Русский язык 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Александра Эдуардовна Хаирова

Изменение глаголов по временам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_2.pptx152.81 КБ
Файл soderzhanie_uroka_russkiy_gotovyy.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Будущее время Настоящее время Прошедшее время

Слайд 3

“ Ухожу ”, – кричит сегодня. “А вчера”, – кричит, – ушёл ” “А завтра, – скажет, – я уйду !” Позавидуйте ему!

Слайд 4

Изменение глаголов по временам

Слайд 5

Цель урока. Научиться изменять глаголы по временам; научиться образовывать от глаголов неопределенной формы времени.

Слайд 6

Действие происходит до момента речи. ( прош. время ) Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи.

Слайд 7

Действие происходит в момент речи. ( наст. время ) Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей.

Слайд 8

Действие происходит после момента речи. (будущ. время) Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.

Слайд 9

Памятка Прошедшее время вчера Что делал? Что сделал? Настоящее время сегодня Что делает? Что делают? Будущее время завтра Что будет делать? Что сделает?

Слайд 10

Кричать ( что делать?) -->Кричит (наст. время )  Кричал (прош. время)  Будет кричать ( буд. время) Закричать( что сделать?)  ------(наст .время)  Закричал ( прош. время)  Закричит ( буд. время

Слайд 11

1)Ребята (мастерить) домики для птиц. Ребята мастерят ( что делают?) домики. Ребята мастерили (Что делали?) домики. 2) Бабушка (звонить) по телефону. Бабушка звонит ( что делает?) по телефону. Бабушка звонила ( что делала?) по телефону.

Слайд 12

Д/З: Р.т. упр.161, упр. 162



Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

≈ 5

-Итак, ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Какие временя глагола, вы знаете?  ( -Г. в форме наст. времени отвечают на вопрос что делает? что делают? Эти  Г. обозначают действия, которые происходят в наст. времени, в момент речи. – Г. в форме прош. времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прош. времени, до момента речи. – Г. в форме буд. времени отвечают на вопросы что сделает?  что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти  Г. обозначают действия, которые произойдут в буд. времени, после момента речи. )

Слушать учителя.

Систематизировать полученные знания.

Знать признаки глагола.

Отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: различать части речи: существительное.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.:

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: морфологический анализ.

≈ 7

- Сегодня мы повторим еще одно свойства глагола. (читаю стихотворение.)

Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. “Ухожу”, – кричит сегодня. “А вчера”, – кричит, – ушёл” “А завтра, – скажет, – я уйду!” Позавидуйте ему!

- О каком признаке глагола идёт речь (изменение по временам)

- Итак, давайте с вами  сформулируем тему нашего урока.

«Изменение глагола по временам »        

Цель урока. Научиться изменять глаголы по временам; научиться образовывать от глаголов неопределенной формы времени.

На  экране:

а)  Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

-Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время?

– Действие происходит до момента речи. ( прош. время )

б)  Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

-Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время?

– Действие происходит в момент речи. ( наст. время )

в)  Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Ребята, найдите глаголы. На какой вопрос они отвечают? Когда происходит действие? Какое это время?

– Действие происходит после момента речи. (будущ. время)

На экране:

ПАМЯТКА 

Прошедшее время

вчера

Что делал? 
Что сделал?

Настоящее время

сегодня

Что делает? 
Что делают?

Будущее время

завтра

Что будет делать? 
Что сделает?

-Что такое неопределённая форма глагола?

-Рассмотрим таблицу на странице 116. Прочитайте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Какие времена можно образовать от этих глаголов? Прочитаем эти вопросы.

-Прочитайте глаголы, которые отвечают на  вопрос что сделать? Какие времена можно образовать от этих глаголов? Прочитаем эти вопросы.

-Какие времена можно образовать от глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать?

Составлять словосочетания.

Анализировать работу.

Определять цели и тему урока.

Осмыслять выполненную работу.

