Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1 мин. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя
1 слайд | Приветствует учащихся. – Ребята, сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Давайте проверим, как вы сидите: Руки! На месте, Ноги! На месте, Локти! У края. Спинка! Прямая! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Чистописание 3 мин. | Фронтальная, индивиду-альная. Практический. Письмо | Записываем число, классная работа. - Что вы можете рассказать о слове «ЧУВСТВО»? Сколько слогов в данном слове, букв, звуков? Почему меньше звуков, чем букв? – Выполните по образцу письмо слова «чувство». | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Проводят звуко-буквенный анализ слова. Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк Р. - выполнение пробного учебного действия | Правильное напи- сание |
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
2 мин | Фронтальная. Словесный. Беседа. Монологические ответы
Целеполагание
2 слайд
Проблемный вопрос
| – Молодцы, все отнеслись к минутке чистописания с чувством ответственности, поэтому и слово в тетрадях получилось аккуратным. Оцените свою работу на листе оценивания. Вид работы | Оценка | Минутка чистописания |
| Задание №1 |
| Игра «Кубик» |
| Задание № 2 |
| Задание № 3 |
| Задание №4 |
|
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. В словах есть орфограммы, с которыми мы уже работали, а какую орфограмму мы ещё не разбирали? - Догадались ли вы, какая тема нашего урока? - Что вы сегодня хотите узнать о словах с удвоенными согласными? - А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить? На каком уроке встречаются такие слова? - Сегодня мы отправимся в город, который называется «Удвоенные согласные». Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. – Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? Какие орфограммы корня мы знаем? –Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? – О правописании парной согласной? – О непроизносимой согласной? Как проверить написание слов с удвоенной согласной? – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова? – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? – А какие цели мы должны перед собой поставить? | Слушают учителя, читают данные для наблюдения предложения, анализируют предложения, отвечают на поставленные вопросы. Сравнивают слова с различными видами орфограмм. Высказывают свои варианты формули-ровок темы и цели урока
Отвечают на вопросы.
Слова с удвоенными согласными.
| Пр. – узнают слова с изу-ченными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний. П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи. К – участвуют в диалоге, общей беседе. Л – проявляют интерес к познанию русского языка
| Фронтальный. Ответы на вопросы учителя
Заполнение листа самоконтроля |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с тео-ретическим материалом (учебник, с. 121 Рабочая тетрадь стр.67) | Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа
Проблемный вопрос
3 слайд
4 слайд
| Прочитайте предложения в упражнении 233. Какое явление русского языка проиллюстрировано в этих предложениях?
– Назовите слова, сходные по звучанию. – В чем их различие? – Выпишите слова с удвоенными согласными. – Прочитайте предложение в упражнении 161 в рабочей тетради. Выделенные слова иллюстрируют одну и ту же орфограмму или разные орфо-граммы? Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? А как же тогда найти выход из ситуации? – Есть ли орфографическое правило, которым надо руководствоваться при написании слов с удвоенной согласной? На данном этапе урока воз- можно знакомство со сказкой В. Волиной «Про девочку Аллочку» (см. ресурсный материал к занятию) | Читают предложенный в учебнике теоретический материал. Слушают вопросы учителя и формулируют свои ответы, опираясь на прочитанный текст
| Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой. П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий. Р – овладевают способами решения учебной задачи планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. К- обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.
| Фронтальный. Ответы на вопросы (с целью проверки правиль-ности пони-мания теоретического материала) |
2. Работа электронному приложению к учебнику | Работа в парах Чтение. Беседа.
5 слайд
| – Откройте в электронном приложении раздел 7, тему «Удвоенные согласные», найдите упражнение1 и выполните его в паре. Оцените свою работу. | Читают слова, выясняют их лексические значения. При необходимости пользуются толковым словарем.
| П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач; осуществляют логические действия при решении практических задач. К – участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Фронтальный. Ответы на вопросы. Правильное произношение и толкование данных слов Заполнение листа самоконтроля |
Физминутка | Коллективная. Практический Игра "Поймай слово".
| - Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. - Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете. Слова: упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
| Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений, развитие внимания |
3. Словарно- орфографическая работа: слова с непроверяемым написанием «коллектив», «коллекция» | Коллективная. Словесный, практический. Беседа, письмо
6 слайд
7 слайд
| Знакомит с написанием новых слов. Рассказывает об этимологии слов «коллекция» и «коллектив» (оба эти слова когда-то образовались от существующего в латинском языке слова «колло», имеющего значение «соединяю», «объединяю», это объясняет написание гласной о в первом слоге). Организует запись заданных слов и выяснение значений однокоренных слов («коллекционер», «коллекционный», «коллекционировать», «коллективный», коллективист). – Почему надо запоминать напи-сание удвоенной согласной в корне слова? Запись слов в тетрадях – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка. АНТЕННА из греческого языка, а БАЛЛ и ВАННА из немецкого. – Есть еще один интересный факт УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил. | Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение. Запоминают право-писание слов. Работают с толковым и орфоэпическим словарями. Записывают новые слова с непроверя-емым написанием в тетрадях | Пр. – объясняют лексическое значение слов; знают правило написания слов с удвоенными согласными в корне слова. П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач; осуществляют логические действия при решении практических задач. К – участвуют в диалоге, общей беседе; умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Л – проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; владеют навыками позна-вательной и личностной рефлексии | Фронтальный. Письмо (пра-вильная запись словарных слов) |
4. | Работа в группах
8 слайд
8 слайд
| Приём «Кубик» Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, номера которых записаны на сторонах кубика. - Какой группе было трудно разделить слова? -Почему вы затруднились? - Значит, что нам нужно узнать? Сформулируйте цель урока. Итак, цель работы поставили, а теперь давайте искать способ решения задачи. - Каждой группе я даю по одному слову. Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести с одной строки на другую. перрон бассейн хоккей касса аллея ванна Вывод: при переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, а другая переносится. - Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания. Оцените свою работу в группе. |
Разбиваются на группы, записывают слова, деля их для переноса (черточками)
Отвечают на вопросы Узнать, как переносить слова с удвоенными согласными
| П - учатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса с удвоенными согласными; Р - воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. К - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.
| Работа по карточкам в группах
Устные ответы
Заполнение листа самоконтроля |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа по карточкам | Фронтальная, индивидуальная. Письмо
9 слайд
10 слайд
11 слайд
| - Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору. 1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса, предлагаю вам на желтых карточках. Масса, группа, сумма. 2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя. Это задание предлагаю вам на зеленых карточках. Суббота, грипп, Россия, кросс, класс. - Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям смайликами. – Прочитайте стихотворение (рабочая тетрадь, упр. 164), вставьте пропущенные буквы и объясните, с какими орфограм-мами вы работали? |
Читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора написания | Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой. Р – принимают и сохраняют учебную задачу
| Индивидуальный (правильная запись в тетрадях)
Заполнение листа самоконтроля |
Физминутка | Коллективная
12 слайд | -Я предлагаю вам понаблюдать за солнышком. | Снимается глазное и психологическое напряжение. Происходит эмоциональная разрядка.
|
|
|
VI. Диагностика достижения планируемых результатов | Работа по уровням (задания на карточках разного цвета: красный- низкий, желтый – средний, зеленый - высокий)
| (красная карточка ) Вставьте пропущенные буквы. Спортивная семья Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом. (желтая карточка ) т или тт? О..трубил сухую ветку дерева. с или сс? Ра..смешил публику. д или дд? По..держал друга в беде. с или сс? Ра..судить спор. т или тт? О..тереть краску. (зеленая карточка) Ответьте словом с двойной согласной. Популярная игра на льду. Что за комната такая: очень светлая, большая, Парты ровными рядами, а за партами мы сами? Место, где продают билеты? День недели Так зовут мальчика в нашем классе. Оцените свою работу. | Читают, выполняют задания. | П -воспринимают смысл читаемого. Л - готовность к сотрудничеству, оценивание усваиваемого содержания Р - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
| Индивидуальный
Заполнение листа самоконтроля |
| Работа в парах
13 слайд | «Помоги Незнайке». - Какие правила должен вспомнить Незнайка, чтобы правильно написать слова с удвоенной согласной?
Оцените свою работу в паре | Отвечают на вопросы | П- видеть в словах «опасные места». Р -воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
| Фронтальная Заполнение листа самоконтроля |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа
14 слайд 15 слайд | – Что нового узнали на уроке? – О чем хотели бы узнать подробнее? – Как вы чувствовали себя на уроке? Оцените свою деятельность. (лесенка) | Отвечают на вопросы | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 163, уч. стр.122 упр.234 или составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя 16 слайд 17 слайд 18 слайд | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
|