать слова по составу Уметь списывать текст без ошибок Уметь находить и исправлять ошибки Владеть способами контроля и оценки знаний | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Слово. Текст. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. Знакомство с жанрами письма. Что мы знаем о тексте. Типы текстов описание, рассуждение и их особенности. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли. Что мы знаем о слове, предложении, тексте. Понимание учебного текста. План текста. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. Контрольное списывание в соответствии с изученными правилами. Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Развитие умения писать заглавную букву в словах. Повторение алфавита. Диктант -1 ч Списывание -1ч | 9 |
Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из «деформированного» предложения | 3 |
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова). Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах и графически обозначать орфограмму. Понятие об удвоенных согласных буквах. Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне (формирование орфографической зоркости). Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне. Определение качественной характеристики звука. Проверочная работа -2 ч | 9 |
Непроизносимые согласные в корне слова | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение правила написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Установление соотношения звукового и буквенного состава. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» (формирование орфографической зоркости). Правописание проверяемых согласных. Развитие речи. Творческая работа. Проверочная работа -1 ч Диктант -1 ч | 9 |
Безударные гласные в корне слова | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. Развитие умения видеть в словах орфограммы безударные гласные. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне (формирование орфографической зоркости) Проверочная работа -1 ч | 5 |
Сложные слова и их правописание | Знакомство с понятием «Сложные слова». Соединительные гласные о и е в сложных словах. Образование сложных слов. Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. Употребление в речи и правописание сложных слов. Проверочная работа -1ч Свободный диктант-1 ч Словарный диктант-1 ч | 6 |
Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках | Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. Использование орфографического словаря. Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 4 |
Разделительные твердый и мягкий знаки | Звук [й] и его обозначение на письме. Правило написания разделительного ь и ъ Правописание слов с разделительными ъ и ь. Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Проверочная работа -1 ч Диктант -1 ч | 5 |
Части слова. Основа и окончание слова | Понятие об окончании и основе слова. Развитие умения находить в слове окончание и основу. Как найти в слове основу. Развитие умения находить в словах окончание и основу. | 4 |
Части слова. Суффикс | Суффикс и его роль в слове. Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 2 |
Разбор слова по составу | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. Упражнения в разборе слов по составу. Упражнения в разборе слов по составу. Проверочная работа -1 ч Списывание -1 ч | 4 |
Части речи в русском языке | Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
Имя существительное как часть речи | Определение имени существительного. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Роль имен существительных в речи. Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена существительные в речи. Значение и употребление. Имена существительные мужского, среднего и женского рода Род – постоянный признак имен существительных. Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. Изменение имен существительных по числам. Образование множественного числа имен существительных. Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. Морфологический разбор имени существительного. | 10 |
Словообразование имен существительных | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. Образование имен существительных. Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами. Разбор имен существительных по составу. Проверочная работа -1 ч | 7 |
Местоимение как часть речи | Понятие о местоимении. Личные местоимения. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. Роль личных местоимений в речи. Закрепление знаний о местоимении. Разбор местоимения как части речи. Проверочная работа -1 ч Свободный диктант -1 ч | 6 |
Имя прилагательное как часть речи | Определение имени прилагательного. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Значение и употребление имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Разбор имени прилагательного как части речи. | 3 |
Правописание безударных гласных в окончаниях | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Диктант -1 ч | 5 |
Разбор имен прилагательных по составу | Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу. Проверочная работа -1 ч | 3 |
Глагол как часть речи | Определение глагола как части речи, его значение и употребление. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Изменение глагола по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Изменение глаголов по числам. | 4 |
Правописание частицы не с глаголами | Употребление частицы не с глаголами, её значение. Правило написания частицы не с глаголами. Развитие умения писать частицу не с глаголами. | 2 |
Неопределенная форма глагола | Понятие о неопределенной форме глагола. Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. Развитие речи. Составление плана к данному тексту. Образование форм времени от неопределенной формы глагола. Морфологический разбор глагола. Проверочная работа -1 ч Диктант -1 ч Контрольное изложение -1 ч | 7 |
Наречие как часть речи | Понятие о наречии. Значение и употребление в речи. | 1 |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания | Виды предложений по цели высказывания, их различение. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 3 |
