Рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin_gram_2-4_kl.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50
«Рекомендовано» Руководитель МО _______/ Ромашова А.Е. / Протокол № __ от «__» ______2018г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 50 _________// «__» _____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №50 ____________ /Бензар И.Г./ Приказ №_____ от «__» ________2018г./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Финансовая грамотность»
Ступень обучения : начальное общее ,2-4 класс
Количество часов :105 Уровень базовый
Учитель:
Программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Принята решением
педагогического совета
Протокол №____от
« »__августа 2018г.
г. Комсомольск-на-Амуре
2018 – 2019 учебный год
Планируемые результаты
2 класс
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
• понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов | • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. | познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Содержание программы 2 класс
2 класс
Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов).
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Какие деньги были раньше в России (7 часов).
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Современные деньги России и других стран (10 часов).
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Календарно тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Что такое деньги и откуда они взялись.(9 ч) | ||||
1 | Что такое деньги? | |||
2 | Как появились деньги. Появление обмена товарами. | |||
3 | Как появились деньги. Появление обмена товарами. | |||
4 | Проблемы товарного обмена. | |||
5 | Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. | |||
6 | Свойства драгоценных металлов. | |||
7 | Появление первых монет. | |||
8 | Первые монеты разных государств | |||
9 | Что такое деньги и откуда они взялись? | |||
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.(8 ч) | ||||
10 | Устройство монеты. | |||
11 | Изобретение бумажных денег | |||
12 | Изобретение бумажных денег | |||
13 | Защита монет от подделок. | |||
14 | Современные монеты. | |||
15 | Способы защиты от подделок бумажных денег. | |||
16 | Способы защиты от подделок бумажных денег. | |||
17 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | |||
Какие деньги были раньше в России.(7 ч) | ||||
18 | Древнерусские товарные деньги. | |||
19 | Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги». | |||
20 | Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка». | |||
21 | Первые русские монеты. Деньга и копейка. | |||
22 | Рубль, гривенник и полтинник. | |||
23 | Пословицы и поговорки про деньги. | |||
24 | Дизайн купюры сказочной страны. | |||
Современные деньги России и других стран. (10 ч) | ||||
25 | Современные деньги России . | |||
26 | Современные деньги мира. | |||
27 | Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. | |||
28 | Появление безналичных денег. | |||
29 | Безналичные деньги как информация на банковских счетах. | |||
30 | Проведение безналичных расчётов. | |||
31 | Функции банкоматов. | |||
32 | Наличные, безналичные и электронные деньги. | |||
33 | Наличные, безналичные и электронные деньги. | |||
34 | Современные деньги России и других стран. | |||
Откуда в семье деньги. (5 ч) | ||||
21 | Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство. | |||
22 | Откуда в семье деньги. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы в семье» | |||
23 | Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. | |||
24 | Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. | |||
25 | Откуда в семье деньги Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | |||
На что тратятся деньги.( 3 ч) | ||||
26 | На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. | |||
27 | Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» | |||
28 | Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. | |||
Как умно управлять своими деньгами. (4 ч). | ||||
29 | Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. | |||
30 | Как умно управлять своими деньгами. Что такое экономия? Кого называют банкротом? | |||
31 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» | |||
32 | Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. | |||
Как делать сбережения. (3 ч) | ||||
33 | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? | |||
34 | Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия» | |||
35 | Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. |
Планируемые результаты
3 класс
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Обучающийся научится: -понимать экономические термины; -иметь представление о роли денег в семье и обществе; -знать источники доходов и расходов семьи; -уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; -проводить элементарные финансовые расчеты. | -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности; -понимание, что ребенок – это член семьи, общества и государства; -развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки. | Регулятивные. Обучающийся научится: -составлять простые планы; -проявлять инициативу; -оценивать правильность выполнения действий; -правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: - решению проблем творческого и поискового характера; -использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения; -овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: -составлять текст; - вести диалог; -излагать свое мнение; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Содержание программы
3 класс
Откуда в семье деньги (12 ч).
