Урок русского языка 3 класс по теме "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Попова Инна Викторовна

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфо-граммой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_udvoennymi_soglasnymi.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Дата

6 декабря 2022 г.                                          

Учитель

Попова Инна Викторовна

Класс

3

Предмет

Русский язык

Автор УМК

Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»)

Тема

Правописание слов с удвоенными согласными

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний о написании двойных согласных в словах

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфо-граммой

Личностные
результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы; проявляют интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Правописание удвоенных согласных в корне слова»; орфограмма, орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпический словарь


Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Волина В. В. Сказка «Про девочку Аллочку» // Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. С. 119.

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удвоенные согласные в корне слова.
URL: school-collection.edu.ru

4. Разноуровневые карточки, сигнальные карточки, таблица самооценки

5.Проектор, компьютер

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

 1 мин.

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

1 слайд

Приветствует учащихся.

Ребята, сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Давайте проверим, как вы сидите:

Руки! На месте,

Ноги! На месте,

Локти! У края.

Спинка! Прямая!

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя
 

II. Чистописание

3 мин.

Фронтальная, индивиду-альная.

Практический. Письмо

Записываем число, классная работа.

- Что вы можете рассказать о слове «ЧУВСТВО»? Сколько слогов в данном слове, букв, звуков? Почему меньше звуков, чем букв?

 – Выполните по образцу письмо слова «чувство».

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проводят звуко-буквенный анализ слова.

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Р. - выполнение пробного учебного действия

Правильное напи-
сание

 III. Создание проблемной
ситуации.

Постановка учебной задачи

2 мин

Фронтальная. Словесный.

Беседа. Монологические ответы

Целеполагание



2 слайд

Проблемный вопрос

– Молодцы, все отнеслись к минутке чистописания с чувством ответственности, поэтому и слово в тетрадях получилось аккуратным.  Оцените свою работу на листе оценивания.

Вид работы

Оценка

Минутка чистописания

Задание №1

 Игра «Кубик»

Задание № 2

Задание № 3

Задание №4

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. В словах есть орфограммы, с которыми мы уже работали, а какую орфограмму мы ещё не разбирали?

- Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

- Что вы сегодня хотите узнать о словах с удвоенными согласными?

- А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить? На каком уроке встречаются такие слова?

- Сегодня мы отправимся в город, который называется «Удвоенные согласные».    Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть  объектом исследований в этом городе? 

Какие орфограммы корня мы знаем? 

–Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? 
– О правописании парной  согласной? 
– О непроизносимой согласной? 

 Как проверить написание слов с удвоенной согласной?

– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? 
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? 

– А какие цели мы должны перед собой поставить? 

Слушают учителя,
читают данные для наблюдения предложения, анализируют предложения, отвечают на поставленные вопросы. Сравнивают слова с различными видами орфограмм.

Высказывают свои
варианты формули-ровок темы и цели урока

Отвечают на вопросы.

Слова с удвоенными согласными.

Пр. – узнают слова с изу-ченными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний.

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ,
сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы,
формулируют их.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи.

К – участвуют в диалоге, общей беседе.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка



Фронтальный.

Ответы на вопросы
учителя

Заполнение листа самоконтроля

 IV. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Работа с тео-ретическим материалом (учебник, с. 121

Рабочая тетрадь стр.67)

Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа

Проблемный вопрос

3 слайд

4 слайд

Прочитайте предложения
в упражнении 233. Какое явление русского языка проиллюстрировано в этих предложениях?

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие? 

– Выпишите слова с удвоенными согласными.

– Прочитайте предложение
в упражнении 161 в рабочей
тетради. Выделенные слова иллюстрируют одну и ту же
орфограмму или разные орфо-граммы?

Каким образом  мы на слух определяем написание удвоенных согласных? 

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? 

А как же тогда найти выход из ситуации? 

– Есть ли орфографическое правило, которым надо руководствоваться при написании слов с удвоенной согласной?

На данном этапе урока воз-
можно знакомство со сказкой
В. Волиной «Про девочку Аллочку» (см. ресурсный материал
к занятию)

Читают предложенный в учебнике теоретический материал. Слушают вопросы учителя и формулируют свои ответы, опираясь на прочитанный текст

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе
с этой орфограммой.

П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Р – овладевают способами решения учебной задачи

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.


К- обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.


Фронтальный.

Ответы
на вопросы
(с целью проверки правиль-ности пони-мания теоретического материала)

2. Работа
электронному приложению к учебнику

Работа в парах Чтение. Беседа.

 5 слайд

– Откройте в электронном приложении раздел 7, тему «Удвоенные согласные», найдите упражнение1 и выполните его в паре. Оцените свою работу.

Читают слова, выясняют их лексические значения. При необходимости пользуются толковым словарем.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач; осуществляют логические действия при решении практических задач.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера
в общении и взаимодействии

Фронтальный. Ответы на вопросы.

Правильное произношение
и толкование данных слов

Заполнение листа самоконтроля

Физминутка

Коллективная. Практический 

Игра "Поймай слово".

- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки.

- Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете.

