Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: закрепить знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени; повторить правило о правописании слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;
развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся;
воспитывать интерес к растительному и животному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс.
Тема: Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Тип урока: закрепление
Цель: закрепить знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени; повторить правило о правописании слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;
развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся;
воспитывать интерес к растительному и животному миру.
Ход урока.
І. Организация класса.
ІІ. Повторение изученного.
На доске написаны слова с пропущенными буквами:
кричите, вид...ли, зовете;
объедете, объявит, выслуш...л.
У. Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее.
Д. Все написанные слова – глаголы.
У. Что такое глагол?
Прочитайте слова первой строки. Найдите лишнее по двум признакам одновременно.
Д. В первой строке лишнее слово видели. Это глагол прошедшего времени, в корне слова нет безударной гласной.
У. Найдите лишнее слово по двум признакам одновременно во второй строке.
Д. Во второй строке лишнее слово выслушал. Это глагол прошедшего времени, в нем есть приставка вы-.
У. По каким признакам можно отличить глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
ІІІ. Формулирование учащимися темы урока.
У. Ориентируясь на наше рассуждение, запись на доске, назовите тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свой ответ.
Д. В каждой строке лишним словом был глагол прошедшего времени. В каждом глаголе прошедшего времени пропущен суффикс, который стоит перед суффиксом –л. Значит, тема сегодняшнего урока «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени».
ІV. Минутка чистописания.
У. На минутке чистописания мы напишем несколько букв. Первая буква согласная. Она находится в приставке одного из глаголов в прошедшем времени. Какая это буква и какой звук она обозначает?
У. Вторая буква гласная. Она является суффиксом в глаголе прошедшего времени, в котором все согласные обозначают звонкие мягкие звуки. Какая это буква?
У. Как вы определили суффикс, который стоит перед суффиксом -л- в глаголе видели?
Д. Чтобы определить суффикс, который стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени, надо узнать, какая буква находится перед –ть в неопределенной форме глагола. Эта буква будет суффиксом в глаголе прошедшего времени.
У. Третья буква является суффиксом, который стоит перед суффиксом -л- в другом глаголе прошедшего времени. Назовите эту букву. Обоснуйте ответ.
У. Цепочку для минутки чистописания составьте самостоятельно, включив в нее заглавную и строчную в и буквы е, а.
(Учитель показывает образец написания букв и их соединений. Учащиеся выполняют работу.)
V. Словарная работа.
У. Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы. Как бы вы расшифровали первую схему?
1-я буква род 4-я буква падеж
м. ж. с. Д. П. Р.
озеро мамы
2-я буква падеж 5-я буква предлог
И. Р. В. он и к
дружбу
3-я буква Д.п. 1скл. 6-я буква Ж.р. 1скл.
-е -у -и ь а о
7-8-я буквы н.ф. гл.
-ешь -ть -ет
Д. Существительные бывают м.р., ж.р., с.р. Существительное озеро среднего рода. Значит, в ответе будет буква с.
У. Продолжите эту работу самостоятельно. Какое слово у вас получилось?
Д. получилось слово сверкать.
У. Что обозначает слово сверкать?
Д. Сверкать – ярко блестеть, сияя переливчатым светом.
У. Запишите это слово, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании?
VI. Закрепление изученного
На доске написаны слова:
Выброс…л, подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.
У. Назовите несколько признаков, по которым данные слова можно разделить на две равные группы.
Д. Эти слова можно разделить на две равные группы по орфограмме, число глаголов и виду приставок в них.
У. Какие слова вошли в первую группу?
Д. Выбросил, выпросил, выменял. Они имеют в корне проверяемую безударную гласную. У них приставка вы-. Это глаголы прошедшего времени в единственном числе.
У. Какие слова вошли во вторую группу?
Д. Подежурили, поморозили, поработали. У них в корне непроверяемая безударная гласная и приставка по-. Это глаголы прошедшего времени во множественном числе.
У. Какое надо знать правило, чтобы правильно написать пропущенные буквы?
Д. Чтобы правильно написать суффикс, стоящий перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени, надо узнать, какая буква стоит в н.ф. этого глагола перед –ть.
(Учащиеся выполняют задание, осуществляется проверка).
VII. Физкультминутка.
У. Если услышите глагол – приседаете, если другую часть речи – выполняете любое движение.
VIII. Работа по учебнику.
Стр. 136 упр. 472, 476
IX. Итог урока.
У. Какое правило вы закрепляли сегодня на уроке?
Расскажите это правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"
План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...
"Правописание глаголов в прошедшем времени"
Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени."
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени" дан на материале, посвященном победе в Великой Отечественной вой...
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Цель: создать содержательные и организационные условия для формирования умения автоматически и безошибочно выпо...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".
Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....
Презентация "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"
Презентация "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...