Урок русского языка "Орфограммы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме "Орфограмма" предназначен обучающимся 2 класса (УМК "Школа России"), направлен на закрепление изученных орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_e.n.potapovoy_dlya_pechati_v_metod.zhurnale.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МОУ « ТСОШ№ 1» Потапова Елена Николаевна.
Предмет: Русский язык (УМК « Школа России»)
Тема: Орфограммы.
Задачи урока, ориентированные на развитие универсальных учебных действий:
Предметные:
- повторить правила правописания изученных орфограмм: проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных на конце слова, сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, разделительного мягкого знака;
- провести пропедевтику тем: «Главные члены предложения», «Форма единственного и множественного числа»;
Метапредметные:
Познавательные
- развивать процессы логического мышления (умения сравнивать, группировать, делать выводы), учить приемам запоминания, формировать умения проводить ассоциации;
Регулятивные
- учить самопроверке;
Коммуникативные
- развивать умение аргументировать свои ответы, отстаивать точку зрения;
Личностные
- развивать интерес к предмету через сюжетную линию урока.
Продолжительность: 40 минут
Класс: 2
Оборудование:
у учителя- парусник со съемными парусами, карта путешествия, магниты, карточки с изображением животных, наклейки - медали с надписью «Лучший навигатор», аудиозапись со звуками морского прибоя;
у учащихся- карточки для самостоятельной работы (3 уровня сложности), карточки для самопроверки, рабочие тетради, ручки, веера с буквами.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по океану ЗНАНИЙ на чудесной бригантине. Но для этого нам необходимо поднять паруса. Перед вами паруса разного цвета, выберите понравившиеся и установите их на корабле.
Какие ассоциации у вас возникли с этим цветом, расскажите, что вы ждете от нашего путешествия?
(Красный цвет - цвет праздника. А все праздничное запоминается. Пусть наше путешествие будет запоминающимся.
Синий цвет - цвет воды. На уроке хочется получить капельку знаний. Пусть наш урок будет познавательным.
Зеленый цвет- цвет пробуждения природы. Пусть наш урок будет живым.
Желтый цвет – это солнце, которое дает тепло. Хочется, чтобы на нашем уроке царила теплая атмосфера.)
Учитель: Экипаж по местам! Поднять якорь! Отдать швартовы!
II. Словарная работа.
Учитель: Пассажиры, которые остаются на палубе, достают свои фотоаппараты и фотографируют родные места и удаляющийся город.
1.Игра "Фотограф". Я зачитываю слова, написанные на доске, а вы взглядом попробуйте «сфотографировать» эти предметы.
П | |||||||||
К | * | ||||||||
Л | Н | ||||||||
* | Р | Ф | * | Г | Р | А | М | М | А |
К | У | Д | О | * | С | А | * | л | |
Н | С | Е | Р | Б | * | Л | Р | ||
О | * | Ж | * | Я | Ь | О | |||
К | Д | Д | Т | Ч | З | ||||
И | А | А | * | ||||||
Й | К |
Учитель: Запишите через запятую только пропущенные буквы (о,с,о,о,е,с,и,о,е) (Проверка: 1уч-ся открывает буквы, другие проверяют записи в тетрадях).
III. Определение темы урока.
Учитель: Прочтите ключевое слово и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока. (Орфограмма. Правописание изученных орфограмм.)
Что такое орфограмма? Во всех ли словах живут орфограммы? Как называется раздел науки о языке, изучающий орфограммы?
IV. Актуализация знаний.
Учитель: Как называются орфограммы в сфотографированных вами словах? (Непроверяемые безударные гласные или словарные слова). Проверяются ли эти слова? (Они не проверяются, их написание надо запомнить.) Где можно уточнить написание этих слов? ( В орфографическом словаре.)
Мы отправляемся в путь от бухты «Непроверяемых написаний»
Учитель: Обратите внимание на карту, на которой проложен маршрут нашего путешествия. А знаете ли вы, что в глубокой древности карты с морскими путями у аборигенов были сплетены из прутьев дерева? Позже появились карты на пергаменте, на них были изображены линии, показывающие опасные места: рифы и отмели. В 12 веке появилась знаменитая карта, изготовленная на серебряной дощечке, ее обладателем был восточный хан.