 

Анализ таблицы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Словесный: беседа

≈ 22

Сейчас мы выполним упражнение 206.

Для выполнения этого упражнения нам поможет таблица на странице 116, сейчас мы с вами разберём один пример из данного упражнения вместе, а последующее каждый выполнит сам на оценку. Первые три ученика, которые сделает раньше всех и правильно, подходят ко мне за оценкой.

-У кого возникнут вопросы, поднимет руку.

Пример:

Кричать ( что делать?)  -->Кричит (наст. время )Кричал (прош. время)  Будет кричать ( буд. время

)

Закричать( что сделать?)  ------(наст .время)  Закричал ( прош. время)  Закричит ( буд. время)

Блестеть блестит (наст. вр.)  блестел ( прош. вр)  будет блестеть ( буд. вр.)

Заблестеть ----( наст. вр.) заблестел ( прош. вр.)  заблестит (буд. вр.)

Спешить Спешит( наст. вр.) Спешил ( прош. вр.)  Будет спешить  (буд. вр.)

Поспешить ----( наст. вр. ) Поспешил (прош. вр.)  Поспешит  (буд. вр.)

Итак, кто не успел, давайте проверим в парах, обменяйтесь тетрадками и проверьте со слайдом.

Итог: почему от глаголов «закричать, заблестеть, поспешить» образуется только 2 формы времени? (Они не имеют формы настоящего времени. )  

Если правильно ставим «+» не правильно «-»

Итак, продолжим.

Посмотрите на упражнение 207,  кто прочитает задание? Что нужно сделать? ( Поставить в  форму наст. и прош. времени.) С чего вы начнёте?  Давайте повторим ещё раз. Первые три ученика подходят ко мне за оценкой.

Сделаем вывод, что от одного глагола можно образовать настоящее и будущее время.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (танец)

-Продолжаем ребята, посмотрите на упражнение 208. Прочитайте задание про себя.

Начнём:

-Кто хочет прочитать текст?

-Как вы себе представляете ледоход?

-Определим тему.

-Давайте разделим его на части. ( Вступление, основную часть, заключительную ).

-Сейчас подберем заголовки к этим частям.

-Ребята, найдите в тексте предложение про движение льдины, определите в нём глагол.

( Ответ:  какой глагол отличается формой времени и числа? «собрал». Почему автор употребил остальные глаголы в форме настоящего времени, а «собрал» в форме прошедшего времени? )  

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Осмыслять услышанное.

Анализировать работу.

Взаимоконтроль.

Выполнять работу.

Выполнять танец.

Отвечать на вопросы.

Осмыслять выполненную работу.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈10

-Давай вспомним, что мы сегодня узнали на уроке? «Глаголы не определенной формы изменяются по временам»  

-Приведите примеры наст. вр, буд. вр, прошед. Вр.

-Ребята, все научились изменять глаголы?

Сейчас достаём дневники, записываем домашнее задание. «Рабочей тетради упр.161, упр. 162 )

Поднимите руку те, кто

  • всё понял(а)
  • всё понял(а), могу помочь другим
  • могу выполнить, но нужна помощь
  • не понял(а)

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных  новых встреч!»

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Записать домашнее задание.

Оценивать свои достижения .

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование 1 класс ФГОС русский язык "Школа России"

Поурочное тематическое планирование уроков русского языка в первом классеУМК «Школа России»Программа «Русский язык»,  авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, А.Ф. Шанько.Учебник «Русский язык» для 1 ...

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Какая бывает речь? 2 класс. Русский язык. "Школа России"

Конспект урока сопровождается презентацией. Урок построен по УМК "Школа России", "Русский язык.2 класс", В.П.Канакина, В.Г.Горецкий...

Тематическое планирование по обучению грамоте, письму, русскому языку (ШКОЛА РОССИИ)

Уроки письма по "Чудо-прописям" Илюхиной, русский язык по Канакиной...

Календарно тематическое планирование по русскому языку ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.

Пояснительная записка Планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....