Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Афанасьева Ольга Дмитриевна

Цель: закрепить знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах                прошедшего времени; повторить правило о правописании слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;

            развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся;

            воспитывать интерес к растительному и животному миру.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Русский язык 4 класс.

Тема: Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Тип урока: закрепление

Цель: закрепить знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах                прошедшего времени; повторить правило о правописании слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;

            развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся;

            воспитывать интерес к растительному и животному миру.  

                                                        Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Повторение изученного.

На доске написаны слова с пропущенными буквами:

               

                кричите, вид...ли, зовете;

               объедете, объявит, выслуш...л.

У. Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее.

Д. Все написанные слова – глаголы.

У. Что такое глагол?

     Прочитайте слова первой строки. Найдите лишнее по двум признакам одновременно.

Д. В первой строке лишнее слово видели. Это глагол прошедшего времени, в корне слова нет безударной гласной.

У. Найдите лишнее слово по двум признакам одновременно во второй строке.

Д. Во второй строке лишнее слово выслушал. Это глагол прошедшего времени, в нем есть приставка вы-.

У. По каким признакам можно отличить глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?

ІІІ. Формулирование учащимися темы урока.

У. Ориентируясь на наше рассуждение, запись на доске, назовите тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свой ответ.

Д. В каждой строке лишним словом был глагол прошедшего времени. В каждом глаголе прошедшего времени пропущен суффикс, который стоит перед суффиксом –л. Значит, тема сегодняшнего урока «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени».

ІV. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем несколько букв. Первая буква согласная. Она находится в приставке одного из глаголов в прошедшем времени. Какая это буква и какой звук она обозначает?

У. Вторая буква гласная. Она является суффиксом в глаголе прошедшего времени, в котором все согласные обозначают звонкие мягкие звуки. Какая это буква?

У. Как вы определили суффикс, который стоит перед суффиксом  -л- в глаголе видели?

Д. Чтобы определить суффикс, который стоит перед суффиксом  -л- в глаголе прошедшего времени, надо узнать, какая буква находится перед –ть в неопределенной форме глагола. Эта буква будет суффиксом в глаголе прошедшего времени.

У. Третья буква является суффиксом, который стоит перед суффиксом  -л- в другом глаголе прошедшего времени. Назовите эту букву. Обоснуйте ответ.

У. Цепочку для минутки чистописания составьте самостоятельно, включив в нее заглавную и строчную в и буквы е, а.

     (Учитель показывает образец написания букв и их соединений. Учащиеся выполняют работу.)

V. Словарная работа.

У. Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы. Как бы вы расшифровали первую схему?

1-я буква          род                                  4-я буква                         падеж

                             

                     м.    ж.    с.                                                         Д.        П.         Р.

                        озеро                                                                        мамы

   

2-я буква        падеж                                5-я буква                         предлог

                                                                 

                     И.      Р.         В.                                                      он         и             к

                      дружбу

3-я буква         Д.п. 1скл.                        6-я буква                       Ж.р. 1скл.

                     -е        -у         -и                                                        ь       а        о

7-8-я буквы         н.ф. гл.

                       

                     -ешь    -ть     -ет

Д. Существительные бывают м.р., ж.р., с.р. Существительное озеро среднего рода. Значит, в ответе будет буква с.

У. Продолжите эту работу самостоятельно. Какое слово у вас получилось?

Д. получилось слово сверкать.

У. Что обозначает слово сверкать?

Д. Сверкать – ярко блестеть, сияя переливчатым светом.

У. Запишите это слово, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании?

VI. Закрепление изученного

На доске написаны слова:

      Выброс…л, подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

У. Назовите несколько признаков, по которым данные слова можно разделить на две равные группы.

Д. Эти слова можно разделить на две равные группы по орфограмме, число глаголов и виду приставок в них.

У. Какие слова вошли в первую группу?

Д. Выбросил, выпросил, выменял. Они имеют в корне проверяемую безударную гласную. У них приставка вы-. Это глаголы прошедшего времени в единственном числе.

У. Какие слова вошли во вторую группу?

Д. Подежурили, поморозили, поработали. У них в корне непроверяемая безударная гласная и приставка по-. Это глаголы прошедшего времени во множественном числе.

У. Какое надо знать правило, чтобы правильно написать пропущенные буквы?

Д. Чтобы правильно написать суффикс, стоящий перед суффиксом –л  в глаголах прошедшего времени, надо узнать, какая буква стоит в н.ф. этого глагола перед –ть.

 (Учащиеся выполняют задание, осуществляется проверка).

VII. Физкультминутка.

У. Если услышите глагол – приседаете, если другую часть речи – выполняете любое движение.

VIII. Работа по учебнику.

      Стр. 136 упр. 472, 476

IX. Итог урока.

У. Какое правило вы закрепляли сегодня на уроке?

     Расскажите это правило.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени."

Урок  русского языка в 4 классе по теме: "Правописание   родовых окончаний глаголов в прошедшем времени" дан на материале, посвященном победе  в Великой Отечественной вой...

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.      Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения автоматически и безошибочно выпо...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....

Презентация "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

Презентация "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...