Материал для проведения урока во 2 классе на тему "Приставка как часть слова"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

  Урок составлен в технологии критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Приставка - часть слова»

2 класс

                                                           

Цель урока: создать условия для формирования представления о приставке как о значимой  части слова

Задачи:

Образовательная:

  • обобщить знания детей о частях слова;
  • уточнить место приставки в слове, ее роль и значение

Развивающая:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, совершенствования способов мыслительной деятельности;
  • для развития личностных качеств, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру учебного труда

Основные характеристики урока

  Урок составлен в технологии критического мышления. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы: «Верные и неверные утверждения», «Кластер».

Тип урока – открытие новых знаний

Форма работы – фронтальная, групповая

Методы обучения: 

  •  проблемный
  •  частично-поисковый

Ключевые компетенции младших школьников

  •  коммуникативные (включение в групповую работу, формулирование своего мнения)
  •  познавательные (актуализация, анализ, сравнение, открытие знаний)
  •  регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои действия)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Орг.

момент

- Улыбнитесь друг другу, садитесь

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм сопровождается психологическим настроем на занятие.

2. Стадия

вызова

Начинаем с повторения темы «Части слова» приём «Кластер» - 10-12 минут

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Я задаю вопрос, а вы если согласны – поднимаете  «+», если не согласны – «-»

- Верите ли вы, что слово можно разбить на части?

- Верите ли вы, что за корнем стоит суффикс?

- Верите ли вы, что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными?

-Корень главная часть слова?

-Может ли слово быть без корня?-

-У родственных слов одинаковый корень?

-Окончание – это неизменяемая часть слова?

-Бывает ли у слова нулевое окончание?

-Мы выучили все части слова?

- Верите ли вы, что не только суффиксы могут образовывать новые слова?

Это нам и предстоит выяснить.

- Это значит, что мы еще не все знаем о составе слова. Ответим на эти вопросы в конце урока.

Минутка чистописания (слайд 2)

Постановка проблемы

- Ребята, давайте вспомним алгоритм разбора слова.  (4 слайд)

-Молодцы, а теперь давайте разберём несколько слов по составу.

Труба, домик, садок, посадка

- Что мы ещё не знаем? Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Познакомиться с новой частью слова - приставкой и ее местом в слове.)

Проверяют и корректируют ранее изученные знания, которые будут востребованы на данном уроке

Формулируют тему урока, ставят цель

ЛУУД– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

– выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– строить рассуждения;

КУУД – учитывать разные мнения,

– формулировать собственное мнение

3. Стадия осмысления

- Ребята, давайте понаблюдаем за новой частью словом.

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Как обозначают приставки?

- Молодцы.

- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем приставка отличается от суффикса?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и корнем?

- Молодцы.

Музыкальная физкультминутка

б) Получение новых знаний

- Прочитайте на доске новые слова: посадка, высадка, пересадка.

- Разберите по составу.

- Что объединяет слова? (однокоренные)

- Чем отличаются?

- Почему изменилось значение слов?

- Каковы ваши предположения? ( по-, вы-, пере- - это приставки, помогают образовать новые слова, стоят в начале слова, перед корнем) (слайд 4)

- Сделайте вывод. Сформулируйте правило.

(слайды 5, 6)

в) Знакомство с правилом (учебник, стр. 144-145)

- Посмотрим, что о приставке говорится в учебнике.

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Сравните наш вывод с правилом. Что заметили?

г) Первичное закрепление (учебник, стр. 145, упр. 4 )

Какой вывод можете сделать.

Наблюдение над словообразующей ролью приставок.

Самостоятельное применение знаний

Спиши слова, выдели в них приставку.

 

- Обсудите свою работу в парах.

выдвигают гипотезы, обсуждают, делают вывод.

Сравнивают собственную формулировку правила с учебником.

ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия;

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– обобщать;

– строить рассуждения;

КУУД – формулировать собственное мнение;

– строить монологическое высказывание

4. Рефлексия

приставка

Часть слова

Стоит перед корнем

Служит

для образо-

вания

новых

слов

Обоз-нача-

ется

Тест:

2. Какая часть слова может изменяться?

3. Какая часть слова служит для образования новых слов?

4. Разбери однокоренные слова по составу:

соль, подсолнечник, соленый, солнце, засолка.

5. Выдели приставку в словах:

наступила, подул, закружилась, нарисовал

- Все ли у вас получилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось ….

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Анализ проделанной работы.

Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Стимулирование дальнейшей деятельности, интереса к учению. Похвала.

ПУУД – осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать причинно-следственные связи;

ПУУД – строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

КУУД – использовать речь для регуляции своего действия

ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД – формулировать собственное мнение;

– строить монологическое высказывание

 – допускать возможность различных мнений;

– приходить к общему решению;

ПУУД – анализ объектов, сравнение, обобщение;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– осуществлять контроль итоговый и пошаговый

5. Задание на дом

1. Составить и записать как можно больше однокоренных слов к слову бежать, используя приставки.

Развитие творческих способностей



Предварительный просмотр:





Кот

Котом

Коту

О коте

Кот

Котик

Котёнок

Кошка

Кот

Котик

Котёнок

Кошка



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Оди нн адцатое декабря. Классная работа . Пишем чисто и красиво, Чтоб самим приятно было.

Слайд 3

Чистописание Ко кл ки Каков работник, такова ему и плата.

Слайд 4

Алгоритм разбора слова по составу 2 1 3

Слайд 5

Труба Домик Садок Посадка

Слайд 6

ПРИСТАВКА КАК ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 7

Труба Домик Садок Посадка

Слайд 8

Приставки пишутся слитно со словами! Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Приставка обозначается так:

Слайд 9

ПРИСТАВКА Ребята, придумайте новые слова при помощи приставок от корня шёл Приставки: По У Подо Про При Пере За Вы

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ шёл по шёл подо шёл при шёл за шёл вы шел пере шёл про шёл у шёл

Слайд 11

за вы при пере от

Слайд 13

по по у

Слайд 14

Приставка Часть слова Стоит перед корнем Служит для образования новых слов Обозначается Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проведению урока в 1 классе по теме:"Увеличить на - уменьшить на".

Наглядный материал к проведению урока математики в 1 классе....

Материал к проведению урока Мира

Рекомендации к проведению урока Мира, целью которого является:  1) Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;·     ...

Материал к проведению урока Мира

Рекомендации к проведению урока Мира, целью которого является:  1) Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;·     ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Наглядный материал для проведения урока на тему "День Святого Валентина" в начальной школе

Раздаточные материалы, на основе которых можно построить урок английского языка в начальной школе...

Методический материал для проведения урока технологии в 4 классе. Тема урока: «Подснежник».

Презентация содержит пошаговую инструкцию по изготовлению работы....