1. | Орг. момент | ≈ 1 | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Приветствовать учителя | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. | Мотивационный
| ≈ 5 | -Итак, ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке? -Какие временя глагола, вы знаете? ( -Г. в форме наст. времени отвечают на вопрос что делает? что делают? Эти Г. обозначают действия, которые происходят в наст. времени, в момент речи. – Г. в форме прош. времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прош. времени, до момента речи. – Г. в форме буд. времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти Г. обозначают действия, которые произойдут в буд. времени, после момента речи. ) | Слушать учителя.
Систематизировать полученные знания.
Знать признаки глагола.
Отвечать на вопросы.
|
Р: принимают и сохраняют уч задачу
П: различать части речи: существительное. |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: Словес.: ответы на вопросы
Практич.: морфологический анализ.
| ≈ 7
| - Сегодня мы повторим еще одно свойства глагола. (читаю стихотворение.) Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. “Ухожу”, – кричит сегодня. “А вчера”, – кричит, – ушёл” “А завтра, – скажет, – я уйду!” Позавидуйте ему! - О каком признаке глагола идёт речь (изменение по временам) - Итак, давайте с вами сформулируем тему нашего урока. «Изменение глагола по временам » Цель урока. Научиться изменять глаголы по временам; научиться образовывать от глаголов неопределенной формы времени. На экране: а) Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. -Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время? – Действие происходит до момента речи. ( прош. время ) б) Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. -Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время? – Действие происходит в момент речи. ( наст. время ) в) Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. -Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время? – Действие происходит после момента речи. (будущ. время) На экране: ПАМЯТКА Прошедшее время | вчера | Что делал? Что сделал? | Настоящее время | сегодня | Что делает? Что делают? | Будущее время | завтра | Что будет делать? Что сделает? |
-Что такое неопределённая форма глагола? -Рассмотрим таблицу на странице 116. Прочитайте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Какие времена можно образовать от этих глаголов? Прочитаем эти вопросы. -Прочитайте глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Какие времена можно образовать от этих глаголов? Прочитаем эти вопросы. -Какие времена можно образовать от глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать? | Составлять словосочетания.
Анализировать работу.
Определять цели и тему урока.
Осмыслять выполненную работу.
Анализ таблицы.
| К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
П: находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
|
4. | Решение частных задач Словес.: слово учителя.
Практич.: письм. граммат.упр.
Взаимопроверка. Практич.: фронтал. проверка.
Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.
Словесный: беседа | ≈ 22 | Сейчас мы выполним упражнение 206. Для выполнения этого упражнения нам поможет таблица на странице 116, сейчас мы с вами разберём один пример из данного упражнения вместе, а последующее каждый выполнит сам на оценку. Первые три ученика, которые сделает раньше всех и правильно, подходят ко мне за оценкой. -У кого возникнут вопросы, поднимет руку. Пример: Кричать ( что делать?) -->Кричит (наст. время )→Кричал (прош. время) → Будет кричать ( буд. время ) Закричать( что сделать?) → ------(наст .время) → Закричал ( прош. время) → Закричит ( буд. время) Блестеть→ блестит (наст. вр.) → блестел ( прош. вр) → будет блестеть ( буд. вр.) Заблестеть→ ----( наст. вр.)→ заблестел ( прош. вр.) → заблестит (буд. вр.) Спешить→ Спешит( наст. вр.)→ Спешил ( прош. вр.) → Будет спешить (буд. вр.) Поспешить→ ----( наст. вр. )→ Поспешил (прош. вр.) → Поспешит (буд. вр.) Итак, кто не успел, давайте проверим в парах, обменяйтесь тетрадками и проверьте со слайдом. Итог: почему от глаголов «закричать, заблестеть, поспешить» образуется только 2 формы времени? (Они не имеют формы настоящего времени. ) Если правильно ставим «+» не правильно «-» Итак, продолжим. Посмотрите на упражнение 207, кто прочитает задание? Что нужно сделать? ( Поставить в форму наст. и прош. времени.) С чего вы начнёте? Давайте повторим ещё раз. Первые три ученика подходят ко мне за оценкой. Сделаем вывод, что от одного глагола можно образовать настоящее и будущее время.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (танец)
-Продолжаем ребята, посмотрите на упражнение 208. Прочитайте задание про себя. Начнём: -Кто хочет прочитать текст? -Как вы себе представляете ледоход? -Определим тему. -Давайте разделим его на части. ( Вступление, основную часть, заключительную ). -Сейчас подберем заголовки к этим частям. -Ребята, найдите в тексте предложение про движение льдины, определите в нём глагол. ( Ответ: какой глагол отличается формой времени и числа? «собрал». Почему автор употребил остальные глаголы в форме настоящего времени, а «собрал» в форме прошедшего времени? ) | Слушать учителя. Узнавать новую информацию.
Осмыслять услышанное.
Анализировать работу. Взаимоконтроль.
Выполнять работу.
Выполнять танец.
Отвечать на вопросы.
Осмыслять выполненную работу.
| П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
|
5. | Итог урока. Рефлексия (предметная).
Словесный: Ответы на вопросы.
| ≈10 | -Давай вспомним, что мы сегодня узнали на уроке? «Глаголы не определенной формы изменяются по временам» -Приведите примеры наст. вр, буд. вр, прошед. Вр. -Ребята, все научились изменять глаголы? Сейчас достаём дневники, записываем домашнее задание. «Рабочей тетради упр.161, упр. 162 ) Поднимите руку те, кто - всё понял(а)
- всё понял(а), могу помочь другим
- могу выполнить, но нужна помощь
- не понял(а)
Всем спасибо за вниманье, За упорство, звонкий смех, За азарт нового знания, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья. Будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свиданья, Интересных новых встреч!»
|
Отвечать на вопросы.
Обобщать изученное.
Записать домашнее задание.
Оценивать свои достижения .
| Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
|