Методическая разработка выступления по самообразованию "Упражнения-пятиминутки по предупреждению ошибок"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Необходимость предупреждения ошибок. Упражнения для предупреждения ошибок. Упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости учащихся.Упражнения, развивающие моторную и зрительную память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема по самообразованию | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения-пятиминутки
по предупреждению ошибок
Предупреждение ошибок целесообразно осуществлять на каждом уроке, так как это помогает добиваться прочной грамотности. Упражнения могут быть разнообразными и по форме (устные и письменные), и по содержанию. Желательно письменные упражнения соединять с устными упражнениями.
Цель устных упражнений - тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов; письменных – вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети еще не изучили, но на которые очень часто встречаются слова, как в детской речи, так и в грамматических и орфографических письменных упражнениях.
Можно использовать следующие упражнения:
1. Детям предлагается проговорить и записать название предметов, изображенных на рисунках, следует подбирать рисунки с изображением таких предметов, название которых
дети при произношении искажают, а на письме неправильно обозначают: «голыбь» вместо «голубь», «лошидь» вместо «лошадь», «варюшки» вместо «варежки и т. д.
2.Учитель задает вопросы. Дети устно (а при известных условиях и письменно) отвечают на них. Ставятся вопросы, ответы на них содержат слова, произношение и написание которых следует отрабатывать. Например: какой зверь спит зимой в берлоге? (Медведь.) Какая птица воркует? (Голубь.) Как называется дерево, под которым можно найти желуди? (Дуб.) и т. д.
3. На классной доске записываются слова. Детям предлагается выписать лишь те из них, написание которых не соответствует произношению. Например: полет, поход, шалаш, ряд, дубы, дуб, береза и т. д.
4. Учитель читает загадки, а учащиеся записывают слова отгадки, рядом пишут проверочные слова; затем составляют со словом- отгадкой предложение и записывают его. Например: стоит Антошка на одной ножке; скатерть бела всю землю одела; сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.
5. На доске учитель записывает слова. Детям предлагается вставить пропущенные буквы. Например: Сергей – б…ксер; Алексей – ш…хматист; Владимир – шт…нгист; Петр – футб…лист.
6. Упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости учащихся:
а) выписывание из данного текста словарных слов;
б) выписывание слов, которые пишутся так, как слышатся;
в) выписывание слов, правописание которых основано на знании определенных
правил;
г) определение количества орфограмм в одном или нескольких предложениях;
д) вписывание пропущенных орфограмм;
е) использование занимательности, проведение орфографических игр: «Молчанка», «Эстафета» и др.;
ж) преобразование текстов упражнений в тексты с пропущенными орфограммами на определенные правила (проверка таких упражнений должна проводиться по готовому тексту).
7. Упражнения, которые можно условно назвать «За чистоту языка» (списывание слов, трудных для произношения, постановка в них ударения, составление сними словосочетаний, предложений).
8. Упражнения, развивающие моторную и зрительную память (письмо по памяти изученных слов, стихов, текстов, выделенных в них закрепляемых орфограмм).
9. Упражнения в составлении предложений и связной речи:
а) составление предложений по вопросам;
б) распространение предложений с помощью вопросов;
в) соединение двух-трех предложений в одно или с однородными членами;
г) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;
д) построение предложений заданной конструкции (простого распространенного, с однородными членами);
е) составление предложений по данной синтаксической схеме:
подлежащее ------------- сказуемое
второстепенный член
второстепенный член
ж) редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или
недочеты;
з) составление предложений по предметной, сюжетной картинке;
и) составление предложений по узкой теме: «Наблюдай погоду», «Закат солнца», «По пути в школу»;
к) составление предложений на определенную тему: «Зима», «В городе», «Лес».
Л) развернутые ответы на вопросы;
м) письмо изложений;
н) письмо сочинений по картинам, по наблюдениям, по прочитанному произведению и по просмотренным кинофильмам.
Упражнения – пятиминутки можно проводить не только для предупреждения орфографических ошибок и в целях выработки правильного произношения слов, но и для повторения и закрепления правописания слов, как проверяемых, так и не проверяемых правилами.
Приложение
полет
поход
шалаш
ряд
дуб
дубы
береза
Сергей – б…ксер
Алексей – ш…хматист
Владимир – шт…нгист
Петр – футб…лист
Орфографические пятиминутки
Неопределенная форма глагола
Запиши глаголы в неопределенной форме, определи спряжение.
