Урок русского языка в третьем классе "Части речи"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Карпова Ольга Николаевна

Конспект урок + презентация на тему "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.rar1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Автор: Карпова Ольга Николаевна (o-n-karpova@mail.ru)

Место работы: Муниципальное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение МСКОУ  «Школа №154 г. Перми для учащихся, воспитанников  с отклонениями в развитии»

Предмет: Русский язык,  урок - повторение

Тема: «Части речи»»

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс: 3

Технологии: Компьютер (ноутбук), проекционный экран, проектор, презентация  PowerPoint

Задачи  урока:

Обучающие – закрепить  первоначальные представления о частях речи.

Развивающие – учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, развивать познавательные процессы,  пополнять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные – воспитывать активность, внимательное отношение к слову,  любовь к родному языку.

Ход урока:

 1. Орг. момент.

2. Запись даты.

3. Минутка чистописания.

Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

                                               большой – маленький

                                               сухой - ?

                                               война – ?

                                               глубокий - ?  

                                               старый - ?

                                               твёрдый - ? (слайд №2)

Ученики: К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с буквы м. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву м.

Учитель: Определите порядок следования букв и запишите указанную последовательность. МЛО ОМЛ ЛОМ …. (слайд № 2)

Учащиеся работают в тетради

4. Словарная работа

Учитель: Внимательно  посмотрите на шифр и ключ к нему. Определите, какое слово зашифровано? (слайд №3)

Ученики Мы нашли слово «солома» (слайд №4)

Учитель: Что такое «солома»?

Ученики: Это стебли растений.

Учитель: Уточните, каких растений?

Ученики: пшеницы, ржи, овса…. Злаковых растений

Учитель: Как получается солома?

 Ученики   предлагают варианты ответа.

 Учитель: Сделайте полный вывод

Ученики: Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

 Учитель: Найдите слово в словаре, запишите его, поставив ударение в слове. На правописание какой буквы следует обратить наше внимание?

Ученики делают вывод.

 Учитель: (слайд №5) Прочитайте пословицы. Найдите те слова, смысл которых вам не понятен (объясняется смысл непонятных слов). А теперь объясните смысл каждой пословицы. Запишите ту пословицу, в которой встречаются существительное, прилагательное, глагол и предлог.

Ученики: Мы запишем пословицу «Привыкает корова и ко ржаной соломе».

Учитель: Молодцы! Вы великолепно справились с заданием!

5. Сообщение темы урока.

Учитель: Опираясь на последнее  выполненное вами задание, сделайте вывод, о чем же на уроке пойдет речь?

Ученики? Мы будем говорить об именах существительных, прилагательных, глаголах и предлогах. Значит, мы будем говорить о частях речи.

Учитель: Найдите в нашей пословице имя существительное. Как это сделать?

Ученики: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает предметы. В нашей пословице это слова «корова» и «солома» (Аналогично идет работа с именем прилагательным и глаголом)

Учитель: Какие слова мы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам?

Ученики: Это слова ко и и.

Учитель: Вспомните, что это за части речи?

Ученики: Ко (к) - это предлог, а и – это союз.

Учитель: Все слова русского языка относятся к какой–либо части речи. Как определить к какой части речи принадлежит то или иное слово?

Ученики: Чтобы определить к какой части речи относится слово, надо поставить (задать) к нему вопрос. (слайд № 6)

Учитель: Молодцы!

6. Физкультминутка.

Учитель: А теперь мы немножко отдохнем. Встанем из-за парт и поиграем. Если я назову существительное, то вы поднимете правую руку. Если я назову прилагательное – то левую руку. А если назову глагол, то попрыгаем.

7. Закрепление знаний о частях речи.

Учитель: Вот и пришло время потренироваться. Продемонстрировать свои знания. Прочитайте цепочки слов, найдите лишнее в каждой строке, объясните свой выбор. Помните тему урока - «Части речи» (слайд № 7)

Ученики исключают «лишнее» слово, мотивируя свой ответ. 1. Лёгкий. 2. Река. 3. Резьба. 4. Через. 5. Пахучий. (Параллельно идет работа по формированию орфографической зоркости)

Учитель: Молодцы ребята!

8. Самостоятельная работа. (по усмотрению учителя)

Учитель: Прочитайте пословицы, запишите их в такой последовательности:

  1. Пословицы, в которых нет прилагательных;
  2. В которых нет глаголов;
  3. В которых нет предлогов;
  4. В которых есть все части речи (слайд №8)

(У) л.нивого всегда праз.ник. (нет глаголов)

Не бойся с.баки брехливой, а бойся м.лч.ливой. (нет предлогов)

Хв.лись ур.жаем, когда ро.ь в засеку насыплешь. (нет прилагательных)

Злой ч.ловек плачет (от)зав.сти, а добрый (от)радости. (все изученные части речи)

Молодцы!!!

9.   Рефлексия. Итог урока.

Учитель:  О чем мы говорили на уроке?  Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.

 Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания. Спасибо за работу. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в третьем классе. Обучающее изложение "Моя любимая игрушка"

Каждый ученик учится павильно выражать свои мысли и чувства; совершенствует умения правильно строить предлжения и текст....

Конспект урока русского языка в третьем классе УМК "Школа России"

Конспект угока русского языка с элементами психологии...

Урок русского языка в третьем классе."Проектная деятельность. Семья слов."

А) Обобщение полученных  знаний  по теме: «Слово».Б) Завершение работы над проектом «Слово».В) Защита проектов....

Урок русского языка в третьем классе: «Обобщение знаний об имени существительном»

Обобщение  знаний  учащихся о постоянных признаках имени существительного;           закрепление  умений  определять род, склонени...

Урок русского языка в третьем классе по теме "Род имён существительных" (ознакомление)

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Все используемые виды деятельности позволяют сделать работу на уроке более динамичной, интересной для учащихся, что обеспечивает лучшее пониман...

Учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы" Программа Эльконина, Давыдова

Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы". Надеюсь, что данный материал будет ...

Конспект урока русского языка в третьем классе по теме: "Предложение. Текст""

Цели:·        Предметные – систематизировать знания о понятии предложение, текст.·        Коммуникативные &nda...