Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazhenie_glagolov_otkr.urok_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Спряжение глагола.
(с использованием технологий РКМЧП и ИКТ)
4 класс, «Школа 2100»
Цели урока:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о частях речи, дать представление о разделе языкознания «морфология»; в процессе работы с текстом определения в технологии РКМЧП познакомить со спряжениями глагола.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Приемы ТРКМЧП: бортовой журнал, инсерт, синквейн.
Оборудование урока: интерактивная доска и проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, «бортовые журналы»
Ход урока
1.Организационный момент /Слайд 1/.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Учитель:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спинка? – ПРЯМАЯ.
(Проверка готовности к уроку. Запись числа.)
I. Стадия вызова./Слайд/
1.Словарная работа.
Учитель: Сейчас мы с вами, ребята, запишем несколько слов под диктовку, а вы мне затем скажете, что это за слова?
Народный, сверкать, медаль, салют, памятный, готовить, победный, греметь, огонь, солдаты, выражать, великий.
Учитель: Что это были за слова? (ответы детей)
/Самопроверка с опорой на слайд/
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? Устно делим на группы. (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)
/Слайд/
2.Сообщение темы урока, повторение. /Слайд/
Учитель:
-Сегодня мы с вами повторим всё, что знаем уже об изученных частях речи. А повторим мы с вами это в виде теста. /Слайд/
Взаимопроверка, дети проверяют друг у другу, на экране ответы, выставление оценок./Слайд с ответами/
3.Физминутка
Упражнения для осанки. Гимнастика для глаз.
4.Бортовой журнал /Слайд /.
Учитель: А сейчас мы с вами представим себе, что мы исследователи в области русского языка. Как называется раздел русского языка, где изучаются части речи? (морфология) /Слайд/
Учитель: Как называют лингвистов, которые изучают морфологию? /морфологи./
Учитель: Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журналы наблюдений. Сегодня мы с вами продолжим исследовать глагол. Запишите, пожалуйста, всё, что вы помните о глаголах.
(Учащиеся работают в парах. Свои знания они записывают в таблице.)
Бортовой журнал
Предположения | Новая информация |
II. Стадия осмысления./Слайд/
1.Работа с учебником. (стр.68)
Чтение текста-определения с маркировкой по методу insert (инсерт) .
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, что и глагол может изменяться. Что такое спряжение глагола?/Слайд/
А знаете ли вы, что у глагола 2 спряжения?
Возьмите простой карандаш. Прочитайте небольшой текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял. (Учащиеся читают определение)
Учитель: Запишите в своем «журнале наблюдений», что нового вы узнали о спряжении глагола?
Учитель: Итак, сколько спряжений у глагола?
-Как определить спряжение глагола. (Слайд)
2.Закрепление /Слайд /.
Учитель: А теперь, ребята посмотрите, пожалуйста, на экран, спишите эти слова к себе в тетрадь в строчку, через запятую
Отмечают праздник, горит огонь, говорят ветераны, вспоминают о войне, поют песни, весело танцуют, сверкают медали, не забудет народ, гремят салюты.
Учитель: В тетради простым карандашом над словом записываем спряжение глагола. На интерактивной доске фломастерами проводим стрелки от слова к определённой группе спряжения. Молодцы прекрасно справились с заданием.
Учитель: На дом, используя эти слова, и не только эти, но и, конечно, свои, составить небольшой текст на тему «День Победы».
III. Стадия рефлексии.
1.Синквейн /Слайд/.
Учитель: Заканчивая сегодняшнюю тему о частях речи, о спряжении глагола, я предлагаю вам написать о спряжении синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).повторяет суть темы
Пример синквейна:
Спряжение
Сложное, постоянный признак
Относится, изменяется по лицам и числам
Будь внимателен к личным окончаниям
Изменение по лицам и числам
2.Домашнее задание /Слайд/
Учитель: Написать сочинение на тему «День Победы» используя словарные слова и сочетания слов, с которыми мы сегодня работали.
Подведение итогов
Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? Заполните правую колонку «журнала наблюдения».
Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
(Выставление оценок.)
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
Учитель: (Слайд) Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
1. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
а) Имя существительное.
б) Глагол
в) Имя прилагательное
2. Имя существительное в именительном падеже в предложении является:
а) сказуемым;
б) подлежащим;
в) второстепенным членом;
3. Чтобы определить склонение имени существительного нужно:
а) Определить число и падеж;
б) Определить число и выделить окончание;
в) Определить род и выделить окончание;
4. Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет;
5. Найди правильное утверждение:
а) Имя прилагательное стоит в том же роде числе и падеже , что и имя существительное к которому оно относится;
б) Имя прилагательное не изменяется по родам, числам и падежам;
в) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и глагол;
6.Глаголы отвечают на вопросы
а) кто? что?
б) какой? какая? какие?
в) что делает? что сделает? что делал?
7. Найдите ряд, где все глаголы прошедшего вр.
а) бегу, читаю, рисую;
б) бежал, читал, рисовал;
в) пробегу, прочитаю, нарисую;
8. Найдите предложение, где глагол стоит в неопределённой форме:
а) Мальчик читал интересную книгу.
б) Мальчик читает интересную книгу.
в) Мальчику интересно читать книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"
Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии....
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)
Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Глаголы в единственном и во множественном числе»
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Открытый урок по русскому языку 3 класс. "Закрепление о глаголе"
Тема открытого урока «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»Цель: организация деятельности учащихся, направленная на обобщение и систематизацию знаний...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...