урок русского языка во 2 классе по теме "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

урок способствует осознанию детьми понятия "лексическое значение слова", воспитанию вдумчивого отношения к своей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yaz_slovo_iego_znachenie.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема: Слово и его значение

Цель: осознание детьми понятия «лексическое значение слова».

Задачи:

- познакомить с понятием «лексическое значение слова», с  толковым словарем,  учить формулировать лексическое значение слова, при затруднениях обращаться  к толковому словарю (предметные результаты);

-  учиться умению видеть проблему, решать её с  опорой на свои знания и на учебник, работать со словарями, с условными обозначениями учебника, осуществлять рефлексию (метапредметные результаты);

- формирование положительных мотивов учения, вдумчивого отношения к своей речи,  навыков использования этикетных слов и выражений (личностные результаты).

Средства обучения: учебник, школьный толковый словарик для начальной школы Неусыповой, компьютер, мультимедийный проектор,  ЭОР (презентация) «Лексическое значение слова».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1. Моё настроение (на слайде изображены солнышко и тучка). Сегодня понедельник,  у нас первый урок. Попробуйте определить своё настроение и соотнести его с солнышком или тучкой.

Слайд 2. Откройте тетради, запишите дату, название работы (классная). Обратите внимание на выделенные орфограммы.

Временно отключить проектор

  1. Актуализация знаний.

На доске две записи:

калямба                                                                              кастрюля

млавкая                                                                              круглая

накить                                                                                варить

Как вы думаете, в каком столбике записаны слова? (Обсуждение)

Вывод: слова состоят из звуков и имеют значение.

Учебник, стр.4. Какая из схем соответствует слову? Работа над рубрикой «Давай подумаем»: Правильно ли объяснил мальчик слова? Почему появились ошибки? (Он не знал значения некоторых слов). Итак, тема нашего урока…? Слово и его значение. Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке? (Объяснять значение слов, находить значение слов в словаре)

  1. Усвоение новых знаний.

Упр. 1. Объясните значение слов  «школа», «стол».

Рассмотрим по учебнику образец  полного объяснения значения слова на примере слова «кастрюля». Так же полно, т. е. по образцу, объясним значение слова «мяч».

Работа с рубриками «Обрати внимание» и «Подсказка»:

Полный рассказ о предмете называют лексическим значением слова.

В переводе с древнегреческого языка лексис значит  «слово», «выражение».

        Представьте, что вы читаете младшему братишке сказку «Колобок»: «Старуха по амбару помела, по сусекам поскребла…». А братик спрашивает: «А что такое амбар, сусек?» Как вы объясните? Как вы думаете, а где мы можем узнать значение непонятных вам слов или уточнить значение, толкование известных слов? Конечно, в толковых словарях. В любой библиотеке вы найдете толковые словари (показ словаря В.И. Даля, С.И. Ожегова, школьного толкового словарика Неусыповой). В нашем учебнике в конце, на стр. 157 тоже есть небольшой толковый словарик. Там мы и найдем значение слов амбар и сусек. Прочитайте.

  1. Включение новых знаний в систему знаний и личностную сферу.
  1. В систему предметных знаний

А какой еще словарь есть в нашем учебнике? (Орфографический) Зачем он нужен? Что за слова собраны в нём? Запишем несколько словарных слов. Я даю толкование этих слов, а вы находите их, объясняете правописание, и мы их записываем.

        Это слово говорят при встрече (здравствуйте). Что желают, произнося это слово?

        Эти слова произносят при расставании (до свидания). Почему я сказала слова?

        Это слово говорят, когда благодарят (спасибо). А вы знаете историю происхождения этого слова? Очень давно говорили «спаси бог», т. е. желали избежать неприятностей, постепенно звук [о] перестали произносить, два слова слились в одно и получилось «спасибо».

Как одним словом можно назвать эти слова? Вежливые или этикетные. Запишем слово этикет. Что такое этикет? Давайте запишем объяснение этого слова, пользуясь толковым словариком учебника:

        Этикет – правила вежливости, принятые между людьми. Соблюдать этикет.

Слайд 3. Проверьте правильность написанных вами слов. В чем же разница между орфографическим и толковым словарями?

Физминутка.

Упр. 2. Самостоятельная работа. Выбери из слов для справок нужное слово по его лексическому значению и вопросу. Запиши. Доп. задание по усмотрению учителя: объясните орфограммы, разберите по составу первые два слова, которые вставили.

Слайд 4. Проверка самостоятельной работы.

  1. В  личностную сферу

Слайд 5. Прочитайте  отрывки из стихотворений:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать

                                (Я. Козловский.)

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

                                                Вадим Шефнер

                Какой смысл заложен в этих строчках? (…)

Спишите понравившийся отрывок.

  1. Домашнее задание: найдите в толковом словарике учебника 4 слова, значение которых вы захотели бы узнать или уточнить, спишите эти словарные статьи.
  2. Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

Слайд 6.

На этом уроке я узнал(а), (понял( а)…

На этом уроке я научился (лась), у меня получилось…

На этом уроке мне было непонятно…

Слайд 7. Изменилось ли ваше настроение  к концу урока? Я желаю вам, чтобы оно весь день было у вас солнечным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"

На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"

Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль  и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Конспект урока русского языка, 3 класс. УМК "Школа России" Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:Знать о существенных п...