Тема урока: . Буквы Ж, ж. Звук ж
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1_klass_zh.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: . Буквы Ж, ж. Звук [ж ]
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с буквой Ж и звуком [ж];
- учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Познавательные УУД:
- принимать учебную задачу;
- решать учебную задачу под руководством учителя;
- учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;
- группировать изученные буквы;
- определять место на ленте букв изучаемой буквы;
Личностные УУД:
- вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности,
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- отвечать на поставленные вопросы по тексту;
- работать в паре, совместно договариваться о выполнении данного задания;
Регулятивные УУД:
- определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы.
Оборудование: учебник "Азбука " (авторы В.Г.Горецкий), слоговая таблица, снежинки, модели звуков, карточки-кружочки, полоски, «лента букв», интернет ресурсы, электронный учебник.
Тип урока: изучение нового
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
-Проверим готовность к уроку
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Загадка: С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые ...
Дети: Снежинки.
Учитель: Сегодня на снежинках прилетели наши друзья - буквы.
1 – с, к.
2 – ш.
3 - ?
Учитель: Назови звуки, которые обозначаем этими буквами. Расскажи, что их объединяет?
Дети: Это буквы, обозначающие звуки согласные, глухие.
Учитель: По какому признаку они распределились на группы?
Дети: Буквой “с”, “к” обозначаем два звука, а буквой “ш” только один звук.
Учитель: Что заметили необычного?
Дети: В третьей группе нет буквы.
Учитель: Пока мы не знаем, какая буква в этой группе, какие звуки обозначаем этой буквой, в какую группу её присоединить.
III. Формулирование темы и цели.
Учитель: Проговорите слово “снежинка” про себя. Что вы заметили?
Дети: Есть звук, с которым мы не знакомились.
Учитель: Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
Дети: Звук…[ж] и буква, которой его обозначаем.
Учитель: Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока.
Дети: Познакомиться со … звуком “ж”;
Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
IV. “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.
1Учитель: Что нужно узнать о звуке?
Дети: Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой.
Учитель: Произнесите слово снежинка по слогам. (Дети произносят.)
Учитель: Произнесите второй слог слова снежинка. (Дети про износят.)
Учитель: Произнесите второй слог слова снежинка, выделяя в нем первый звук. (Дети произносят.)
Учитель: Назовите выделенный звук.
Дети: Это звук [ж].
Учитель: Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.
Дети: При произнесении звука [ж] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос. Значит, он звонкий. Звук [ж] произносится твердо. Значит, он твердый.
Учитель: Жук, жара, лыжи, кружок
Учитель: Покажите звуковую схему, которой будем обозначать этот звук.
Дети: Синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый.
Учитель: Составьте схему слова “снежинки” в паре, а один человек у доски.
Дети составляют схему слова “снежинки”. Сверяют со схемой на доске.
Учитель: Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.
Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.
V. Физминутка.
Учитель: Дидактическая игра «Кто внимательный?»
- Послушайте слова, если вы слышите звук [ж], то хлопните в ладоши, если звука нет, топните ногами: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, снежок, замок, вешалка, ежик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, ужи, крыша.
Учитель: Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.
VI. Знакомство с новой буквой.
Учитель: На что похожа буква Ж?
Выложите из полосок букву Ж.
Стала снежинка буквою “Ж”.
Солнце её не растопит уже.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
Учитель: С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?
Дети: “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.
Учитель: Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему?
Дети: Жи, же.
Учитель: Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?
Дети: “Опасные”.
Учитель: Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.
Дети: Жи пиши с гласной и,
же – с гласной е.
Учитель: Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.
Дети: Ши пиши с гласной и,
ше - с гласной е.
Чтение слов. Правописание ши, жи (учебник, с26)
VII. Физкультминутка (под музыку)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши снегом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
VIII. Закрепление знаний и способов действий.
Развитие связной речи.
1.Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)
2. (индивидуальная работа )
Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.
По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
Учитель: Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду?
Х. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогли нам сегодня на уроке?
Оцените себя. Если вам было все понятно и вы все запомнили возьмите зеленый круг, если встретились трудности, не все запомнили – желтый круг, если совсем ничего не поняли – красный.
VI. Итог урока.
Какие открытия сделали о новой букве?
С кем может дружить буква “ж”?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....
Тема урока: «Буква Й й». Звук [й’], [’о]
Дата:Класс: 1 «в» класс.Длительность урока: 35 минутТема урока: «Буква Й й». Звук [й’], [’о]Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: познакомить буквой Й й и со звуком...
Тема урока: «Буква Ё ё». Звуки [й’o], [’о]
Дата:Класс: 1 «в» класс.Длительность урока: 40 минутТема урока: «Буква Ё ё». Звуки [й’o], [’о]Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: познакомить буквой Ё ё и со звук...
Тема урока: Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
Урок обучения грамоте....
Методическая разработка и презентация урока по теме «Изучаем букву л, Л. Звуки [л\'], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л».
Методическая разработка и презентация к уроку по теме «Изучаем букву л, Л. Звуки [л'], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л». ...
Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."
Задачи: дать первоначальное представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.Формируемые УУД: узнават...