Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание слов с разделительным твердым знаком"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Конспект урока русского языка в 3 классе программа «Школа России»

Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком; уточнить и обобщить знания учащихся об орфограмме «разделительный твердый знак»; познакомить с правилом написания разделительного твердого знака в словах; обогащать речь учащихся через работу с фразеологизмам.

Планируемые результаты:

·        Предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущиеся с ъ и без ъ.

·        Личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина : «Просвещение», 2013; карточки для индивидуальной и групповой работы; конверты с заданиями для групповой работы, презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе программа «Школа России»

Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком; уточнить и обобщить знания учащихся об орфограмме «разделительный твердый знак»; познакомить с правилом написания разделительного твердого знака в словах; обогащать речь учащихся через работу с фразеологизмам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущиеся с ъ и без ъ.
  • Личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина : «Просвещение», 2013; карточки для индивидуальной и групповой работы; конверты с заданиями для групповой работы, презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, меня зовут, Татьяна Олеговна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.  Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Нам предстоит отправиться в дальнюю дорогу. Перед тем, как отправиться в путь, предлагаю вам потереть ладошки. Потерли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Возьмемся за руки и поделимся теплом друг с другом. И пусть на улице зима, но нас согреет тепло наших рук и сердец. А девиз нашего урока будет таким: «Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!».

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

12 мин

Вместе с нами в путешествие отправится Вася Непоседов.  Не удивляйтесь, что он одет не по погоде, ведь он живет в учебнике.

В лес по заснеженной тропинке мы пойдем,

И к новым знаниям, открытиям придем.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Пока мы записывали дату и классную работу, Вася Непоседов оказался далеко впереди нас. И неудивительно. Ведь он сам о себе говорит:

«Не успею приехать, спешу отъехать.

Когда нужно выяснить, сам же не даю объяснить.

Словно юла, норовлю все куда-нибудь съюлить.

От мороза я не съёжился,

Боюсь что-то важное пропустить!»

 Ребята, какие слова в стихотворении говорят о том, что Вася действительно непоседа? Давайте выпишем из этих высказываний глаголы, помогающие передать характер Васи. (1 учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).

отъехать

объяснить

съюлить

съёжился

– Озорной Вася забросал слова снежками. Посмотрите, в какую букву попали снежки? (В твердый знак.)

– Уберем снежки. Вы правы. А что вы знаете об этой букве, чем она особенна? (ъ не обозначает звука.)

– Ребята, а раз ъ звука не обозначает, может и необязательно его писать в слове?

– Прочтите слова без ъ. Изменилось ли произношение и смысл слов? (Слова исказились.)

– Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? (Твердый знак.)

– Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

– Легко ли допустить ошибку? (Да.)

– Значит, это орфограмма. Назовите её. (Разделительный твердый знак.)

– Ребята, сформулируйте, какова же будет главная цель нашего урока. (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

Записывать число. Анализировать. стихотворение. Характеризовать Ъ. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

6 мин

– Раскрыть секреты определения этой орфограммы помогут выписанные нами слова.

– Найдите и выделите в словах корень и приставку.

– Проверьте себя и выполните взаимопроверку тетрадей с товарищем. Представитель группы лучше других справившейся с заданием (правильно и быстрее других) выделяет корень и приставку в словах на доске.

– Какое место занимает в каждом из слов ъ? (Стоит между приставкой и корнем).

– После каких приставок пишется ъ? На какую букву, гласную или согласную, заканчиваются эти приставки? (Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.) Подчеркните согласные.

– Перед какими буквами корня стоит разделительный ъ? (Разделительный ъ стоит в словах перед гласными буквами е, ё, ю, я.) Подчеркните их.

– Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный твердый знак?

– А теперь проверим свои предположения по учебнику.

– Откройте учебник на с. 134. Прочтите правило.

– Верно ли мы сформулировали правило о написании ъ? (Верно.)

– Прочитайте правило еще раз и повторите про себя, воспользовавшись данной схемой.

– Расскажите правило соседу по парте.

Анализировать написанные слова.

Осуществлять самопроверку.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Читать правило.

Выявлять значение Ъ.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали? Сейчас я буду говорить вам слова, если в них присутствует разделительный твердый знак, то тогда вы хлопаете, если разделительный мягкий знак, то тогда вы присаживаетесь, а если нет ни разделительного твердого или мягкого знаков, то тогда вытягиваете руки вперед. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

13 мин

– Ребята, узнаем, что разозлило волка из упражнения 265, стр. 135.. (Чтение про себя). Прочитайте вслух.

– Почему волк страшно разъярен? (Он не может съесть ежа).

– Прочь, злодей, ежа не трогай!

Мы ежонку – на подмогу!

– Ребята, прочитайте 2-ую часть задания к упражнению. (Учащиеся читают хором.) Выполните, соблюдая инструкцию. (Учащиеся самостоятельно списывают упражнение, находят слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки, подчеркивают твердый знак и букву после него.)

Волк ужасно разъярён –

Съесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съёжась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

– Назовите однокоренные слова.. (Съесть, съедобен, съеденья.)

– Проверьте свою работу по эталону.

Какой частью речи является выделенное слово? (Это глагол.) В какой речи он чаще употребляется: разговорной или литературной? (Чаще в разговорной речи.)

– Поясните смысл этого слова, заменив его другими глаголами.

– Верно. Объегорить - означает кого-то обмануть, обхитрить. Присмотритесь к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор.)