1. Синеет, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет, не вытащишь, колют, стеречь, дышит, оживает.
2. Сберечь, цветешь, будет, проглотит, не чувствуешь, не был, поспешишь, верите, лечат.
3. Любишь, смотрят, видите, едем, лежишь, не показываешь, носит, сеет, бережете.
4. Пронесешь, видят, дышат, выйдет, не возвращают, не смог, тоскуем, испечь, не забыть, будешь.
5. Не мог, пробегаешь, колышут, жалят, не замечаешь, ночуем, покрываете, встречу, стелют, печь (пироги).
6.Слушаешь, не участвую, полют, не засыпаешь, показывает, кочуем, освещаете, пестреет, терпим, посадят.
7. Стричь, печатаешь, не смотришь, не догонят, сможешь, не бывал, даете, вдыхаешь, летаем, не может.
8. Не радует, строят, пилит, слышим, катаешь, исчезает, не будешь, греет, работаете, кормят.
9. Дружите, дышат, крикнешь, задрожишь, не поможет, не решаете, сверкаем, не знаешь, объявляет, не хвалят.
10. Повторяем, читаешь, удивляем, шагаешь, ночуют, визжит, не жужжите, кончат, рубят, не смогли.
11. Не разрушайте муравьиную кучу. Это – плод больших трудов дружного коллектива.
12. Все мы испытываем чувство радости при приближении весны. Снег сбегает с полей. Солнце обливает весенний луч светом. Птицы строят гнезда.
13. Лето еще не ушло. В эти дни степь радует своим богатством. Созревает и требует расторопных рук пшеница, просо, овес, кукуруза, картофель.
14. На маленьком озере у берегов нарастает стеклянная полоска льда. Лед тонкий. Мы видим в воде у берегов стайку рыб и бросаем в них маленький камень. Камень падает на лед. Лед звенит. Рыбка метнулась в глубину. На льду остался белый след от удара. Мы обламываем руками отдельные льдинки. Они хрустят и оставляют на пальцах запах снега.
Второе лицо глаголов в единственном числе настоящего и будущего времени
1.Свет наш, солнышко! Ты ходишь, круглый год по небу, сводишь зиму с теплою весной, всех нас видишь под собой.
2. В школе ты пишешь, читаешь, рисуешь, решаешь задачи.
Берешь книгу из библиотеки – не запачкай ее!
Что посеешь, то и пожнешь.
3. Слезами горю не поможешь. Летом ты часто бегаешь в лес за земляникой. Ты идешь по широкому лугу среди травы и цветов.
4. Здравствуй, лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы твои.
5. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
6. От одной мысли, что едешь в Москву, охватывает тебя радостное чувство. В десятый раз спрашиваешь проводника, в котором часу поезд прибудет в столицу. Вот уже видишь вокзал.
7. Работаешь, собираешь, относишь, вырастешь, встанешь, сидишь, берешь, прикладываешь.
8. Слышишь, говоришь, шутишь, споришь, слушаешь, следишь, входишь, гладишь, хлопаешь.
9. Прислонишь, живешь, хочешь, пойдешь, подойдешь, разглядишь, увидишь, сорвешь, поднесешь, выпьешь.
10. Встанешь, выпьешь, выйдешь, бродишь, дышишь, устанешь, присядешь, ляжешь, работаешь.
11. Отдыхаешь, идешь, бродишь, ищешь, рвешь, плетешь, делаешь, ловишь, удишь, придешь, поужинаешь, заснешь.
12. Неправду говоришь – себе вредишь.
Дружбу бережешь – правильно живешь.
13. Ведешь, говоришь, везешь, стоишь, молчишь, берешь, стучишь, кричишь, несешь, живешь, идешь, спешишь, лежишь, сидишь, бережешь.
14. Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…
15. Раньше начнешь – раньше и кончишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Не посмотришь – не увидишь, не расспросишь – не найдешь.
Упадешь в воду – сухим не выйдешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.
Материал, отраженный в данной работы позволяет скоррегировать специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематическог...
Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.
В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....
Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....
методическая разработка выступления экологического театра "Буратино на новый лад"
Методическая разработка выступления экологического театра «Буратино на новый лад» предназначена в помощь преподавателям, руководителям экологических театров при под...
Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей
Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с ОВЗ...
методическая разработка выступления
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, в...
Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...