Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_neproiznosimymi_soglasnymi_v_korne.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Формируемые УУД:
Коммуникативные
Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.
Овладение способами проверки.
Личностные
- развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Познавательные
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.
Регулятивные
- выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем урок русского языка. Над чем работали на прошлом уроке? (Тренировались в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне)
- Сегодня вы продолжите открывать новые знания о правописании слов, как вы будете это делать? (Мы сначала выясним, что мы не знаем, а затем сами откроем новое.)
- Трудностей не боитесь?
- Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться спокойно.)
- С чего начнем урок? (С повторения тех знаний, которые нам потребуются для открытия нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Задание 1. Работа с сигнальными карточками
Прочитайте слова: резкий голо., ши.ка, улы.ка.
-Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)
-Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена?
Задание 2.
-Прочитайте слова:
Переск.зать, с.сновый, св.тильник.
- Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)
-Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)
-Как проверить правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)
-Назовите эти изученные орфограммы. (Парные согласные в корнях слов, безударные гласные в корнях слов)
- Почему для проверки подбираем однокоренные слова? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково).
-Молодцы! Что вы повторили?
- А сейчас настало время пробного действия. А для чего оно нужно? (Чтобы выяснить чего пока мы не знаем.)
- Посмотрите на слайд. Кто это? (Сказочный персонаж, очень известный). Запишите на планшете. (Известный.)
-Поднимите планшетки, посмотрите, как написано слово известный? (Слова написаны по-разному)
-Что у вас возникло? (затруднение)
- Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы выполняли? (Надо было написать слово известный.)
-В чём возникло затруднение? (Написали по-разному)
- Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правила , по которому пишется это слово)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель поставим перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)
-Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)
-Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)
- Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «известный», как и для других орфограмм в корне слова.)
-Построим план выхода из затруднения.
- Подобрать однокоренные слова.
- Выделить корень во всех словах.
- Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
- Сделать вывод.
- Зафиксировать новый алгоритм.
физкультминутка
5 этап. Реализация построенного проекта.
- Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие высказывай вежливо.
- Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.
По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
- Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.
- Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово известный и почему.
Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.
- Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово известный, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень вест-, а затем написать в слове известный такой же корень, т.е. с буквой т.
- Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)
-Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.
2. Постановка темы урока.
Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на странице 117 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)
- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)
- Зная тему урока, дополните цель.
Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С непроизносимыми согласными в корне слова.)
- Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?
( [д],[т],[ф],[л] )
- Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не
допускать ошибок. (д,т,в,л)
Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.
Д Т В Л
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть
сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)
- Молодцы! Выполним упражнение 223 стр.117.
- Прочитайте данные слова.
- Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?
- Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
- Подберите проверочное слово к слову солнце.
- Сделайте вывод, как проверить написание буквы непроизносимого согласного? (Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.)
- Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены согласные звуки.
-Проверим наш вывод по учебнику. Прочитайте сведения по русскому языку на стр.118, 119.
Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.
-Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова известный будет правильным и почему? (С буквой т, т.к. однокоренное проверочное слово – весть.)
-Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)
-Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)
-Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)
- Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выполним упражнение 224.
- Прочитайте. (Д. св.данья, красно лето,
Здра.ствуй, зиму.ка-зима!)
- В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук?
К доске приглашается ученик, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяются по правилу и записывают в тетради упражнение.
Работа по карточкам.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочное слово.
Работа в группах.
1 вариант Чес…ный , чудес…ный .
2 вариант Хрус…нуть , прекрас…ный.
- Проверьте по образцу.
(1 вариант: Честен, честь – честный, чудесен – чудесный.
2 вариант: хрустеть, хрустит – хрустнуть, прекрасен - прекрасный)
- Кто из вас ошибся? Поставьте на полях вопросительный знак.
-В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)
- Исправьте ошибки.
-Далее последует самостоятельная работа.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по правилу.
-Открываем рабочую тетрадь стр.61 упражнение 154.
-вставьте пропущенные буквы в первых трёх словах.
- Проверьте себя по образцу. (Доблестный, честный, звёздное)
-У кого возникли затруднения?
- В каком шаге алгоритма вы ошиблись?
-В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)
- Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)
- Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
-При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)
- Предлагаю вам потренироваться и записать стихотворение, это у нас упражнение 228(1).
1.Мороз и со(?)нце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный-
Пора, красавица, проснись…
-Спишите стихотворение.
- Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово солнце, прелестный.)
− Как вы можете их проверить? (Подобрать проверочные однокоренные слова.)
-В каких словах с пропущенными буквами нет непроизносимого согласного звука? (чудесный)
- Как его проверить? (Тоже подобрать однокоренное проверочное слово)
- С такими словами мы будем работать на следующем уроке.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)
- Достигли мы цели? (Да.)
- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)
- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
-Кто смог открыть новое знание сам?
-Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)
-Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)
Самоанализ
Допишите предложения.
На уроке по теме «Слова с удвоенными и непроизносимыми со_гласными» я узнал(а) …, понял(а) …, научился(лась) … .
Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .
Самооценка
«Я полностью справился с заданием самостоятельно».
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»
«Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова Канакина 3 класс
Урок проблемно деятельностной технологии...
Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова
Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова...
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...