Главные и второстепенные члены предложения | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Упражнение в нахождении главных членов предложения, установление связи между словами в словосочетании и предложении. Понятие о второстепенных членах предложения. Составление схем предложения и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространенные. Разбор предложений. Словарный диктант -1 ч | 5 |
Предложения с однородными членами | Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнение в нахождении и самостоятельном составлении предложений с однородными членами предложений без союзов и их графическом обозначении. Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Свободный диктант -1 ч | 6 |
Простые и сложные предложения | Понятие о простом и сложном предложении, их различение. Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. Разбор простого и сложного предложений. Создание собственных текстов. Описание. Проверочная работа -1ч | 5 |
Повторение | Диктант -1 Промежуточная аттестация контрольный диктант с грамматическим заданием 1 ч | 12 |
Календарно-тематическое планирование
по учебнику Русский язык для 3 класса. В двух частях (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: Баласс, 2013.)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Календарные сроки | Примечание | |
Плани руемые сроки | Факти ческие сроки | |||||
9 ч. | Раздел 1. Слово. Текст. | |||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. Знакомство с жанрами письма и поздравления. | 1 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. | |||
2 | Что мы знаем о тексте. Типы текстов описание, рассуждение и их особенности. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли. | 1 | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | |||
3 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. Понимание учебного текста. План текста. | 1 | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. | |||
4 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Группировать слова с изученными орфограммами. | |||
5 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание в соответствии с изученными правилами. | 1 | Списывать печатный текст. Находить в словах изученные орфограммы, объяснять выбор написания слов. | |||
6 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1 | Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. | |||
7 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Повторение алфавита. | 1 | Запись сов с изученными орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | |||
8 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Повторение алфавита. | Запись сов с изученными орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | ||||
9 | Проверочный диктант № 1 в соответствии с изученными правилами. | 1 | Наблюдать за написанием слов. Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать диктант. | |||
3 ч. | Раздел 2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | |||||
10 | Анализ диктанта. Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова. Правописание чередующихся согласных в корне. | 1 | Знакомство с понятием «чередование согласных звуков в корне». Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. | |||
11 | Входная контрольная работа. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. | |||
12 | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из «деформированного» предложения. | 1 | Составление связного текста из «деформированного» предложения | |||
9 ч | Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные | |||||
13 | Правописание парных звонких и глухих согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова) | 1 | Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. | |||
14 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. | |||
15 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах и графически обозначать орфограмму | 1 | Упражнение в написании сов с изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм. | |||
16 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» | 1 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографичес-кие ошибки | |||
17 | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Понятие об удвоенных согласных буквах | 1 | Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. | |||
18 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне (формирование орфографической зоркости) | 1 | Упражнение в написании сов с изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм | |||
19 | Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне. Определение качественной характеристики звука. | 1 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, | |||
20 | Творческая работа. Создание собственного текста со словами с удвоенной согласной буквой в корне. | 1 | Правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфогра- фические ошибки. | |||
21 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» | 1 | Правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний | |||
9 ч | Непроизносимые согласные в корне слова | |||||
22 | Анализ ошибок. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | 1 | Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов | |||
23 | Применение правила написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | 1 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфогра- фические ошибки | |||
24 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Установление соотношения звукового и буквенного состава. Определение качественной характеристики звука. | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограм- мами, устанавливать несоответствие произно- шения и написания. | |||
25 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Определение качественной характеристики звука. | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограм- мами, устанавливать несоответствие произно- шения и написания. | |||
26 | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» (формирование орфографической зоркости) | 1 | Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | |||
27 | Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограм- мами, устанавливать несоответствие произно- шения и написания | |||
