Мастер-класс по теме:"Категория одушевленности имен существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Докторова Елена Ивановна

Этот мастер-класс построен в технологии деятельностного метода и рассчитан на детей от 10 лет  и взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Проект мастер - класса по русскому языку

           АПКиППРО РФ, Центр системно-деятельностностной педагогики «Школа 2000…»

Лаборатория «Модификация технологии  дидактического метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов начальной школы»

Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон

Сценарий мастер – класса по  русскому языку

Тема: «Категория одушевленности имен существительных»

 

Тип урока: ОНЗ

Автор: Докторова Е.И учитель начальных классов ГБОУ Школа №852

Основная цель: учить отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

ХОД УРОКА

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:  мотивировать участников к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха.

- Здравствуйте!

- Все мы с вами являемся носителями русского языка. Стремимся к чёткой, чистой и правильной речи, что особенно важно в нашей профессии.

- Согласны? (да)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в  пробном действии:          

Цель:

1) повторить уже известные признаки слов;

2) предъявить задания, близкие жизненному опыту;

3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения одушевленности и неодушевленности имен существительных.

- Часто над многими явлениями и фактами использования русского языка в нашей речи мы не задумываемся. Не задумываемся и над тем, насколько сложна сама система русского языка.

- Сейчас я предлагаю вам прочитать следующие слова:

СТОЛ, КОНЬ, МОРЕ, НАРОД, ПОКОЙНИК, ХАЛАТ, КАРАНДАШ, ОКНО.

- Значение всех слов понятно для вас? (да)

- Что общего у всех этих слов? (это имена существительные)

- На какие группы можно разделить эти слова? (по количеству букв в слове,  слогов, м.р. и ср.р., одушевленные предметы и неодушевленные)

- Как вы это определите? (кто? – живое, что? - неживое)

- Хотите определить одушевленность и неодушевленность этих слов? (да)

- Тогда за 1 минуту разделите эти слова. Они находятся у вас.

- Готовы? (да)

- Давайте проверим по образцу!

- Поднимите руки у кого получилось также!

- У кого по-другому?

- С чем вы не согласны?

- Какие слова вы отнесли к другой группе? (народ, покойник)

- Почему? (народ - кто? покойник – что?)

 3. Выявление места и причины затруднения:

Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.

- На самом деле, система русского языка очень сложна и, следовательно, нельзя категорию одушевленности приравнивать к  понятиям «живой и  неживой».

- А тогда как действовать? Как точно можно отличить одушевленные существительные от неодушевленных? (ответы участников)

- Значит, какова цель нашего занятия? (понять, как точно можно это определить)

- Вы хотите научиться? (да)

4. Построение  проекта выхода из затруднения.

Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.

- Тогда давайте изменим слова «народ» и «покойник» по 3 падежам:

Им.п. кто? что?          ПОКОЙНИК                               НАРОД

Р.п.    кого? чего?       ПОКОЙНИКА                            НАРОДА

В.п.    кого? что?        ПОКОЙНИКА                            НАРОД

- Что вы заметили? (одинаковые окончания)

- Можно теперь определить? (нет)

- Ваши предложения? (ответы участников)

- Давайте возьмем для сравнения  точно одушевленное существительное - МАЛЬЧИК и точно неодушевленное существительное - СТОЛ!

5. Реализация построенного проекта.

Цель: организовать  «открытие» нового  знания.

- А теперь просклоняем.

- Что заметили? (окончания одинаковые в Р.п. и В.п.)

- какой вывод сделаем? (ПОКОЙНИК – одушевленное существительное, а НАРОД – неодушевленное)

- В системе языка, существительные, у которых совпадают формы в Р.п. и В.п. принято считать одушевленными!!!

- А существительные, у которых совпадают формы в И.п. и В.п. принято считать неодушевленными!!!

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.

- Попробуйте теперь с помощью данной схемы определить одушевленность и неодушевленность таких существительных: МЕРТВЕЦ, ТРУП на листках.

- Получилось? (да)

- Кто еще затрудняется в определении? Почему?

- Теперь попробуйте определить одушевленность и неодушевленность таких имен существительных: ПРОЛЕТАРИАТ, СНЕГОВИК, КУКЛА.

 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

-  Так чему мы с вами сегодня научились? (Определять одушевленность  и неодушевленность имен существительных)

- С какой целью необходимо научиться узнавать одушевленность  и неодушевленность имен существительных? (Чтобы правильно определять одушевленность  и неодушевленность существительного)

- Достигли ли вы этой цели?

- Как достигали?

         - Где бы мы еще могли познакомиться с этим случаем? (книги, интернет…)

- А теперь оцените свою работу, зафиксируйте тот уровень, на котором вы достигли своего результат (устно)

- А дома вам нужно еще потренироваться в определении склонения имен существительных? (Да)

- Тогда домашнее задание: определить одушевленность  и неодушевленность слова ИНФУЗОРИЯ.

         - Надеюсь, что вам пригодятся эти знания ! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока + презентация "И.п., Р.п., В.п. одушевленных имен существительных"

Технологическая карта урока русского языка с презентацией на тему "И.п., Р.п., В.п. одушевленных имен существительных"...

Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»: "Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных"

Статья  в  сборнике «Начальная  школа  Белгородчины»" Совершенствование речевой культуры младших школьников  при изучении категории рода имен существительных...

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."...

Упражнение в распознавании дательного, винительного, творительного падежей одушевленных имен существительных.

Цель урока: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в дательном, творительном...

Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода 2 склонения. (4 класс)

Формирование умения различать   родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных  мужского  рода  2  склонения....