Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений Система УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели урока:
1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.
4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, лепестки ромашки на доске, презентация к уроку, компьютер, учебник Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. « Русский язык», 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1, 2 и 3 склонений
Система УМК «Начальная школа XXI века»
Цели урока:
1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.
4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, лепестки ромашки на доске, презентация к уроку, компьютер, учебник Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. « Русский язык», 3 класс
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика )
Начать урок я хотела бы с пословицы:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
-Как вы её понимаете?
Дети. Мы узнаём что-то новое. Вы знаете, что наши знания-это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и пользуемся. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
На столе сундучок-коробочка. Дети, как вы думаете что там? ( гипотезы)
- Чистописание.
- Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.
л м л м л м л м л м л м
ел ем ал ам лл мм
март апрель май
- Какой праздник отмечает наша страна в мае?
- Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.)
V . Постановка проблемы.
- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать (слайд 4.), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась.
Дорогому дедушк… Ван… От любимой внучк… Наст… . |
- Какие орфограммы Настя написала правильно?
- Какие орфограммы она пропустила?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?
2. Постановка задач урока.
– Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.
1 слайд. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
– Это первый урок по данной теме? (нет)
– Попробуйте определить учебные задачи урока.
– Давайте сравним их с задачами, которые поставила я.
2 слайд. Задачи:
1. Повторить необходимые знания для углубления навыков по названной теме.
2. Закрепить и углубить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.
4. Комментированное письмо
Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.
-Дать полную характеристику этого предложения.
-Разобрать по членам предложения.
- Указать падеж.
5. Разминка.
-А сейчас давайте вспомним опорные знания по данной теме. Я предлагаю для этого провести разминку. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.
(дети выходят по одному к доске)
Вопросы:
- Что называется именем существительным?
- Как изменяется имя существительное?
- Что значит просклонять имя существительное?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Как проверить безударное окончание имён существительных?
6. Повторение алгоритма.
– Теперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Есть желающие ответить?
Обобщение после ответов учащихся:
3 слайд. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
- По опорным словам:
1 склонение – весна, земля
2 склонение – сон, колесо
3 склонение – рожь
4 слайд. 2. По таблице окончаний:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
6. Работа в группах.
1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
Откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.
Задания (разного уровня сложности):
1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка),
2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., отрезал для юбк..., увидал мыш.., шёл рощ..й, поспела малин…
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер.., вдоль дорог…, на окошк.., в лагер… , к сирен…
4 группа. Из данных слов составьте и запишите два предложения так: в первом выделенное имя существительное употребить в именительном падеже; во втором –в винительном падеже.
Кремль , туристы, стоит, осматривали, Красной площади, на
5 группа. Из слов каждой строчки составить и записать предложение так, чтобы получилась пословица. Указать склонение и падеж существительных с безударными падежными окончаниями.
золото, из, добывают, земли, знания, а, из, книги
солнышке, при, а, тепло, при, добро, матери
6 группа. Составить и записать словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу предлогами, определить падежные окончания имён существительных, указать падеж и склонение.
Рассказать (бабушка), подъехать (площадь), выехать (деревня), смеяться (радость),сорвать (яблоня), выбежал (роща), лежать (постель)
2) Проверка (с помощью слайдов 5, 6, 7).
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)
V. Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. (Слайд 8) Если оно
относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему
– прыгаете на месте.
Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.
VI. Продолжение работы в группах.
1) Слайд 9. 2 задание (7 минут). Дано предложение:
На верхушк… старой сосн… дятел долбит клюв… шишк… .
1 группа: Спишите, вставив окончания, и объясните их.
2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.
3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения.
2) Проверка с помощью слайдов 10, 11, 12.
3) Определите, кто сегодня был лучшим в вашей группе.
VII. Самоконтроль. Тест.
1) – Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».
Тест.
- Найти словосочетание с ошибкой.
Р – мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
- Найти словосочетание с пропущенной буквой О.
Д – пшениц..й
Ж – зайц..м
Э – куриц..й
М – нож..м
- Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен..ца
Л – брат..ц
Х – пал..ц
Б – стар..ц
- Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать
Ц – (у)летать
Г – (на)берегу
Ю – (не)жный
- Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н..летать
У – п..бежать
Ш – з..крыть
Ф – н..дрезать
2) Проверка.
– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.
Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:
Слайд 13.
0 ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
больше 2 ошибок – «2».
VIII. Итог урока.
– Вспомним, какие задачи ставились на уроке. (Слайд 14 с задачами урока)
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
IX. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого заполнить карточку, лежащую в конверте №3.
Отчёт учени___ _____ (фамилия, имя) о работе на уроке русского языка _____ (дата)
Я работал(а) с _____________________________ настроением.
Я __ доволен собой.
Я испытываю затруднения, когда (в чём) _________________________________.
Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.
(Несколько человек зачитывают свои ответы )
– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (Этим детям можно поставить «5»)
Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает «4»,
а те, кто работал мало и допустил много ошибок - «3».
X. Домашнее задание.
Дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных в рабочей печатной тетради: рабочая тетрадь стр. 25 №6.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. 3кл. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник (в двух частях)
2. 2-4кл. Романова В.Ю. Русский язык. Оценка достижений планируемых результатов. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»
Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».
Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.2. Развивать орфографическую ...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".
Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...
технологическая карта урока русского языка по теме " Повторяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения"
Урок проводился в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...