28 | Анализ проверочной работы, работа над ошибками. Правописание проверяемых согласных. Развитие речи. Творческая работа. Сочинение по опорным словам. ( Текст описание) | 1 | Писать сочинение, по опорным словам, с изучен- ными орфограммами. | |||
29 | Контрольный диктант № 1 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфогра- фические ошибки | |||
30 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Обобщение знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфогра- фические ошибки | |||
5 ч | Раздел 5. Безударные гласные в корне слова | |||||
31 | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 1 | Ставить ударение в словах, выделять корень. Из предложенных слов выбирать только те, в которых две безударные гласные в корне | |||
32 | Развитие умения видеть в словах орфограмму «Безударные гласные в корне слова» | 1 | Обозначать орфограмму в словах, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. | |||
33 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне (формирование орфографической зоркости) | 1 | Находить в словах изученную орфограмму по их опознавательным признакам, правильно писать слова. | |||
34 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 1 | Находить в словах изученную орфограмму по их опознавательным признакам, правильно писать слова. | |||
35 | Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | 1 | Объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил | |||
6 ч | Раздел 6. Сложные слова и их правописание | |||||
36 | Работа над ошибками.Знакомство с понятием «Сложные слова» | 1 | Знакомство с понятием «соединительная гласная» «сложное слово». Нахождение сложных слов в тексте | |||
37 | Соединительные гласные о и е в сложных словах | 1 | Наблюдение над написанием сложных слов. Письмо с комментированием и под диктовку, разбор слов по составу. | |||
38 | Образование сложных слов. | 1 | Применять на практике правило написания сложных слов с соединительной гласной. | |||
39 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р. Свободный диктант №1 | 1 | Применять на практике правило написания сложных слов с соединительной гласной. | |||
40 | Сложные слова – имена сущест-вительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. Контроль ный словарный диктант № 1. | 1 | Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). | |||
41 | Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» | 1 | Находить в словах изученную орфограмму по их опознавательным признакам, правильно писать слова. | |||
4 ч | Раздел 7. Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках | |||||
42 | Анализ ошибок. Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги | |||
43 | Приставки про- и пра-, по- и па-,их правописание. Использование орфографического словаря. | 1 | Соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; видеть в речи слова с приставками, слова с предлогами. | |||
44 | Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? | 1 | Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками | |||
45 | Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня. | |||
5 ч | Раздел 8. Разделительные твердый и мягкий знаки | |||||
46 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правило написания разделительного ь и ъ | 1 | Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками | |||
47 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | 1 | Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы, правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить | |||
48 | Проверочная работа № 6 по теме «Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь» | 1 | Видеть в словах приставки; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил; правильно писать слова с приставка ми, образовывать слова с приставками | |||
49 | Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ | 1 | Обозначать мягкость согласных на письме; делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить. | |||
50 | Контрольный диктант № 2 по теме: «Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь» | 1 | Обозначать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки. | |||
4 ч | Раздел 9. Части слова. Основа и окончание с07лова | |||||
51 | Анализ ошибок. Понятие об окончании и основе слова | 1 | Проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; изменять форму слова. | |||
52 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 | Упражнение в выделении основы и окончаний в словах. Проводить разбор слов по составу | |||
53 | Как найти в слове основу | 1 | Подбирать однокоренные слова; сравнивать, анализировать состав слова | |||
54 | Развитие умения находить в словах окончание и основу | 1 | Соотносить слово со схемой, приводить примеры слов к предложенным учителем схемам. | |||
2 ч | Раздел 10. Части слова. Суффикс | |||||
55 | Суффикс и его роль в слове | 1 | Соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается один и тот же суффикс | |||
56 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | 1 | Образовывать с помощью суффиксов новые слова. | |||
4 ч | Раздел 11. Разбор слова по составу | |||||
57 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | Применять алгоритм разбора слов по составу; разбирать по составу доступные слова | ||||
58 | Упражнения в разборе слов по составу. Контрольное списывание | Правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, имена собственные, слова с удвоенной согласной | ||||
59 | Упражнения в разборе слов по составу. Анализ ошибок. | Разбирать слова по составу; определение правильно разобранного по составу слова; соотнесение слова и схемы. | ||||
60 | Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Суффикс. Разбор слова по составу» | Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; разбирать слова по составу; определение правильно разобранного по составу слова; соотнесение слова и схемы. | ||||
1 ч | Раздел 12. Части речи в русском языке | |||||
61 | Анализ ошибок. Части речи в русском языке. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. | |||
10ч | Раздел 13. Имя существительное как часть речи | |||||
62 | Определение имени существительного. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. | 1 | Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. | |||