Учитель. Мы продолжаем свое путешествие к пристани "Проверяемых безударных гласных".
2 упр. (Работа с текстом.) (На доске записан текст с пропущенными гласными)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подг.няет.
Он б.жит себе в в.лнах
На раздутых п.русах.
Учитель: Определите пропущенную орфограмму. Как проверить безударный гласный в слове? Какие способы проверки вы знаете? (Учащиеся у доски ставят ударение, проверяют безударный гласный, обозначают место данного гласного магнитом).
Учитель: Запишите первое предложение. Какое оно по цели высказывания? По интонации? Слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопросы кто? или что? подчеркните одной линией. Слово, обозначающее действие и отвечающее на вопросы что делает?, что делал?, что будет делать? – двумя. Это главные члены предложения.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие через пролив "Парных согласных". Я называю звонкий согласный, а вы его пару. Не забывайте, что произносить его надо без голоса, глухо:
[б]-., [ в]-.,[г]-., [д]-., [ж]-., [з]-.Что происходит с парными звонкими глухими согласными на конце слова ? (Оглушение)
Учитель: Какое вы знаете правило о правописании парных согласных на конце слова? (Ученики озвучивают правило).
Пройдя через пролив, мы приближаемся к сигнальной башне. ( Фишка с бригантиной устанавливается у маяка)
В безоблачную погоду мореплаватели для прохождения пути ориентировались по полярной звезде. Компасов еще не было, а самым точным прибором были песочные часы. А ночью, в шторм, обойти опасные места и сориентироваться на местности помогала сигнальная башня- маяк. Маяк зажигали только во время тревоги. Важна и ответственна работа служащего маяка. Побывайте и вы в его роли, подайте нужный сигнал.
3упр.(Работа с сигнальными карточками.)
Я называю слово, а вы показываете букву, которую надо написать на конце слова. Но не забывайте, что маяк зажигается, только при опасности ( Народ, глаз, герб, голубь ,лес этаж, уж, рукав, шар, шарф ,жук, пилот.)Почему вы не зажгли маяк, услышав слово –шар?( [р]- непарный звонкий звук, не вызывает сомнение в написании).
Поднявшись высоко на маяк, мы видим берег, пляж и парус.
4упр.(Самостоятельная работ)
Подберите проверочные слова, запишите слова парами. ____-бере.,____-пля.,____-пару..
Учитель: Поднять паруса! В путь! Спустимся в каюты и посмотрим в иллюминаторы. V.Физминутка «Дельфины»" (упражнения А.В.Семенович «Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях» авт Е.А.Екжанова, О.А. Фроликова. Издательство КАРО, Санкт- Петербург, 2007г., с.25)
Учитель: На море плещутся волны- маленькие и большие. (Одна рука на поясе, другая на уровне груди рисует в воздухе волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.)
По волнам плывут дельфины. ( Руки ,согнутые в локтях, совершают синхронные волнообразные движения вперед).
Один нырнул, а другой вынырнул. (Руки, согнутые в локтях ,совершают поочередные волнообразные движения влево и вправо).
За ними плывут их дельфинята (Те же движения, только руки согнуты в кистях).
А со дна морского всплывают медузы. ( Руки слегка согнуты в локтях на уровне груди, прижаты к телу. Кисти сильно сжаты в кулачки. Необходимо резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.)
А теперь показали свои ножки осьминожки.( Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Необходимо пошевелить пальчиками.)
5 упр. (Устная работа)
Учитель: Стоп машина! Подать сигнал о прибытии! Перед нами остров "Сочетаний". Знаете ли вы, как мореплаватели открывали новые острова? О приближении земли путешественники догадывались по поведению морских животных, появлению птиц, и величине волн. А иногда корабль приносило к земле сильным течением. В 16 веке люди Магеллана, совершающие кругосветное путешествие, у берегов Южной Америки увидели странных птиц, морских волков и шерстяных безгорбых верблюдов. Как оказалось впоследствии это были буревестники, тюлени и ламы. Отгадайте, что за животные живут на этом острове:
1.Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он...(жираф).
