Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Определение ударного слога"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burenok_o.n._urok_russkogo_yazyka.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Ударение. Определение ударного слога»
Номинация «Предметы начальной школы»
Буренок Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ п.Мирный
Клетнянского района
Брянской области.
Презентация к уроку: https://yadi.sk/i/p5UJ2VAdciBrY
Класс: 2
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: создание условий для систематизации и совершенствования знаний об особенностях ударения русского языка.
Задачи урока:
- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;
- воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову;
-сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
Оборудование:
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
-презентация;
-демонстрационные карточки со схемами слов;
-карточки и схемы для работы в группах;
-карточки для самостоятельной работы;
-электронное приложение к учебнику.
Ход урока:
- Орг. момент. (Слайд №1
(Авторский приём, основанный на методе «хохочущих» фотографий А.Чалого)
-Ребята, похлопайте в ладоши те, у кого сегодня настроение такое же, как и на вашей фотографии.
-Поделитесь со мной своим настроением. Чему вы сегодня рады?
-У меня тоже сегодня отличное настроение, я рада видеть вас здоровыми и весёлыми. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи, ведь с маленькой удачи начинается иногда большой успех.
- Орфографическая разминка.
На доске записаны слова:
С…сна
Гр…чи
Б…леть
М…сной
Гн…здо
Кр…сивый
Гр…бы
П…нал
-Начнём урок с орфографической разминки. Посмотрите, какие слова я приготовила сегодня.
-Что общего у всех слов? (Орфограмма-безударная гласная)
-Какое слово назвали бы «лишним»? (Пенал) Почему?
-Давайте вспомним, как мы проверяем безударные гласные? (Хором правило)
-Возьмите веер и начнём вставлять буквы.
- Минутка чистописания.
- Самоопределение буквы.
-А сейчас нам понадобятся зоркие глазки и чуткие ушки, чтобы найти букву для минутки чистописания. Готовы?
-Наша буква находится в слове, которое отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает звонкий мягкий согласный звук. (Это буква «эль»)
-Похлопайте в ладоши те, кто согласен с ….(Настей) -Проверим.(Открываю обратную сторону доски)
2. Установление последовательности написания букв.
Ла ля Ло лё Лу лю Лы ли Лэ ле
-Посмотрите внимательно и определите, как вы
продолжите написание букв до конца строки?
- Самомассаж рук, правила красивого письма.
- Написание букв в тетради.
- Действие самоконтроля и самооценки.
-Возьмите зелёную ручку и отметьте самые красивые буквы, которые у вас получились.
-Что вы можете рассказать о букве «эль»?
- Словарно-орфографическая работа.
- Упражнение «Буквы убежали».
- А сейчас поработаем с непроверяемыми безударными гласными, из которых «убежали» буквы к вам на парты. У кого буква для слова «машина» и т.д.? (Тот, у кого нужная буква, выходит к доске и вставляет её в слово)
М…шина
Яг…да
П…льто
За…ц
В…р…бей
Сах…р
Т…традь
Уч…ник
- Игра «Метко в цель»
-А теперь постреляем метко в цель. Готовы?
-Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
-Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
-Найдите слово, в котором 2 слога.
-Найдите слово, которое начинается с гласного звука.
-Найдите слово, которое заканчивается на звонкий всегда мягкий согласный звук.
-Как бы вы загадали оставшееся слово «машина»?
(Дети ищут слова, выходят к доске и отмечают их разноцветными магнитами)
- Дыхательная гимнастика.
- Ах, какой ароматный цветок!
- Ныряние в парах.
- Постановка учебной задачи и самоопределение к деятельности.
1.Возникновение проблемной ситуации.
(Авторский приём, основанный на методе «разноцветных фигур» профессора Базарного)
- Я загадала очень интересное слово. Чем оно интересно, узнаете попозже, а сначала соберём его.
-Жёлтый треугольник, зелёный круг, красный квадрат, синий круг, красный квадрат. (ЗАМОК)
-Шепните мне на ушко, какое слово у вас получилось.(Приём Ш.Амонашвили- подхожу к каждому, ребёнок шепчет слово)
-Что-то я ничего не поняла: некоторые назвали слово, обозначающее этот предмет(зАмок) (слайд №2), а некоторые- этот предмет(замОк). Почему так получилось?
2.Обсуждение затруднений.
-Как произнесли это слово дети, которые представили этот рисунок? (зАмок)
-А как произнесли дети, которые представили этот рисунок? (замОк)
-Чем же отличаются эти слова? (Ударением)
-Кто помнит ещё такие же слова, которые пишутся одинаково, а различаются произношением, ударением? (Слайды № 3-5)
-Такие слова называются омографы, с ними вы будете работать в старших классах.
3.Самоопределение к деятельности.
-А кто же догадался, о чём сегодня у нас пойдёт речь на уроке? Чем будем заниматься? А нужно ли нам это? Зачем?
- Работа по теме урока.
- Актуализация ЗУНов об ударении.
-Вы сказали правильно, что тема нашего урока «Ударение». С ударением мы познакомились ещё в 1 классе. Кто помнит, что такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове)
-Как же правильно определить ударный слог в слове? (Для этого нужно позвать слово).