63 | Значение и употребление имен существительных в речи. | 1 | Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных | |||
64 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | 1 | Различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; объяснять выбор написания слов с изученными орфограммами. | |||
65 | Имена существительные в речи. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 1 | Определять начальную форму имени существительного. | |||
66 | Имена существительные мужского, среднего и женского рода | 1 | Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). | |||
67 | Род – постоянный признак имен существительных. Различение имен существительных мужского, среднего и женского рода. | 1 | Определять начальную форму имен существительных; определять род имен существительных; находить и выделять окончание в слове. | |||
68 | Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода | 1 | Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологи- ческий разбор). | |||
69 | Изменение имен существительных по числам | 1 | Определять начальную форму имен существительных; находить и выделять окончание в слове; определять род имён существительных | |||
70 | Образование множественного числа имен существительных. | 1 | Определять существенные признаки имён существительных. Изменять существительные по числам | |||
71 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных; находить и выделять окончание в слове; определять род имён существительных. | |||
7 ч | Раздел 14. Словообразование имен существительных | |||||
72 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | Осознавать значимость использования таких слов для успешного общения | ||||
73 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке | Образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением; | ||||
74 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов с помощью суффиксов. | Проводить морфологический разбор и разбор по составу имен существительных. | ||||
75 | Образование однокоренных имен существительных с помощью суффиксов. Сочинение сказки с использованием имен существительных | Составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи; письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание; на практике применять изученные орфографические правила | ||||
76 | Развитие речи. Обучающее подробное изложение «Мурлыка». | Составлять текст по плану, точно употреблять слова в речи, на практике применять изученные орфографические правила. | ||||
77 | Разбор имен существительных по составу | Проводить разбор по составу имен существительных | ||||
78 | Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» | Проводить морфологический разбор и разбор по составу имен существительных | ||||
6 ч | Раздел 15. Местоимение как часть речи | |||||
79 | Анализ ошибок. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений | |||
80 | Значение и употребление личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение-повествование «О себе» | 1 | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями | |||
81 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание предлогов с местоимениями | 1 | Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. | |||
82 | Закрепление знаний о местоимении. Развитие речи. Свободный диктант № 2 | 1 | Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. | |||
83 | Разбор местоимения как части речи | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. | |||
84 | Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений | |||
3 ч | Раздел16. Имя прилагательное как часть речи | |||||
85 | Анализ ошибок. Определение имени прилагательного. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. | 1 | Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Уточнять роль имён прилагательных в речи | |||
86 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Изменение прилагательных по родам и числам. Связь имен прилагательных с именами существительными. | 1 | Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Группировать слова по заданному признаку. Составление словосочетаний с именами прилагательными. | |||
87 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 | Определение существенных признаков имён прилагательных. Знакомство с алгоритмом разбора имён прилагательных. | |||
5 ч | Раздел 17. Правописание безударных гласных в окончаниях | |||||
88 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 1 | Наблюдение за изменением имён прилагательных единственного числа по родам. | |||
89 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | 1 | Упражнения в проверке правописания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | |||
90 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. Наблюдение за использованием в речи антонимов. | 1 | Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. | |||
91 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Наблюдение за использованием в речи синонимов. | 1 | Правильно писать буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных, графически обозначать изученные орфограммы. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. | |||
92 | Проверочный диктант № 2 по теме «Имя прилагательное» | 1 | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | |||
3 ч | Раздел 18. Разбор имен прилагательных по составу | |||||
93 | Анализ ошибок. Словообразование имен прилагательных | 1 | Уметь определять значение суффиксов | |||
94 | Разбор имен прилагательных по составу | 1 | Уметь выполнять разбор прилагательного. | |||
95 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | |||
4 ч | Раздел 19. Глагол как часть речи | |||||
96 | Анализ ошибок. Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. | 1 | Распознавать глаголы. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. | |||
97 | Изменение глагола по временам | 1 | Наблюдать за ролью глаголов в речи Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. | |||
98 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола | |||
99 | Изменение глаголов по числам | 1 | Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | |||