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги (6 ч).
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Как умно управлять своими деньгами (6 ч).
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения (10 ч ).
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Календарно тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Откуда в семье деньги 12 (часов). | ||||
1 | Откуда деньги в семье? | |||
2 | Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | |||
3 | Основной источник дохода современного человека | |||
4 | Основной источник дохода современного человека | |||
5 | Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. | |||
6 | Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. | |||
7 | Пенсия. Стипендия. Пособие. | |||
8 | Денежный займ. | |||
9 | Имущество. Аренда. | |||
10 | Проценты по вкладам. Кредиты. | |||
11 | Мошенничество. | |||
12 | Откуда в семье деньги. | |||
На что тратятся деньги (6 часов). | ||||
13 | Обмен денег на товары и услуги. | |||
14 | Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. | |||
15 | Обязательные и необязательные расходы. | |||
16 | Сбережения. | |||
17 | Долги. Вредные привычки. Хобби. | |||
18 | На что тратятся деньги | |||
Как умно управлять своими деньгами ( 6 часов). | ||||
19 | Бюджет – план доходов и расходов. | |||
20 | Учёт доходов и расходов | |||
21 | Сравниваем доходы и расходы. | |||
22 | Способы экономии. | |||
23 | Способы экономии. | |||
24 | Как умно управлять своими деньгами | |||
Как делать сбережения 10 часов. | ||||
25 | Превышение доходов над расходами. Сбережения. | |||
26 | Копилки. Коллекционирование. | |||
27 | Вложения в банк или ценные бумаги. | |||
28 | Банковский вклад. Недвижимость. | |||
29 | Ценные бумаги. | |||
30 | Фондовый рынок. | |||
31 | Акции. Дивиденды. | |||
32 | Сравниваем разные виды сбережений. | |||
33 | Откуда в семье деньги и на что тратятся деньги | |||
34 | Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения. |
Планируемые результаты
4 класс
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
• понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. |
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. | познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Содержание программы
4 класс
Что такое деньги и какими они бывают (20 часов)
Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
Из чего складываются доходы в семье (5 часов)
Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является за-
работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов)
На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа).
Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Календарно тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Что такое деньги и какими они бывают | ||||
1 | История появления денег. | |||
2 | Как появились деньги. | |||
3 | Товарные деньги. | |||
4 | Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. | |||
5 | История монет. | |||
6 | Представление творческих работ. | |||
7 | Первые монеты на Руси. | |||
8 | Устройство монет. | |||
9 | Бумажные деньги. | |||
10 | Защита бумажных денег от подделок. | |||
11 | Защита бумажных денег от подделок. | |||
12 | Безналичные деньги. | |||
13 | Принцип работы пластиковой карты. | |||
14 | Безналичные деньги на банковских счетах. | |||
15 | Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. | |||
16 | Валюты. | |||
17 | Валютный курс. | |||
18 | Резервная валюта. | |||
19 | Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. | |||
20 | Викторина по теме «Деньги». | |||
Из чего складываются доходы в семье (5 часов). | ||||
21 | Откуда в семье берутся деньги. | |||
22 | Минимальный размер оплаты труда. | |||
23 | Дополнительные доходы. | |||
24 | Доходы нетрудоспособных лиц. | |||
25 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. | |||
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (6 часов). | ||||
26 | На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. | |||
27 | Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. | |||
28 | Обязательные расходы. Желательные расходы. | |||
29 | Переменные расходы. Сезонные расходы. | |||
30 | Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. | |||
31 | Составление собственного плана расходов. | |||
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа). | ||||
32 | Как правильно планировать семейный бюджет. | |||
33 | Семейный бюджет. | |||
34 | Сбережения (накопления). Долг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по финансовой грамотности
разработка программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы...
Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмо...
Рабочая программа факультатива «Финансовая грамотность» 2 класс
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся...