Урок русского языка в 3 классе по теме " Правописание слов с разделительным твердым знаком"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок объяснения нового материала,в конспекте представлены задания для детей по уровням.,групповая работа по составлению алгоритма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tverdyy_znak.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №17
Открытый урок русского языка
по теме
«Правописание слов с разделительным твердым знаком»
( « Школа России»)
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ-СОШ №17
Каюшкина Татьяна Валентиновна
город Клин
Цель: формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком
Задачи:
Образовательные:
развить умение писать слова с разделительным Ъ знаком,
научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ,
научить образовывать однокоренные слова с ъ знаком,
развивать орфографическую зоркость,
обеспечивать более прочное усвоение знаний;
Развивающие:
развитие логики, мышления,
закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.
Воспитательные:
формирование интереса к русскому языку,
способствовать воспитанию саморазвивающейся личности,
развивать умение детей работать в коллективе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь гостям. Вот видите и они вам улыбнулись . Повернитесь теперь ко мне лицом. Разотрите свои ладошки. Потерли? Приложите ладошки к своим щечкам, чувствуете тепло? Положите свои ладошки на ладошки соседа, пожелайте друг другу успеха, удачи, старания.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Тихо сядьте.
2. Актуализация опорных знаний
- Откроем тетради, запишем число, классная работа. (проверьте посадку при письме)
-Чистописание:
-Вспомните, какие буквы русского языка не обозначают звуков?
-Запишите строчку ,чередуя твердый знак и мягкий знак.
- Спишите слова с твердым знаком, обращайте внимание на соединения букв
( письмо, коньки, съел, подъехал, объехал)
-Какие слова вы записали? Подчеркните в словах Ъ знак.
-Повторение:
-Вспомните, над какой темой мы работали с вами на прошлых уроках? ( о приставках и предлогах)
-Что такое приставка? Для чего она служит?
- А что такое предлог?
-Как предлоги пишутся со словами, перед какими частями речи предлоги никогда не пишутся? (глаголами)
-Спасибо! Молодцы! Не забыли за каникулы пройденный материал.
3. Изучение нового материала.
- Ребята, к нам на урок должен прийти сказочный персонаж. Но вам надо отгадать загадку, чтобы узнать этого героя.
Голосистый наш герой
Носит шпоры за собой.
Раньше зореньки встаёт,
Громко песенки поёт.
( Петух ) - Правильно, это Петух. Я думаю вы знаете, что 2017 год – это год Петуха. Наш гость пришел к нам на урок не с пустыми руками, а с одной интересной историей, которую велел мне вам прочесть. Сядьте ровненько и слушайте.
« Жил- был на свете мальчик Незнайкин .Он учился в 3 классе. Однажды на уроке русского языка оно писал диктант, и вот, что он написал «Кот с…ел всю сметану и побежал в под..езд »
-Ой! Ой! Ой! - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе нас на смех поднимут!»
- Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались. Есть ли у вас желание исправить ошибки, чтобы слова остались довольны?
-Где же ошибки? В каких словах что-то не так? ( называют)
- А вы все сможете безошибочно написать эти слова? Почему? ( дети высказывают свои мнения)
- Нет, не можем. Не знаем правило написания слов с разделительным Ъ знаком.
- Следовательно , можете ли вы определить над какой темой мы будем работать на уроке?
Написание слов с разделительным Ъ знаком
- Молодцы! Нам надо узнать, когда же пишется Ъ знак!
4. Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ знаком
-Ребята, а Петушок хочет ,чтобы вы образовали однокоренные слова при помощи корня –езд- и приставок вы-, пере-, при-, за-
- Запишите эти слова, выделите приставки.
( у доски работает один ученик)
-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто- то выполнил иначе?
-А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками с-, об-, в-, под-. Приставки выделите.
( один ученик на доске пишет)
- Давайте проверим правильность выполнения задания Петушка. Кто сделал ошибки? Кто верно написал?
(покажите сигналы)
- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое? Посмотрите на приставки! Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки : на гласную или согласную? После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?
-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный Ъ знак?
( разд.Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,е,ю,я)
-Откройте учебник на стр.134. Прочитаем правило (читаем хором)
- Верно ли мы сформулировали это правило?
-Прочитайте его еще раз себе. Расскажите его соседу по парте. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Дома вы его выучите наизусть.
- Сможете ли вы, ребята, исправить ошибки в диктанте мальчик Незнайкина?
( исправляем)
-« Съел, подъезд»
- Вывод: разделительный Ъ знак в слове - это орфограмма.
- Прочитайте правило на с.136,запомните его.
5. Здоровьесберегающая физминутка:
- Молодцы! Продолжаем наш урок.
6. Закрепление нового материла.
- Ой! Слышите страшное рычание? Это не серый ли волк здесь рыщет? Добычу себе ищет…
- Ребята, давайте узнаем по учебнику, что разозлило волка?
-c.135 №265 упражнение.
-( Прочтите стихотворение про себя, подготовьте выразительное чтение)!!!
- Читает ребенок.
- Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа)
- Петушок дает вам задание: выпишите из данного стихотворения слова с разделительным Ъ знаком. Выделите в них приставки, подчеркните Ъ и букву после него)
-( дети пишут слова: Разъярен, съесть ,съедобен, съеденья, съежась, объегорил)
(один ученик на доске)
- Встретились ли однокоренные слова?
7. Работа над развитием речи учащихся
- Какой частью речи является выделенное слов? (глагол) Поясните смысл этого слова.
- Объегорить - значит кого-то обмануть, обхитрить . А ну-ка, присмотритесь, к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор)
-Действительно, когда-то Егор был самым хитрым , и люди стали говорить про человека ,поступающего так же ,как Егор –«объегорил»
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
- Ребята, давайте покажем нашим гостям и Петушку насколько хорошо мы уяснили , когда в словах пишется Ъ, а когда он бывает не нужен.
- А нам надо составить алгоритм , который поможет вам быть грамотными и правильно писать слова с разделительным Ъ знаком.
- Вы поработаете группами. Я вам даю конверт, вам необходимо собрать алгоритм, ваши шаги, и приклеить их на листочек.
1) Рассмотреть слово.
2) Разобрать слово по составу.
3) Определить, есть ли в слове приставка.
4) На какую букву оканчивается?
5) С какой буквы начинается корень?
6) Сформулируйте правило
(Формулируют правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак)
-Какая схема у нас получилась?
( работают)
-Какая группа будет готова – поднимите дружно руки.
- Давайте сравним с эталоном.
- Молодцы! Спасибо вам!
9. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
- У каждого ребенка на парте лежат карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните задания в соответствии с алгоритмом , в конце урока вложите их в свои тетради
1 карточка.
1 уровень.
Спишите слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркните гласные после Ъ
Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить.
2 карточка.
II уровень.
Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.
По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол…
Оценю 2 чел.
3 карточка
3 уровень.
Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый и знак, гласную букву после него подчеркните:
Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление в газете, первый под…езд.
(работают)
- Хорошо, закончили работу, отложите карточки.
10. Рефлексия деятельности
- Наш урок подошел к концу. Чему же мы научились на уроке?
-Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока?
-Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал , дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку.
-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.
-Я думаю, что наши гости -учителя и Петушок остались довольны вашей работой, похлопаем себе!
11. Домашнее задание :
Выучить правила с.134,136 , с.135, Упр. 266 ,268( по выбору)
Спасибо всем за урок! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"
Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфографи...
урок русского языка 3 класс "Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком."
Урок представлен в технологии РКМЧП....
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"
Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание слов с разделительным твердым знаком"
Конспект урока русского языка в 3 классе программа «Школа России»Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным т...
Урок русского языка, 3 класс, по теме "Правописание слов с безударными гласными
Технологическая карта урока русского языка....
Урок русского языка 3 класс по теме "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ"
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с...