Слова: упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений, развитие внимания

3. Словарно-
орфографическая работа: слова с непроверяемым написанием «коллектив», «коллекция»

Коллективная. Словесный, практический. Беседа, письмо

6 слайд

7 слайд

Знакомит с написанием новых слов. Рассказывает об этимологии слов «коллекция» и «коллектив» (оба эти слова когда-то образовались от существующего в латинском языке слова «колло», имеющего значение «соединяю», «объединяю», это объясняет
написание гласной
о в первом
слоге). Организует запись заданных слов и выяснение значений однокоренных слов («коллекционер», «коллекционный», «коллекционировать», «коллективный», коллективист).
– Почему надо запоминать напи-сание удвоенной согласной
в корне слова?
 

Запись слов в тетрадях

 – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка. АНТЕННА  из греческого языка, а БАЛЛ и ВАННА из немецкого.

– Есть еще один интересный факт УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение.

Запоминают право-писание слов.

Работают с толковым и орфоэпическим словарями.

Записывают новые слова с непроверя-емым написанием
в тетрадях

Пр. – объясняют лексическое значение слов; знают правило написания слов
с удвоенными согласными в корне слова.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач; осуществляют логические действия при решении практических задач.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка, языковой деятельности; владеют навыками позна-вательной и личностной рефлексии

Фронтальный. Письмо (пра-вильная
запись словарных слов)

4.

Работа в группах

8 слайд

8 слайд

Приём «Кубик»

Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий,  номера которых записаны на сторонах кубика. 

Какой группе было трудно разделить слова?

-Почему вы затруднились?  - Значит, что нам нужно узнать? Сформулируйте цель урока.

Итак, цель работы поставили, а теперь давайте искать способ решения задачи.

- Каждой группе я даю по одному слову. Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести с одной строки на другую.

перрон бассейн хоккей касса аллея ванна

Вывод: при переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, а другая переносится.

- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания.

Оцените свою работу в группе.


Разбиваются на группы, записывают слова, деля их для переноса (черточками)


Отвечают на вопросы

Узнать, как переносить слова с удвоенными согласными




П - учатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса с удвоенными согласными;

Р - воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.





Работа по карточкам в группах


Устные ответы

Заполнение листа самоконтроля

 V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа по карточкам

Фронтальная, индивидуальная. Письмо

9 слайд

10 слайд

11 слайд

- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.

1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса, предлагаю вам на желтых карточках.

Масса, группа, сумма.

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя. Это задание предлагаю вам на зеленых карточках.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

Проверьте по образцу и оцените работу по критериям смайликами.

– Прочитайте стихотворение
(рабочая тетрадь, упр. 164),
вставьте пропущенные буквы
и объясните, с какими орфограм-мами вы работали?

Читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора написания

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу








Индивидуальный (правильная
запись
в тетрадях)

Заполнение листа самоконтроля

Физминутка

Коллективная

12 слайд

-Я предлагаю вам понаблюдать за солнышком.

Снимается глазное и психологическое напряжение. Происходит эмоциональная разрядка.

VI. Диагностика достижения планируемых результатов

Работа по уровням (задания на карточках разного цвета: красный- низкий, желтый – средний, зеленый - высокий)

 (красная карточка )

Вставьте пропущенные буквы.

Спортивная семья                             Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом.

(желтая карточка )

т  или  тт?    О..трубил сухую ветку дерева.

   с  или сс?          Ра..смешил публику.

   д  или  дд?        По..держал друга в беде.

    с  или  сс?         Ра..судить спор.

    т  или  тт?   О..тереть краску.  

(зеленая карточка)

Ответьте словом с двойной согласной.

Популярная игра на льду.

Что за комната такая: очень светлая, большая,

     Парты ровными рядами, а за партами мы сами?

Место, где продают билеты?

День недели

Так зовут мальчика в нашем классе.

Оцените свою работу.

Читают, выполняют задания.

П -воспринимают смысл читаемого.

Л - готовность к сотрудничеству, оценивание усваиваемого содержания

Р - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Индивидуальный

Заполнение листа самоконтроля

Работа в парах

13 слайд

«Помоги Незнайке».

-   Какие правила должен вспомнить Незнайка, чтобы правильно написать слова с удвоенной согласной?

Оцените свою работу в паре

Отвечают на вопросы

П-  видеть в словах «опасные места».

 Р -воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Фронтальная

Заполнение листа самоконтроля

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

14 слайд

15 слайд

– Что нового узнали на уроке?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

– Как вы чувствовали себя
на уроке?

Оцените свою деятельность. (лесенка)

Отвечают на вопросы

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 163, уч. стр.122 упр.234 или составить
 и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

16 слайд

17 слайд

18 слайд

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

Приложение

ПРО ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

– Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать свое имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.

– Почему ты плачешь? – спросила учительница.

– Я не знаю, как пишется мое имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

– Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе.

Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в начальной школе по теме "Удвоенные согласные"

Урок русского языка в 3 классе УМК "Перспектива". Конспект урока по теме "Удвоенные согласные", презентация, раздаточный материал....

Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...

Урок русского языка на тему "Правописание слов с удвоенными согласными", 3 класс.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, урок проводился в 3 классе по программе "Школа России". В ходе проведения урока использовались следующие СОТ: технология...

Презентация по русскому языку на тему: "Учим слова с удвоенными согласными"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС НОО, проводится по учебнику Иванова С.В. , Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. «Русский язык 3 класс» УМК «Начальная школа ...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...