Мастер-класс по теме:"Категория одушевленности имен существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Этот мастер-класс построен в технологии деятельностного метода и рассчитан на детей от 10 лет и взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект мастер - класса по русскому языку
АПКиППРО РФ, Центр системно-деятельностностной педагогики «Школа 2000…»
Лаборатория «Модификация технологии дидактического метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов начальной школы»
Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон
Сценарий мастер – класса по русскому языку
Тема: «Категория одушевленности имен существительных»
Тип урока: ОНЗ
Автор: Докторова Е.И учитель начальных классов ГБОУ Школа №852
Основная цель: учить отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать участников к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха.
- Здравствуйте!
- Все мы с вами являемся носителями русского языка. Стремимся к чёткой, чистой и правильной речи, что особенно важно в нашей профессии.
- Согласны? (да)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
Цель:
1) повторить уже известные признаки слов;
2) предъявить задания, близкие жизненному опыту;
3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения одушевленности и неодушевленности имен существительных.
- Часто над многими явлениями и фактами использования русского языка в нашей речи мы не задумываемся. Не задумываемся и над тем, насколько сложна сама система русского языка.
- Сейчас я предлагаю вам прочитать следующие слова:
СТОЛ, КОНЬ, МОРЕ, НАРОД, ПОКОЙНИК, ХАЛАТ, КАРАНДАШ, ОКНО.
- Значение всех слов понятно для вас? (да)
- Что общего у всех этих слов? (это имена существительные)
- На какие группы можно разделить эти слова? (по количеству букв в слове, слогов, м.р. и ср.р., одушевленные предметы и неодушевленные)
- Как вы это определите? (кто? – живое, что? - неживое)
- Хотите определить одушевленность и неодушевленность этих слов? (да)
- Тогда за 1 минуту разделите эти слова. Они находятся у вас.
- Готовы? (да)
- Давайте проверим по образцу!
- Поднимите руки у кого получилось также!
- У кого по-другому?
- С чем вы не согласны?
- Какие слова вы отнесли к другой группе? (народ, покойник)
- Почему? (народ - кто? покойник – что?)
3. Выявление места и причины затруднения:
Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.
- На самом деле, система русского языка очень сложна и, следовательно, нельзя категорию одушевленности приравнивать к понятиям «живой и неживой».
- А тогда как действовать? Как точно можно отличить одушевленные существительные от неодушевленных? (ответы участников)
- Значит, какова цель нашего занятия? (понять, как точно можно это определить)
- Вы хотите научиться? (да)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.
- Тогда давайте изменим слова «народ» и «покойник» по 3 падежам:
Им.п. кто? что? ПОКОЙНИК НАРОД
Р.п. кого? чего? ПОКОЙНИКА НАРОДА
В.п. кого? что? ПОКОЙНИКА НАРОД
- Что вы заметили? (одинаковые окончания)
- Можно теперь определить? (нет)
- Ваши предложения? (ответы участников)
- Давайте возьмем для сравнения точно одушевленное существительное - МАЛЬЧИК и точно неодушевленное существительное - СТОЛ!
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать «открытие» нового знания.
- А теперь просклоняем.
- Что заметили? (окончания одинаковые в Р.п. и В.п.)
- какой вывод сделаем? (ПОКОЙНИК – одушевленное существительное, а НАРОД – неодушевленное)
- В системе языка, существительные, у которых совпадают формы в Р.п. и В.п. принято считать одушевленными!!!
- А существительные, у которых совпадают формы в И.п. и В.п. принято считать неодушевленными!!!
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.
- Попробуйте теперь с помощью данной схемы определить одушевленность и неодушевленность таких существительных: МЕРТВЕЦ, ТРУП на листках.
- Получилось? (да)
- Кто еще затрудняется в определении? Почему?
- Теперь попробуйте определить одушевленность и неодушевленность таких имен существительных: ПРОЛЕТАРИАТ, СНЕГОВИК, КУКЛА.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
- Так чему мы с вами сегодня научились? (Определять одушевленность и неодушевленность имен существительных)
- С какой целью необходимо научиться узнавать одушевленность и неодушевленность имен существительных? (Чтобы правильно определять одушевленность и неодушевленность существительного)
- Достигли ли вы этой цели?
- Как достигали?
- Где бы мы еще могли познакомиться с этим случаем? (книги, интернет…)
- А теперь оцените свою работу, зафиксируйте тот уровень, на котором вы достигли своего результат (устно)
- А дома вам нужно еще потренироваться в определении склонения имен существительных? (Да)
- Тогда домашнее задание: определить одушевленность и неодушевленность слова ИНФУЗОРИЯ.
- Надеюсь, что вам пригодятся эти знания ! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Технологическая карта урока + презентация "И.п., Р.п., В.п. одушевленных имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка с презентацией на тему "И.п., Р.п., В.п. одушевленных имен существительных"...
Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»: "Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных"
Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»" Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных...
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
Конспект урока по теме "Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных."...
"Винительный падеж одушевленных имен существительных" 4класс
конспект урока...
Упражнение в распознавании дательного, винительного, творительного падежей одушевленных имен существительных.
Цель урока: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в дательном, творительном...
- Мне нравится (1)