2.Черные змейки, желтые шейки,
Ползут, извиваются,
Мышами питаются. (Ужи)
3.Малые зверюшки, розовые ушки,
Серенькие шубки, остренькие зубки.
Глаза черненькие, хвосты тоненькие.
Сидят в норке, грызут корки. (Мыши)
4.Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука)
(Карточки с изображением этих животных прикрепляются на доску)
Учитель: Запишите отгадки, выделите орфограммы.
Учитель: А теперь закройте глаза и послушайте, что я еще увидела на этом острове:
Козочка, горочка,
33 пригорочка,
Ой, чк,чк,чк!
Почка, кочка, звездочка!
- Слова, с какими сочетаниями вы услышали? Как пишутся эти сочетания?
Запишите эти слова по памяти.
А мы продолжаем наше путешествие.
Пушки с берега палят,
Кораблю пристать велят.
С берега нам машут жители мыса под названием " Разделительный мягкий знак"
6.Инсценирование стихотворения.
-Не через чур ли ты добряк?-
Так знаку мягкому промолвил твердый знак.
-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак мягкий твердому на это отвечал.
Ты груб и тверд, как суховатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять
Тебя из Азбуки изъять!
-Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,-
Услышав этот спор, сказала буква А.
-Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
Учитель: С какой из двух орфограмм вы знакомы, на что указывает разделительный ь? (Мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным.) Какое место в слове занимает разделительный ь? (Разделительный мягкий знак стоит после согласных ,перед гласными буквами е,ё,ю,я,и, обозначающими два звука).
7упр.( Транскрипция слов)
Учитель: В форме какого числа записаны слова: улей, брат, кол, прут? Измените форму слова. Как будут звучать слова во множественном числе? Какая орфограмма содержится в получившихся словах. Рядом запишите транскрипцию этих слов.
Учитель: А теперь возвращаемся домой. Я предлагаю это сделать по короткому пути, но здесь бригантине не пройти: везде мели. Придется спустить шлюпки и добираться на веслах. Кто быстрее окончит путь, получит право называться лучшим навигатором.
VI.Самостоятельная работа (Работа по карточкам трех уровней сложности).
1 уровень 1.Допиши буквы: 2.Поставь ударение, вставь
пропущенную букву: Сосны- с.сна дубы –ду. стога- сто. травы- тр.ва |
2 уровень 1. Вставь пропущенную букву: На р.ке весело и шумно. Р.бята играют в в.де. На б.регу малыш. строят д.ма из песка. 2. Найди и исправь ошибки: Мидветь, чяйка, титрадь, петух, морос, учитиль. |
3 уровень 1.Вставь пропущенные буквы: Тр.щ.т м.розы. В л.су тиш.на. Только дятлы Стуч.т по ств.лам. .ни ищ.т пищ. под к.рой д.ревьев. Дятлы любят долбить ш.шки. Там вкусные с.мена. 2.Замени одним словом: Домики для пчел-_________ _______________ Огнестрельное оружие-____ ______________ Женская одежда-______________________ |
Звучит аудиозапись " Шум прибоя"
VII.Самопроверка и самооценка знаний (Учащимся, выполнившим работу, выдаются карточки с правильными ответами и критериями оценивания. Ученикам, исправившим ошибки и выставившим себе отметки, присваивается звание « Лучший навигатор», выдаются наклейки бригантин в память об уроке).
VIII. Рефлексия.
Учитель: Понравился ли вам урок, был ли он познавательным, живым, проходил ли в теплой атмосфере?
Продолжите мои предложения устно:
-на сегодняшнем уроке мы повторили.....
-мы с вами успели...
- мы будем помнить, что...
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
IX .Домашнее задание
Прочтите отрывок из рассказа Б.Житкова « В море», выпишите из текста слова, содержащие изученные орфограммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...