-Давайте вспомним, как это делается. (Интерактивная игра «Правильно расставь ударение в словах»). (Слайды №6-7)
- Упражнение в постановке ударения. (Фронтальная работа с классом)
-А теперь поработаем в тетради. Давайте соберём слова из рассыпавшихся слогов и запишем их.
На доске- анаграммы.
ВАР СА МО(САМОВАР), ШИН КУВ (КУВШИН), НИ СУП ЦА (СУПНИЦА), МАС КА ЛЁН (МАСЛЁНКА), РО СКО ДА ВО (СКОВОРОДА), ВШКО (КОВШ).
-Назовите одним словом то, что мы записали. (Посуда)
-Какую ещё посуду знаете?
-Расставьте ударение над словами. (Самостоятельно работают в тетради)
-Скажите, вы над всеми словами поставили ударение? (Нет, не поставили над словом «ковш») Почему?(1 слог)
Проверка (работа со схемами).
(Используется здоровьесберегающий приём- обучение в режиме зрительных горизонтов. Для этого схемы слов располагаются на задней стене класса, поэтому для работы с ними дети поворачиваются периодически то вперёд, то назад, меняя при этом «ближнее-дальнее» зрение)
-Скажите, какая схема подходит к 1 слову? Ко 2 слову? К 3 слову? К слову «маслёнка»? к слову «сковорода»? и т.д.
-К какой схеме не оказалось слова? Попробуем подобрать слова к этой схеме.
-Тетради закрыли, положили на край стола.
- Гимнастика для глаз. (Слайд №8)
- Продолжение работы над темой урока.
- Работа в группах (разноуровневые задания)
(Дети выходят из-за парт и работают в группах на коврике в зоне отдыха класса).
-А сейчас поработаем в группах. О чём мы должны помнить? (об умении договариваться)
1 группа(базовый уровень): выбрать правильно карточку с названием игрушки. (мячи́к, мя́чик; со́бака, соба́ка, собака́; де́льфин, дельфи́н).
2 группа(повышенный уровень): узнать, какую игрушку хочет каждая из девочек. (У кукол –схемы, у детей- слова: барабан, кубики, конструктор, кукла)
- Беседа о правильной речи и знакомство с орфоэпическим словарём.
(Беседа проходит здесь же, на коврике, стоя- режим смены динамических поз)
-Скажите, а зачем нужно уметь правильно ставить ударение, произносить правильно слова в соответствии с ударением?
-Конечно же, правильная и красивая речь- это признак культуры, грамотности, образованности человека.
-Кто знает, как правильно произнести это слово? (показываю карточку, а потом переворачиваю с ударением). А это слово? И т.д.
ПОНЯЛ ПОНЯЛА ЗВОНИТ ТОРТЫ БАНТЫ ЩАВЕЛЬ ДОГОВОР КРАСИВЕЕ
-Постарайтесь запомнить произношение этих слов и не допускать ошибок в своей речи.
3. Домашнее задание.
-Я приготовила карточки со словами, над которыми вы
дома правильно расставите ударение. Скажите, а где вы
сможете узнать правильное произношение этих слов? (У
родителей, в интернете, в библиотеке)
-Да, в библиотеке есть специальные словари (показываю), они называются орфоэпическими. В таких словарях показано правильное произношение слов. Поэтому надёжнее, правильнее и точнее будет пойти в библиотеку, взять такой словарь и расставить правильно ударение.
4.Контроль усвоения знаний и умений (самостоятельная работа).
-Ну, а чтобы узнать, насколько хорошо вы научились определять ударный слог, выполним самостоятельную работу. Распределите слова по корзинкам.
( У детей- индивидуальные карточки со словами, работают самостоятельно).
Проверка (электронное приложение к учебнику Канакиной «Помоги лосям спуститься на землю»)
-Покажите жестом, кто выполнил всю работу без ошибок.
-Кто допустил две ошибки? Три?
- Итог урока. Рефлексия.
- Релаксационное упражнение «Водопад».
-Сядьте удобно, положите голову на парту, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что вы стоите под высоким водопадом, но вместо воды на вас падает тёплый ровный свет. Он покрывает вашу голову, плечи, руки, всё тело. Проснулись.
- Подведение итогов урока.
-Похлопайте в ладоши те, кому очень понравился наш урок.
-Что понравилось больше всего?
-Выполнение каких заданий вызывало затруднение?
-У кого сегодня что-то получилось лучше, чем вчера?
-Что-то новое для себя вы сегодня узнали на уроке?
-Кого из ребят нашего класса можем похвалить за работу на уроке?
- Самооценка и запись домашнего задания.
-Кто считает, что за урок заслужил отметку «5»? «4»? Аргументируйте свою отметку.
(Выставляем отметки в дневник и записываем домашнее задание)
- –Покажите жестом ваше настроение сейчас. Я желаю, чтобы таким ваше настроение оставалось до конца рабочего дня.
- Рефлексия для гостей.
-Уважаемые гости, а вам понравился наш урок?
-Всё ли вам было понятно?
-А можно мы это проверим?
-Прочитайте данное выражение так, чтобы его значение было верным: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. Тема : "Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах"
Разработка урока. Программа 2100....
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...
Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".
Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...
технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"
В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно...
Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"
На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...
Конспект урока русского языка "Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах."(1 класс УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"
Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....