2 ч | Раздел 20. Правописание частицы не с глаголами | |||||
100 | Употребление частицы не с глаголами, её значение. Правило написания частицы не с глаголами | 1 | Правильно писать глаголы с частицей не | |||
101 | Развитие умения писать частицу не с глаголами | 1 | Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм | |||
7 ч | Раздел 21. Неопределенная форма глагола | |||||
102 | Понятие о неопределенной форме глагола | 1 | Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. | |||
103 | Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы | 1 | Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. | |||
104 | Развитие речи. Контрольное изложение. Составление плана к данному тексту | 1 | Уметь передавать содержание текста. Уметь применять ЗУН на практике | |||
105 | Анализ ошибок. Образование форм времени от неопределенной формы глагола | 1 | Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. | |||
106 | Контрольный диктант № 3 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголами» | 1 | Уметь применять ЗУН на практике | |||
107 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи | |||
108 | Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголами» | 1 | Уметь применять ЗУН на практике | |||
1 ч | Раздел 22. Наречие как часть речи | |||||
109 | Понятие о наречии. Значение и употребление в речи. | 1 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте наречия по вопросу. Наблюдать за ролью наречий в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением наречий | |||
3 ч | Раздел 23. Предложение. Виды предложений по цели высказывания | |||||
110 | Виды предложений по цели высказывания, их различение. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. | 1 | Различать виды предложений по цели высказывания. Уметь ставить логическое ударение. | |||
111 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Различение предложений по эмоциональной окраске. | 1 | Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. | |||
112 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | Уметь различать предложения по интонации | |||
5 ч | Раздел 24. Главные и второстепенные члены предложения | |||||
113 | Грамматическая основа предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | 1 | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения | |||
114 | Упражнение в нахождении главных членов предложения, установление связи между словами в словосочетании и предложении. | 1 | Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов | |||
115 | Понятие о второстепенных членах предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения | |||
116 | Составление схем предложения и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространенные | 1 | Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения | |||
117 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант № 2. | 1 | Уметь применять ЗУН на практике | |||
6 ч | Раздел 25. Предложения с однородными членами | |||||
118 | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | Знать понятие однородных членов предложения. | |||
119 | Упражнение в нахождении и самостоятельном составлении предложений с однородными членами предложений без союзов и их графическом обозначении | 1 | Уметь находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые Уметь ставить запятую в предложениях с однородными членами | |||
120 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. | 1 | Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. | |||
121 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. | |||
122 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | 1 | Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами | |||
123 | Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Развитие речи. Свободный диктант № 3 | 1 | Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами | |||
5 ч | Раздел 26. Простые и сложные предложения | |||||
124 | Понятие о простом и сложном предложении, их различение. | 1 | Составлять из двух простых предложений одно сложное | |||
125 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 1 | Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. | |||
126 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | 1 | Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью | |||
127 | Разбор простого и сложного предложений | 1 | Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя | |||
128 | Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» | 1 | Уметь применять ЗУН на практике | |||
12ч | Раздел 27. Повторение | |||||
129 | Анализ ошибок. Повторение знаний о предложении, тексте. Создание собственных текстов. Описание. | 1 | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. Уметь видеть в словах изученные орфограммы, разбирать слова по составу Владеть способами контроля и оценки знаний Уметь находить и исправлять ошибки | |||
130 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | ||||
131 | Промежуточная аттестация контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||||
132 | Анализ ошибок. Повторение изученных орфограмм и состава слова | 1 | ||||
133 | Повторение знаний о предложении, тексте. | 1 | ||||
134 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
135 | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение. | 1 | ||||
136 | Повторение по теме «Типы текстов: описание, рассуждение, их особенности» | 1 | ||||
137 | Экскурсия в ближайшее почтовое отделение «Оформление почтового адреса» | 1 | ||||
138 | Экскурсия в парк. Создание мини-сочинений об увиденном. | 1 | ||||
139 | Экскурсия в библиотеку «Практическое использование алфавита» | 1 | ||||
140 | Экскурсия в библиотеку «Справочная и энциклопедическая литература» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)
Рабочая программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...
Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс
Пояснительная записка по русскому языку 2 класс по программе курса "Русский язык" под редакцией Н.В.Нечаевой...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс
Разработана с учетом ФГОС...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс
Рабочая программа по предмету "Русский язык" Канакина ("Школа России")...