Русский язык 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Александра Эдуардовна Хаирова

Изменение глаголов по временам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_2.pptx152.81 КБ
Файл soderzhanie_uroka_russkiy_gotovyy.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Будущее время Настоящее время Прошедшее время

Слайд 3

“ Ухожу ”, – кричит сегодня. “А вчера”, – кричит, – ушёл ” “А завтра, – скажет, – я уйду !” Позавидуйте ему!

Слайд 4

Изменение глаголов по временам

Слайд 5

Цель урока. Научиться изменять глаголы по временам; научиться образовывать от глаголов неопределенной формы времени.

Слайд 6

Действие происходит до момента речи. ( прош. время ) Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи.

Слайд 7

Действие происходит в момент речи. ( наст. время ) Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей.

Слайд 8

Действие происходит после момента речи. (будущ. время) Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.

Слайд 9

Памятка Прошедшее время вчера Что делал? Что сделал? Настоящее время сегодня Что делает? Что делают? Будущее время завтра Что будет делать? Что сделает?

Слайд 10

Кричать ( что делать?) -->Кричит (наст. время )  Кричал (прош. время)  Будет кричать ( буд. время) Закричать( что сделать?)  ------(наст .время)  Закричал ( прош. время)  Закричит ( буд. время

Слайд 11

1)Ребята (мастерить) домики для птиц. Ребята мастерят ( что делают?) домики. Ребята мастерили (Что делали?) домики. 2) Бабушка (звонить) по телефону. Бабушка звонит ( что делает?) по телефону. Бабушка звонила ( что делала?) по телефону.

Слайд 12

Д/З: Р.т. упр.161, упр. 162



Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

≈ 5

-Итак, ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Какие временя глагола, вы знаете?  ( -Г. в форме наст. времени отвечают на вопрос что делает? что делают? Эти  Г. обозначают действия, которые происходят в наст. времени, в момент речи. – Г. в форме прош. времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прош. времени, до момента речи. – Г. в форме буд. времени отвечают на вопросы что сделает?  что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти  Г. обозначают действия, которые произойдут в буд. времени, после момента речи. )

Слушать учителя.

Систематизировать полученные знания.

Знать признаки глагола.

Отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: различать части речи: существительное.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.:

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: морфологический анализ.

≈ 7

- Сегодня мы повторим еще одно свойства глагола. (читаю стихотворение.)

Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. “Ухожу”, – кричит сегодня. “А вчера”, – кричит, – ушёл” “А завтра, – скажет, – я уйду!” Позавидуйте ему!

- О каком признаке глагола идёт речь (изменение по временам)

- Итак, давайте с вами  сформулируем тему нашего урока.

«Изменение глагола по временам »        

Цель урока. Научиться изменять глаголы по временам; научиться образовывать от глаголов неопределенной формы времени.

На  экране:

а)  Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

-Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время?

– Действие происходит до момента речи. ( прош. время )

б)  Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

-Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время?

– Действие происходит в момент речи. ( наст. время )

в)  Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время?

– Действие происходит после момента речи. (будущ. время)

На экране:

ПАМЯТКА 

Прошедшее время

вчера

Что делал? 
Что сделал?

Настоящее время

сегодня

Что делает? 
Что делают?

Будущее время

завтра

Что будет делать? 
Что сделает?

-Что такое неопределённая форма глагола?

-Рассмотрим таблицу на странице 116. Прочитайте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Какие времена можно образовать от этих глаголов? Прочитаем эти вопросы.

-Прочитайте глаголы, которые отвечают на  вопрос что сделать? Какие времена можно образовать от этих глаголов? Прочитаем эти вопросы.

-Какие времена можно образовать от глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать?

Составлять словосочетания.

Анализировать работу.

Определять цели и тему урока.

Осмыслять выполненную работу.

 

Анализ таблицы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Словесный: беседа

≈ 22

Сейчас мы выполним упражнение 206.

Для выполнения этого упражнения нам поможет таблица на странице 116, сейчас мы с вами разберём один пример из данного упражнения вместе, а последующее каждый выполнит сам на оценку. Первые три ученика, которые сделает раньше всех и правильно, подходят ко мне за оценкой.

-У кого возникнут вопросы, поднимет руку.

Пример:

Кричать ( что делать?)  -->Кричит (наст. время )Кричал (прош. время)  Будет кричать ( буд. время

)

Закричать( что сделать?)  ------(наст .время)  Закричал ( прош. время)  Закричит ( буд. время)

Блестеть блестит (наст. вр.)  блестел ( прош. вр)  будет блестеть ( буд. вр.)

Заблестеть ----( наст. вр.) заблестел ( прош. вр.)  заблестит (буд. вр.)

Спешить Спешит( наст. вр.) Спешил ( прош. вр.)  Будет спешить  (буд. вр.)

Поспешить ----( наст. вр. ) Поспешил (прош. вр.)  Поспешит  (буд. вр.)

Итак, кто не успел, давайте проверим в парах, обменяйтесь тетрадками и проверьте со слайдом.

Итог: почему от глаголов «закричать, заблестеть, поспешить» образуется только 2 формы времени? (Они не имеют формы настоящего времени. )  

Если правильно ставим «+» не правильно «-»

Итак, продолжим.

Посмотрите на упражнение 207,  кто прочитает задание? Что нужно сделать? ( Поставить в  форму наст. и прош. времени.) С чего вы начнёте?  Давайте повторим ещё раз. Первые три ученика подходят ко мне за оценкой.

Сделаем вывод, что от одного глагола можно образовать настоящее и будущее время.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (танец)

-Продолжаем ребята, посмотрите на упражнение 208. Прочитайте задание про себя.

Начнём:

-Кто хочет прочитать текст?

-Как вы себе представляете ледоход?

-Определим тему.

-Давайте разделим его на части. ( Вступление, основную часть, заключительную ).

-Сейчас подберем заголовки к этим частям.

-Ребята, найдите в тексте предложение про движение льдины, определите в нём глагол.

( Ответ:  какой глагол отличается формой времени и числа? «собрал». Почему автор употребил остальные глаголы в форме настоящего времени, а «собрал» в форме прошедшего времени? )  

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Осмыслять услышанное.

Анализировать работу.

Взаимоконтроль.

Выполнять работу.

Выполнять танец.

Отвечать на вопросы.

Осмыслять выполненную работу.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈10

-Давай вспомним, что мы сегодня узнали на уроке? «Глаголы не определенной формы изменяются по временам»  

-Приведите примеры наст. вр, буд. вр, прошед. Вр.

-Ребята, все научились изменять глаголы?

Сейчас достаём дневники, записываем домашнее задание. «Рабочей тетради упр.161, упр. 162 )

Поднимите руку те, кто

  • всё понял(а)
  • всё понял(а), могу помочь другим
  • могу выполнить, но нужна помощь
  • не понял(а)

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных  новых встреч!»

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Записать домашнее задание.

Оценивать свои достижения .

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование 1 класс ФГОС русский язык "Школа России"

Поурочное тематическое планирование уроков русского языка в первом классеУМК «Школа России»Программа «Русский язык»,  авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, А.Ф. Шанько.Учебник «Русский язык» для 1 ...

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Какая бывает речь? 2 класс. Русский язык. "Школа России"

Конспект урока сопровождается презентацией. Урок построен по УМК "Школа России", "Русский язык.2 класс", В.П.Канакина, В.Г.Горецкий...

Календарно тематическое планирование по русскому языку ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.

Пояснительная записка Планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по курсу "Русский язык". "Школа России. 2 класс"

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...