рабочая программа кружок "Путь к грамотности"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабчая программа внеурочной деятельности (курс русский язык) "Путь к грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_put_k_gramotnosti.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа села Нижняя Пёша»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Приказом №
учителей начальных классов от ___________2016 года
протокол № от _______2016 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по русскому языку
«Путь к грамотности»
(общеинтеллектуальное направление)
для 2 класса
Составитель: Баландина Марина Александровна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» 2 классс / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. - (Рабочие программы) и основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ НАО «СШ с. Нижняя Пёша».
Данная программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели внеурочной деятельности:
- формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
- обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
- развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Принципиальной задачей является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
2.Общая характеристика курса
Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Данный курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
• во 2 классе – лексика, фонетика, графика;
• в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;
• в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений
учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование
(исследовательская работа), проект.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей)
с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный
план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследо-ваний, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.
2. Поставить задачи для достижения цели проекта.
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:
Тема > цель >задачи > гипотеза > информация > продукт > презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.
Разработка каждого проекта начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.
По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель – это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения
цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».
Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.
С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, – на практике осознавая их особенности и назначение. Создание в учебном плане творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Введение – вступительная часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач. Предлагается использовать фразы-клише: «Я начал свою работу с того, что…», «Потом я приступил к…», «Я завершил работу тем, что…», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)…», «План моей работы был нарушен, потому что…», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что…»
Заключение – заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.
3. Место курса в учебном плане
Курс изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю.
Объём учебного времени составляет - 102 часа. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
4.Ценностные ориентиры содержания курса
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Кроме того, курс «Путь к грамотности» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа. Представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Родине.
5. Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
6. Содержание программы
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Наш помощник - язык | 5 часов |
2 | Мир слов | 4 часа |
3 | Добрые звуки | 14 часов |
4 | Живые буквы | 11 часов |
Итого | 34 часа |
7.Календарно – тематическое планирование
№ | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану |
Наш помощник – язык (5 часов) | |||
1 | Чудо из чудес | Вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Проводить эксперимент. | 7.09 |
2 | Язык и речь – одно и то же? | Задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать проектный способ познания, методы исследования, сравнивать и экспериментировать. | 14.09 |
3 | Как возник язык? | Осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Классифицировать и обобщать факты и явления. | 21.09 |
4 | Какие языки есть на свете? | Сотрудничать в ходе групповой работы. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Использовать современные источники информации, группировать различные объекты и факты. | 28.09 |
5 | Защита проекта | Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. | 12.10 |
Мир слов (4 часа) | |||
6 | Для чего придуманы словари? | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Работать с учебной и внешкольной информацией. | 19.10 |
7 | Архаизмы, неологизмы, омонимы | Работать в группе. Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения, сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям. | 26.10 |
8 | Синонимы и антонимы | Слушать и слышать собеседника, планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации. Искать нужную информацию в справочной литературе, аргументировать своё мнение. | 9.11 |
9 | Защита проекта по лексике | Организовывать учебное сотрудничество в группе. Соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий. Решать творческие задачи. | 16.11 |
Добрые звуки (14 часов) | |||
10 | Поиграем со звуками | Задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, приходить к общему решению в совместной деятельности. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | 23.11 |
11 | Транскрипция | Работать самостоятельно с последующей проверкой. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | 30.11 |
12 | Слабые и сильные позиции звуков | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Выстраивать последовательность необходимых операций. Строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изучаемой проблеме, делать выводы. | 7.12 |
13 | Тайна фонемы | Работать индивидуально и в группе. Находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий. Искать нужную информацию в справочной литературе. | 14.12 |
14 | Фонемные и нефонемные правила | Вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Использовать различные методы исследования изучаемого материала. | 21.12 |
15 | На сцене гласные! | Задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логическую цепь рассуждений. | |
16 | «Опасные» согласные | Прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логическую цепь рассуждений. | |
17 | Выходим на главное правило | Использовать мимику и жесты для решения языковой задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логическую цепь рассуждений. | |
18 | Фонетическая задачка «Колобок» | Работать индивидуально и в группе. Находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий. Работать с учебной и внешкольной информацией. | |
19 | Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» | Вступать в диалог, аргументированно высказывать своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |
20 | Фонетическая задачка «Маши и Медведь» | Вступать в диалог, аргументированно высказывать своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Использовать различные методы исследования изучаемого материала. | |
21 | Фонетическая задачка «Морозко» | Добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Решать проблемы творческого и поискового характера. | |
22 | Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк» | Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. Строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изучаемой проблеме, делать выводы. | |
23 | Защита проектов по фонетике | Владеть монологической и диалогической формами речи. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. | |
Живые буквы (11 часов) | |||
24 | Кто повелевает буквами? | Слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, задавать вопросы. Действовать по плану, планировать необходимые действия. Осуществлять анализ, синтез, сравнение и классификацию. | |
25 | Как человек научился писать? | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Искать нужную информацию в справочной литературе. Делать обобщения, выводы. | |
26 | Пиктография | Работать в группе. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов, строить логическую цепь рассуждений. | |
27 | История письменности | Работать в группе. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. | |
28 | Древнерусский алфавит | Выдвигать гипотезы. Добывать информацию с помощью вопросов. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала. | |
29 | Самая молодая буква современного русского языка | Работать в группе. Организовыватьи регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы. | |
30 | Творческая мастерская: древнерусские буквы | Выражать грамотно свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | |
31 | Забавный алфавит | Вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, искать причины трудностей и пути их преодоления. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. | |
32 | Каллиграфия | Работать в группе. Устанавливать рабочие отношения. Сотрудничатьв совместном решении задач и преодолении разногласий. Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | |
33 | Защита проектов по графике | Владеть монологической и диалогической формами речи. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Решать творческие задачи. | |
34 | Конкурс «Грамотеи» | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, составляющих внутренний мир. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа. |
8. Материально-техническое обеспечение
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к
грамотности». 2 класс / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2014.
5. О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения.
Проекты по русскому языку. 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2016.
6. О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк. Проектная деятельность по русскому языку.
Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа кружка «Компьютерная грамотность»
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. В рамках дополнительного образ...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...
Рабочая программа "Элементарная компьютерная грамотность"
Рабочая программа "Элементарная компьютерная грамотность"Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Элементарная компьютерная грамотность», для 4 «Д...
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....