– Действительно, когда-то Егор был самым хитрым, и люди стали говорить про человека, поступающего так же, как Егор - «объегорил».

– А вот и наш Вася, да прямо к волку:

«Ты что, волк, белены объелся? Ну, ладно, я на улаживании конфликтов собаку съел. Проси, серый, у ежа прощения! Подружитесь так, что вас и водой не разольешь!

– Как называются выделенные выражения? (Это фразеологизмы)

Хотите попробовать себя в роли языковедов? Тогда вооружитесь фразеологическими словарями. 1-ая группа выяснит и представит значение фразеологизма белены объелся, 2-ая группа пояснит фразеологизм собаку съел, а 3-ая группа расскажет о фразеологизме водой не разольешь. Работайте в группах, согласно алгоритму на листочках:

Обсудите в группе, что означает данное устойчивое выражение.

Выберите человека, который представит рассказ о фразеологизме.

Работая в группе, помните главное. (Учащиеся читают правило.)

(Выступление групп. Запись фразеологизмов в тетради.)

– В каком из выражений глагол отличается от других? Чем? (В фразеологизме водой не разольешь глагол пишется не с твердым, а с мягким разделительным знаком.)

– Почему в нем нужно писать не твердый разделительный знак, а мягкий? (Так как разделение звуков происходит не между приставкой и корнем.)

Ребята, давайте выясним, насколько хорошо мы уяснили, когда в словах пишется ъ. В каких словах на месте вопросительного знака следует писать ъ.  (Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают только слова с ъ)

(Учащиеся достают карточку со словами: об?ём, стул?я, про?езд, крыль?я, с?ел, об?едки, со?бирают, мурав?и, под?ёмный, с? ехал, сем?я, об?явил., с?езд, ноч?ю, из?явил.

Выполнять упражнение. Анализировать текст упражнения. Искать однокоренные слова. Самопроверка.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Работа в группах.

Анализировать фразеологизмы.

Выполнять упражнение на закрепление.

Личностные-

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - формировать умение управлять собственным эмоционально- волевым состоянием; удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; производить анализ, пошаговый и итоговый контроль собственной деятельности и деятельности партнеров.

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; планировать и эффективно осуществлять работу в группе; представлять результаты работы с информацией.

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, воспроизводить и применять необходимую учебную информацию; высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

Практ.: уст. и письм. упр.

5 мин

Подъем в гору – дело непростое. Но знания и упорство помогут нам.

Возьмите карточку-тест, выберите правильный ответ на каждый из вопросов.

После какой части слова пишется «ъ»?

а) после приставки

б) после корня

в) после суффикса

После каких приставок пишется «ъ»?

а) после всех приставок

б) после приставок, оканчивающихся гласной буквой

в) после приставок, оканчивающихся на согласную букву

Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, у, ы, э

б) е, ё, ю, я

в) о, е, у, ю

Проверьте себя по эталону на слайде. Снежинки покажут верные ответы.

– Молодцы! Уверена, теперь вы справитесь с написанием слов с разделительным твердым знаком.

Вот мы и на вершине. Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

Даже Вася Непоседов, тоже немало с нами потрудившись, понял очень важную истину. Дорисовав недостающие элементы в записи, вы сможете её прочесть. (Слайд 13)

(Учащиеся добавляя цветным карандашом недостающие в каждом элементе линии, получают буквы и читают русскую пословицу: «Всего света не изъездить»).

Скажите, а что помогло нам успешно совершить наше путешествие? (Наша дружная работа, знания, упорство, старательность…)

Давайте вспомним, с каким девизом мы отправились в путешествие. («Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!»)

 Какое отношение имеет девиз к теме урока? (Содержит слово с разделительным твердым знаком.)

– Какую учебную цель вы ставили в начале урока? (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

– Как вы считаете, достигнута ли поставленная цель?

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

1 мин

 Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите на горку улыбающийся смайлик , кто не совсем доволен собой, серьезный смайлик , а грустный смайлик выберет тот, кто не удовлетворен собой. (Прикрепляют к горе на доске выбранные смайлики, при этом высота прикрепления на горке смайлика, дополнительно информирует учителя о самооценке учащегося).

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Домашнее задание

1 мин

Давайте же определим маршрут спуска с горы. Два друга-, опытные лыжники, советуют ответственно подойти к выбору спуска. Каждому из вас предоставляется выбрать домашнее задание в соответствии со своими возможностями.

Те, ребята, кому по плечу скатиться с самой высокой горы, сочинит сказку о разделительном твердом знаке. Не забудьте «сдобрить» сказку словами с твердым знаком!

Горка пониже покорится тем ребятам, кто выполнит в тетради с печатной основой упражнение 189, вставив пропущенные буквы и слова .

А тем, кто пока не готов штурмовать крутые спуски, предстоит вставить, где нужно, ъ в словах на месте вопросительных знаков в рассказе лыжников.

Мы с товарищем вдвоём

Шли на лыжах на под?ём,

А потом с горы с?пускались,

Раз?езжались и с?езжались,

Об?езжали все пеньки,

До?езжали до реки.

А от речки от?езжали,

Снова к горке под?езжали,

Снова лезли на под?ём,

Чтобы с?ехать вниз потом.

– Всем желаю олимпийского упорства и выдержки.

– Ну вот, мы снова в своем классе. Благодарю всех за урок и желаю вам новых интересных путешествий и открытий в изучении русского языка!

Записывать домашнее задание.

Анализ урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...