Урок русского языка в третьем классе по теме "Род имён существительных" (ознакомление)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Все используемые виды деятельности позволяют сделать работу на уроке более динамичной, интересной для учащихся, что обеспечивает лучшее понимание и усвоение изученного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 3 класс
Тема урока:
«Род имён существительных»
Цель: познакомить учащихся с понятием «род имён существительных», с приёмами распознавания рода имён существительных.
Задачи:
Образовательные:
- научить определять род имён существительных;
- продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Развивающие:
- развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
- формировать аналитико-синтетическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
- развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать речь детей, словарный запас, мышление.
- развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы;
- учиться оценивать себя и других;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
Оборудование:
Экран, проектор; таблица (род имён существительных); карточки для картинного диктанта;
- карточки для работы в группах.
Ход урока
1.Организационный момент
У нас на уроке не будет секретов,
Сто вопросов, сто ответов.
Вы приготовились к нему?
Тогда, вперёд! Узнаем, «что» и «почему».
Девизом нашего урока будут слова:
«Интересно всё то, что неизвестно».
2.Актуализация знаний
Вам предстоит исследовать, наблюдать, анализировать и делать выводы. А начнём мы свою работу….Кстати, с чего начинается работа на уроке русского языка? Совершенно верно, с каллиграфической минутки. Почему именно с этого? И не забывайте об осанке.
Сяду я за партой ровно,
Спину прямо я держу.
А тетрадь свою с наклоном
Я повыше положу.
1.Откройте тетради, запишите дату.
На полях поставьте, пожалуйста оценку, которую вы хотели бы получить на уроке.
1-я строка: Пропишите букву, обозначающую гласный звук, произносимый в безударном положении как «А».
2-я строка: Пропишите буквосочетания –оро-, -оло-
3-я строка: Запишите несколько слов с данными буквосочетаниями. Определите к какой части речи относится каждое слово.
Обменяйтесь тетрадями, проведите взаимопроверку. Оцените работу товарища. Кто хочет прочитать свои слова для всех?
2.Отгадайте загадку и вы узнаете новое словарное слово, необходимое для запоминания.
Днём спит на ней подушка,
А по ночам Андрюшка. (Кровать)
Сколько слогов с слове? Какой ударный? Какой безударный гласный в корне надо запомнить? Пропишите это слово. Устно подберите однокоренные слова. При помощи чего они образовались?
В течении уже нескольких уроков мы изучаем….Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное) И все полученные сведения отражаем в схеме. Пользуясь ею, что вы можете мне рассказать о слове «кровать» (это нарицательное неодушевлённое имя сущ., отвечает на вопрос что?, стоит в единственном числе).
Изменится ли наша схема после сегодняшнего урока?
3.Самоопределение к деятельности (введение в тему)
Предлагаю поработать в группах.
Задание для групп:
Разделите данные слова на группы. Объясните по какому принципу вы это сделали.
1-я группа: Лиса, месяц, космонавт, умница, морковь, сердце
2-я группа: Байкал, планета, город, Венера, Иваново, озеро
3-я группа: зверёк, шубы, море, рысь, деревья, столы
Представьте свои ответы.
А теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы, но уже по другому грамматическому признаку. Получается? Попробуйте подставлять к каждому слову он мой, она моя, оно моё. Что получилось?
Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
(Запись на доске темы урока: «Род имён существительных»)
4.Изучение нового материала
1.Работа с учебником
- Откройте, пожалуйста учебники на стр.25. Самостоятельно прочитайте правило. Закройте книги, расскажите правило друг другу.
А теперь послушайте небольшое стихотворение, которое поможет вам правильно выполнить задание упражнения 39.
Род мужской, конечно, мой
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, напомню я,
То, про что скажу моя.
Моя ручка, моя тучка,
И тетрадь моя.
Средний род- оно моё.
Моё окно, село моё.
Упражнение выполняется «цепочкой» с комментированием.
5.Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме урока
-По каким признакам мы будем определять род имён существительных?
(выслушать ответы детей)
Это грамматический признак- окончание. Рассмотрим схему.
Существительные мужского рода имеют нулевое окончание или –а(я)
Существительные женского рода имеют окончания –а(я)
Существительные среднего рода имеют окончание –о(е)
Выполнение упражнения из учебника.
7.Закрепление, обобщение
1.Работа со схемой
- Давайте вернёмся к нашей схеме. Какие сведения мы можем добавить в неё сегодня? Обратите внимание: нельзя сказать, что существительное изменяется по родам. Оно относится к определённому роду. Так, например, парта всегда будет ж.р., а стол- мужского.
2.Разбор домашнего задания
В упражнении 43 на стр.27 из предложенных слов нужно составить словосочетания, у имён существительных определите род. А кто захочет поработать творчески, составит предложения с любым из словосочетаний. Откройте дневники, запишите домашнее задание.
3.Заучивание стихотворения про род имён существительных
Женский род запомню я
И скажу: она моя.
И запомню род мужской
И опять скажу: он мой.
Средний род: оно моё
Это правило твоё.
8.Рефлексия
1.Игра «Да» и «Нет»
- Имя существительное- это часть речи
- Имя существительное отвечает на вопрос какой, какая, какое
- Имена существительные изменяются по родам
- Слово школа- нарицательное имя существительное женского рода
- Слова он мой подходят существительным мужского рода
- К существительным среднего рода можно подставить слова она моя
2. «Найдите лишнее слово»
- Мама, папа, ваза, нота, книга, полка
- Мальчик, чайник, дом, дедушка, дитя
- Дерево, поле, море, сон, ведро,
3.Игра «Не скажу» (картинный диктант)
Я буду показывать картинки. Девочки, увидев то, что относится к именам существительным женского рода хором кричат «Не скажу», мальчики таким образом выбирают существительные мужского рода, а если встретится средний род, все молчим. Начали.
9.Итог урока
- Оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите? (Тему не понял. Надо ещё поработать. Мне всё понятно.)
- Совпали ли ваши ожидания от урока? У кого желаемая оценка и результат работы на уроке совпали?
- За активную работу на уроке выставим оценки следующим ученикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в третьем классе "Части речи"
Конспект урок + презентация на тему "Части речи"...
Урок русского языка в третьем классе. Обучающее изложение "Моя любимая игрушка"
Каждый ученик учится павильно выражать свои мысли и чувства; совершенствует умения правильно строить предлжения и текст....
Конспект урока русского языка в третьем классе УМК "Школа России"
Конспект угока русского языка с элементами психологии...
Урок русского языка в третьем классе."Проектная деятельность. Семья слов."
А) Обобщение полученных знаний по теме: «Слово».Б) Завершение работы над проектом «Слово».В) Защита проектов....
Урок русского языка в третьем классе: «Обобщение знаний об имени существительном»
Обобщение знаний учащихся о постоянных признаках имени существительного; закрепление умений определять род, склонени...
Учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы" Программа Эльконина, Давыдова
Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы". Надеюсь, что данный материал будет ...
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме: "Предложение. Текст""
Цели:· Предметные – систематизировать знания о понятии предложение, текст.· Коммуникативные &nda...